АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
Пушкина ул., д. 45, г. Хабаровск, 680000, официальный сайт: www.fasdvo.arbitr.ru
г. Хабаровск
июня 2022 года № Ф03-2584/2022
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2022 года .
Полный текст постановления изготовлен июня 2022 года .
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.И.
судей Никитиной Т.Н., Ширяева И.В.
при участии:
от администрации Петропавловск-Камчатского городского округа: представитель не явился;
от Государственной жилищной инспекции Камчатского края: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
на решение от 28.01.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2022
по делу № А24-5977/2021
Арбитражного суда Камчатского края
по заявлениюадминистрации Петропавловск-Камчатского городского округа (ОГРН 1024101022010, ИНН 4101036106, адрес: 683001, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, ул.Ленинская, 14)
кГосударственной жилищной инспекции Камчатского края (ОГРН 1054100065766, ИНН 4101102831, адрес: 683024, Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский, ул. Лукашевского, 5)
о признании незаконным предписания
УСТАНОВИЛ:
Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа (далее – администрация) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее – ГЖИ Камчатского края, инспекция) от 13.12.2021 № 2201/1-4ж.
Решением суда от 28.01.2022, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2022, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, администрация обратилась в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением норм материального права и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
ГЖИ Камчатского края в отзыве на кассационную жалобу изложенные в ней доводы отклоняет в полном объеме и просит принятые судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные. Также ходатайствует о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Лица, участвующие в деле, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии кассационной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что, в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Судами установлено, что 23.11.2021 в ГЖИ Камчатского края поступило перенаправленное по подведомственности обращение ООО «Управляющая компания № 1» об аварийном состоянии многоквартирного жилого дома (далее – МКД) № 7 по ул. Козельская в г. Петропавловске-Камчатском. В заявлении управляющая компания указала, что 25.10.2021 произведен частичный ремонт кровли указанного МКД, а также в связи с опущением плиты перекрытия на лестничной площадке установлена подпорная стойка. При очередном осмотре 12.11.2021 установлено, что подпорная балка при нагрузке дала усадку, идет обрушение потолочной плиты.
В ходе проведения проверки, назначенной приказом ГЖИ Камчатского края от 29.11.2021 № 2201 в отношении Администрации, факты, изложенные в обращение ООО «Управляющая компания № 1», подтвердились, установлено, что в помещении лестничной клетки на 2 этаже наблюдается заметный прогиб чердачного перекрытия, наличие временных креплений в отдельных местах, временных деревянных подпорок. ГЖИ Камчатского края также установлено, что фактически в указанном МКД проживают граждане в квартирах №№ 2, 4, 6, 7. МКД построен в 1954 году и используется уже 63 года. Степень износа дома составляет 73%. Распоряжением Администрации от 02.02.3018 № 29-р МКД признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением Администрации от 27.12.2019 № 201-р увеличен срок по расторжению договоров социального найма и отселения граждан, проживающих в жилых помещениях муниципального жилищного фонда МКД, до 31.12.2024.
По результатам проверки ГЖИ Камчатского края признала, что Администрацией допущены нарушения части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение № 47), поскольку срок отселения жильцов из аварийного дома до 2024 года не является разумным, что также отражено в акте от 13.12.2021 № 2201/1-4Ж, составленном по результатам проведенной проверки.
13.12.2021 администрации выдано предписание № 2201/1-4ж, которым предложено устранить нарушения путем принятия срочных мер по расселению граждан, проживающих в аварийном доме в срок до 01.03.2022.
Не согласившись с предписанием от 13.12.2021 № 2201/1-4ж, посчитав, что оно не соответствует закону, администрация обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о законности оспариваемого ненормативного правового акта.
Выводы суда первой инстанции поддержаны судом апелляционной инстанции.
При этом, суды обоснованно исходили из следующего.
Постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 № 418-П утверждено Положение о государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее – Положение № 418-П), пунктом 1 которого установлено, что ГЖИ Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор и лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 19 вышеназванного постановления ГЖИ Камчатского края осуществляет региональный государственный жилищный надзор на территории Камчатского края, в том числе, за соблюдением органами государственной власти Камчатского края, органами местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; порядку признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерацией положением; других обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В силу подпункта 38.5 пункта 38 Положения № 418-П инспекция вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
При установленных положениях закона суды верно заключили, что ГЖИ Камчатского края выдала оспариваемое предписание при наличии соответствующих полномочий.
Согласно части 1 статьи 20 ЖК РФ предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством.
Частью 8 статьи 20 ЖК РФ установлено, что при осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В силу части 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлены Положением № 47.
Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям (пункт 7 Положения № 47).
Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42 Положения № 47).
В соответствии с пунктом 49 Положения № 47 на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
С учетом приведенных положений действующего законодательства, суды пришли к верному выводу о том, что решение вопроса по отселению физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и определение такого срока, который должен быть разумным, относится к полномочиям органа местного самоуправления.
При этом срок отселения граждан должен быть определен исходя из фактического состояния дома, сопряженного с повышенной опасностью для жизни и здоровья граждан.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 185-ФЗ) региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части.
В первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Исследовав и оценив по правилам главы 7 АПК РФ представленные в материалы доказательства, учитывая, что при проведении проверок инспекцией на основании выполненного в июне 2017 года технического заключения ООО «АктивПроект» установлена степень физического износа МКД на 2017 год составляет 73%, а также выявлена динамика деформаций и разрушений конструкций МКД № 7 по ул. Козельская, 7 в г.Петропавловск-Камчатский, что создает реальную угрозу их обрушения в любое время, и, как следствие, влечет за собой угрозу причинения вреда здоровью и жизни граждан, проживающих в МКД, а также учитывая наличие принятого администрацией еще в 2018 году распоряжения от 02.02.2018 № 29-р о признании спорного дома аварийным и подлежащим сносу, судами признан обоснованным вывод ГЖИ Приморского края о необходимости принятия администрацией срочных мер по расселению граждан, проживающих в МКД.
Принимая во внимание, что на момент выдачи предписания администрация не представила доказательств принятия мер по отселению граждан из аварийного многоквартирного дома, проживание в котором представляет реальную угрозу их жизни и здоровью, срок отселения граждан должен быть определен исходя из фактического состояния дома, а не установленной администрацией очередности расселения до 2024 года, признанной жилищной инспекцией неразумной в отношении спорного МКД, судебные инстанции правомерно признали оспариваемое предписание соответствующим закону и не нарушающим права и законные интересы администрации.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что нормами действующего законодательства не определены сроки для отселения жильцов в случае признания дома аварийным, суд кассационной инстанции отклоняет, поскольку отсутствие в законе срока, в течение которого необходимо провести отселение физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не освобождает орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него обязанности в разумный срок
Доводы администрации о неисполнимости предписания ввиду отсутствия указания на конкретные меры отклоняются, поскольку разрешение данного вопроса в установленном законом порядке отнесено к компетенции администрации.
При установленных обстоятельствах, оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у суда округа не имеется.
Поскольку судами правильно установлены все имеющие существенное значение для разрешения спора обстоятельства, верно применены нормы материального права, нарушений процессуальных норм, в том числе влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не выявлено, кассационная жалоба – удовлетворению, а судебные акты – отмене, не подлежат.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 28.01.2022, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2022 по делу № А24-5977/2021 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья А.И. Михайлова
Судьи Т.Н. Никитина
И.В. Ширяев