ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-6699/2022 от 26.07.2023 АС Камчатского края

129/2023-28144(2)







Пятый арбитражный апелляционный суд  ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001 

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А24-6699/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2023 года. 

Постановление в полном объеме изготовлено 27 июля 2023 года.  Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н.Мамедовой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с  ограниченной ответственностью «Базальт», 

апелляционное производство № 05АП-3521/2023
на решение от 15.05.2023
судьи М.В.Карпачева

по делу № А24-6699/2022 Арбитражного суда Камчатского края 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Базальт» (ИНН 4101147293,  ОГРН 1114101005534) 

к Управлению Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (ИНН 4101035896,  ОГРН 1044100662946) 

о признании недействительными решений от 22.08.2022 № 5264, от 26.09.2022 № 6154 о  привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, 

третье лицо: Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по  Дальневосточному округу (ИНН 2721120717, ОГРН 1042700165298), 

при участии:

от ООО «Базальт» - Кольцова И. Е. (участие онлайн), по доверенности от 13.05.2022,  сроком действия до 31.12.2023, паспорт, диплом (регистрационный номер 51367); Суббота  О.А., по доверенности от 05.04.2022, сроком действия до 31.12.2023, паспорт, диплом  (регистрационный номер 1037), 

от УФНС по Камчатскому краю - Будасова Л.И. (участие онлайн), по доверенности от  22.12.2022, сроком действия до 31.12.2023, паспорт, диплом ПВ № 147611, 

от Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по Дальневосточному  округу - Бабенко Д.К., по доверенности о 14.11.2022, сроком действия на 1 год, паспорт,  диплом (регистрационный номер 06-1217), 

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Базальт» (далее – заявитель,  Общество, ООО «Базальт») обратилось в арбитражный суд Камчатского края с  заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю (далее –  налоговый орган, Управление, УФНС по Камчатскому краю) о признании 


недействительным решения от 22.08.2022 № 5264 о привлечении к ответственности за  совершение налогового правонарушения. 

Определением суда от 19.01.2023 в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрегиональная  инспекция федеральной налоговой службы по Дальневосточному округу. 

В производстве Арбитражного суда Камчатского края находилось дело № А246938/2022 по заявлению ООО «Базальт» об оспаривании решения Управления  Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю от 26.09.2022 № 6154 о  привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. 

Определением суда от 08.02023 дело № А24-6699/2022 объединено с делом № А24-  А24-6865/2022 в одно производство, делу присвоен единый номер № А24-6699/2022. 

Решением суда от 15.05.2023 в удовлетворении заявленных обществом требований  отказано. 

Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Пятый  арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. 

Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 15.05.2023,  общество просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении  требований ООО «Базальт». В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель  приводит доводы о нарушении судом норм материального права, неполном выяснение  обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, а также неверной оценки  представленных в дело доказательств. Указывает, что конечным продуктом разработки  участка недр «Пионерский-4» и первым полезным ископаемым, отвечающим требованиям  национального стандарта является именно строительный камень, который подлежит  налогообложению налогом на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), а не щебень  как ошибочно установлено налоговым органом и поддержано судом первой инстанции. 

УФНС по Камчатскому краю, Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой  службы по Дальневосточному округу по мотивам, изложенным в письменных отзывах на  апелляционную жалобу, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную  жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта. 

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали свои  требования и возражения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и отзывах на  нее. 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным  судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ

Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее. 

ООО «Базальт» осуществляет добычу строительного камня по лицензии от  20.10.2011 года ПТР 05038 ТР, выданной Министерством природных ресурсов и экологии  Камчатского края, с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение,  разведка и добыча вулканогенных пород (строительного камня) на участке недр  «Пионерский-4», расположенном в Елизовском муниципальном районе Камчатского края  Российской Федерации. 

ООО «Базальт» в УФНС по Камчатскому краю 15.03.2022 по  телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) представлена первичная налоговая  декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за февраль 2022 года. Сумма  налога, подлежащая уплате в бюджет 1 014 653 рубля. 

В ходе камеральной налоговой проверки за февраль установлено, что Обществом  неверно определена стоимость единицы добытого полезного ископаемого в размере 875  рублей за кубический метр, что привело к неправомерному занижению суммы налога,  подлежащей уплате в бюджет. 

По результатам проведения камеральной налоговой проверки Управлением  составлен акт налоговой проверки от 29.06.2022 № 5216, в котором зафиксировано  нарушение положений пунктов 1, 2 статьи 337, пункта 7 статьи 339 и пунктов 1, 3 статьи 


340 НК РФ, а именно обществом за февраль 2022 года занижена налогооблагаемая база на  4 509 592.6 руб. и сумма налога на добычу полезных ископаемых, в размере 248 028  рублей. 

По итогам рассмотрения материалов камеральных налоговой проверки, акта  налоговой проверки, письменных пояснений Общества Управлением принято решение о  привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового  правонарушения от 22.08.2022 № 5264 в виде штрафа в размере 22 556 рублей 55 копеек,  установлена недоимка по НДПИ в размере 248 028 рублей и начислены пени в размере 14  565 рублей 83 копейки. 

ООО «Базальт» в УФНС по Камчатскому краю 15.04.2022 по ТКС представлена  первичная налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за март 2022  года. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет 1 142 242 рубля. 

По результатам проведения камеральной налоговой проверки Управлением  составлен акт налоговой проверки от 29.07.2022 № 6633, в котором зафиксировано  нарушение положений пунктов 1, 2 статьи 337, пункта 7 статьи 339 и пунктов 1, 3 статьи  340 НК РФ, а именно Обществом за марта 2022 года занижена налогооблагаемая база на  24 084 727.25 руб. и сумма налога на добычу полезных ископаемых, подлежащая уплата в  бюджет, в размере 1 324 660 рублей. 

 По итогам рассмотрения материалов камеральных налоговой проверки, акта  налоговой проверки, письменных пояснений Общества Управлением принято решение о  привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового  правонарушения от 26.09.2022 № 6154 в виде штрафа в размере 4 139 рублей 56 копеек,  установлена недоимка по НДПИ в размере 1 324 660 рублей и начислены пени в размере  18 871 рубля 49 копеек. 

Не согласившись с вынесенными решениями, общество обратилось в МИФНС  России по Дальневосточному федеральному округу с апелляционными жалобами. 

Решением от 07.11.2022 № 07-10/3772@ МИФНС России по Дальневосточному  федеральному округу апелляционная жалоба Общества на решение УФНС по  Камчатскому краю от 22.08.2022 № 5264 удовлетворена в части уменьшения штрафных  санкций в сумме 11 278 рублей 27 копеек. 

Решением от 14.11.2022 № 07-10/3909@ МИФНС России по Дальневосточному  федеральному округу апелляционная жалоба Общества на решение УФНС по  Камчатскому краю от 26.09.2022 № 6154 оставлена без удовлетворения. Решением УФНС  по Камчатскому краю от 02.05.2023 № 14-36/09224 решение от 26.09.2022 № 6154  отменено в части доначисления сумм пени в размере 18 871 рубля 49 копеек. Решением  ФНС по Камчатскому краю от 02.05.2023 № 14-36/09224 решение от 22.08.2022 № 5264  отменено в части доначисления сумм пени в размере 13 573 рублей 73 копеек. 

Не согласившись с решениями УФНС по Камчатскому краю от 22.08.2022 № 5264 и  от 26.09.2022 № 6154 с учетом решений Межрегиональной инспекцией федеральной  налоговой службы по Дальневосточному округу и УФНС по Камчатскому краю, ООО  «Базальт» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении  которого судом отказано. 

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268,  270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и  процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе  общества и в отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного  суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не  подлежащей удовлетворению по следующим основаниям. 

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для  признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и  действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо  наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного 


правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному  правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны  уплачивать законно установленные налоги и сборы. 

Согласно пункту 1 статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет  сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы,  налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено данным Кодексом. 

 Порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых установлен  главой 26 НК РФ

В соответствии со статьей 334 НК РФ Общество, признаваемое пользователем недр в  соответствии с законодательством Российской Федерации, признается плательщиком  налога на добычу полезных ископаемых. 

Объектом налогообложения НДПИ, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи  336 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 336 НК РФ, признаются  полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке  недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном  налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской  Федерации. 

Согласно статье 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция  горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически  добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости  и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту  Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному  стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого  полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия). 

Статьей 338 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется  налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного  ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при  добыче основного полезного ископаемого). Налоговая база определяется, в том числе как  стоимость добытых полезных ископаемых, рассчитанная в соответствии со статьей 340  настоящего Кодекса, если иное не установлено подпунктами 2 и (или) 3 настоящего  пункта. 

Подпунктом 10 пункта 2 статьи 337 Кодекса к видам добытых полезных ископаемых  отнесено неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии  (гипс, ангидрит, мел природный, доломит, флюс известняковый, известняк и известковый  камень для изготовления извести и цемента, песок природный строительный, галька,  гравий, песчано-гравийные смеси, камень строительный, облицовочные камни, мергели,  глины, другие неметаллические ископаемые, используемые в строительной индустрии). 

При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей  промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3  настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов,  потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству  соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли,  региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных  стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим  условиям) организации (предприятия) (статья 337 пункт 1 Налогового кодекса Российской  Федерации). 

Пунктом 2 статьи 339 НК РФ установлено что количество добытого полезного  ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и  устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного  ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом, если 


иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если определение количества  добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный  метод. Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого  полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика  для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей  деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого  полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению  только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения  полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных  ископаемых. 

Если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого  полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с  учетом фактических потерь полезного ископаемого. Фактическими потерями полезного  ископаемого (за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной)  признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое  уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого  полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла  по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого  учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том  налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по  итогам произведенных измерений (пункт 3 статьи 339 НК РФ). 

Из пункта 7 статьи 339 НК РФ следует, что при определении количества добытого в  налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено  пунктом 8 данной статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом  периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче  (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь). При этом при разработке  месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на  добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций  (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения  полезного ископаемого. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 340 НК РФ оценка стоимости добытых полезных  ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих  способов: 

- исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый  период цен реализации без учёта субсидий; 

- исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый  период цен реализации добытого полезного ископаемого; 

- исходя из расчётной стоимости добытых полезных ископаемых

Налоговые ставки по НДПИ установлены статьей 342 Налогового кодекса  Российской Федерации. 

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что  общество в проверяемом налоговом периоде осуществляло добычу строительного камня  на основании лицензии от 20.10.2011 года ПТР 05038 ТР с целевым назначением и видами  работ: геологическое изучение, разведка и добыча вулканогенных пород (строительного  камня) на участке недр «Пионерский-4», расположенном в Елизовском муниципальном  районе Камчатского края Российской Федерации. 

Учетной политикой ООО «Базальт» определено, что добытым полезным ископаемым  является камень строительный. Кроме этого оценка стоимости добытых полезных  ископаемых определяется исходя из цен реализации полезного ископаемого, в случае  отсутствия реализации в налоговом периоде оценка производится исходя из расчётной  стоимости добытых полезных ископаемых 


Согласно Разделу В «Добыча полезных ископаемых» подраздела 08 «Добыча прочих  полезных ископаемых» Общероссийского классификатора видов экономической  деятельности ОК 029-2014 (далее - ОКВЭД), утвержденного Приказом Росстандарта от  31.01.2014 № 14-ст, добыча строительного камня включает дробление и измельчение  строительного камня. Таким образом, процессы дробления и измельчения строительного  камня до щебня отнесены общероссийскими классификаторами к видам добычных работ,  равно как и щебень назван среди продуктов горнодобывающей промышленности. 

 Из писем Минфина России от 14.08.2007 № 03-06-05-01/36 и от 10.11.2017 № 03- 1211/1/74333 следует, что, поскольку технологический процесс по добыче конкретного  полезного ископаемого на конкретном месторождении определяется в техническом  проекте разработки данного месторождения и включает помимо операции по извлечению  минерального сырья из недр комплекс технологических операций (процессов) по  доведению фактически извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта  качества, необходимо учитывать положения пункта 7 статьи 339 Кодекса,  устанавливающие определение в налоговом периоде количества добытого полезного  ископаемого, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс  технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из  недр, предусмотренных техническим проектом разработки месторождения. 

Согласно справке о производстве добычных работ по карьеру «Пионерский-4» за  февраль 2022 года объем разработки составил 21 083, 70 м2 , за март 2022 года объем  разработки составил - 23 584,500 м2. 

Камеральной налоговой проверкой установлено, что государственный стандарт на  строительный камень отсутствует, в связи с чем, Обществом разработан и применяется  стандарт предприятия (технические требования), который распространяется на добытое  ООО «Базальт» из недр месторождения «Пионерское-4» полезное ископаемое - камень  строительный. 

В проверяемом периоде налогоплательщик, определяя налоговую обязанность по  НДПИ, исходил из того, что добытым полезным ископаемым, первым по своему качеству,  является строительный камень и применил при расчете налогооблагаемой базы цену  реализации строительного камня. 

Так, основным видом деятельности Общества является - добыча декоративного и  строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев (код по ОКВЭД 08.11). 

Вместе с тем согласно общероссийскому классификатору видов экономической  деятельности, утвержденному Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, основной  вид деятельности Общества включает в себя также: 

- добычу, первичную обработку, распиловку камня для строительства и  изготовления памятников, такого как мрамор, гранит, песчаник и т.д.; 

дробление и измельчение декоративного и строительного камня;  добычу, дробление и измельчение известняка; 

добычу гипса и ангидрита;
добычу мела и некальцинированного доломита.

В соответствии в с пунктами 8, 9 Методических указаний по контролю за  технической обоснованностью расчетов платежей при пользовании недрами (утв.  Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 10.12.1998 № 76, № РД-07- 261-98), под добытыми полезными ископаемыми, а также фактически добытыми  полезными ископаемыми понимаются, в том числе, твердые полезные ископаемые,  выданные из недр на поверхность при подземной разработке месторождения, вывезенные  из карьера (разреза) на открытых горных работах и прошедшие первичную обработку. 

Под первичной обработкой полезных ископаемых, для твердых полезных  ископаемых, понимаются технологические операции по доведению до требуемого  стандартами и техническими условиями качества, предусмотренные проектом ведения  работ по добыче полезных ископаемых и осуществляемые, как правило, в границах 


горного отвода, включая селективную выемку, усреднение, породовыборку, дробление  негабаритов, производство кондиционных блоков, сортировку и доставку до склада  готовой продукции или на перерабатывающие производства (обогатительные или  брикетные фабрики, дробильно - сортировочные комплексы, химические или  металлургические заводы и др.). 

Согласно статье 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О  недрах» разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии  с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на  выполнение работ, связанных с пользованиями недрами, а также правилами разработки  месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых. 

Пунктом 7 статьи 339 НК РФ установлено, что при определении количества  добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не  предусмотрено пунктом 8 статьи 339 НК РФ, полезное ископаемое, в отношении которого  в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по  добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь). 

При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с  лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс  технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом  разработки месторождения полезного ископаемого. 

Так, исходя из представленного налогоплательщиком проекта производства работ по  добыче строительного камня на месторождении «Пионерское» участок «Пионерский-4»  Елизовский муниципальный район (далее - проект), целью проведения работ на указанном  месторождении является добыча вулканогенных пород (строительного камня) с  проведением, в дальнейшем, дробильно-сортировочных операций и получением 

необходимого набора фракций для использования при строительных работах, а также  установлено, что изучаемые породы должны отвечать по качеству требованиям,  предъявляемым ГОСТАми (8267-93 «Щебень из природного камня для строительных  работ. Технические условия», 10268-80 «Бетон тяжёлый. Технические требования к  заполнителям», 221132-76 «Камень бутовый. Технические условия»). 

Указанное также отражено в плане развития горных работ участка недр (карьер)  «Пионерский-4» на 2022 год. 

Пунктом 3.2 проекта предусмотрена переработка горной массы и получения  строительного камня различной фракции на дробильно-сортировочном комплексе,  состоящем из двух установок ДСК-250. Добыча горной массы ведется тяжелым  бульдозером или экскаватором с применением при необходимости гидромолота для  отбойки горной массы от целика и дробления до фракции не более 450 мм. 

Таким образом, технологический процесс на месторождении «Пионерский-4»  включает предварительное рыхление, выемочно-погрузочные работы и  транспортирование горной массы от месторождения до дробильно-сортировочного  комплекса также для получения щебня, соответствующего ГОСТу 8267-93. 

Исходя из изложенного, спорная продукция (щебень) представляет собой тот же  строительный камень, только подвергнутый фракционному измельчению с целью  доведения сырья до стандарта качества. В случае, когда общество осуществляет  дробление строительного камня в связи с операциями по его добыче (единый  технологический процесс, предусмотренный проектом разработки месторождения),  процессы дробления, измельчения и сортировки строительного камня до щебня отнесены  к видам добычных, а не обрабатывающих работ. 

Исходя из вышеизложенного, Заявителем реализуется строительный камень  (щебень) разных фракций, так как сам строительный камень, это фракция, из которой  налогоплательщик получает щебень отсев, который в свою очередь имеет свой ГОСТ, что  предусмотрено проектом и планом развития горных работ участка недр (карьер)  «Пионерский-4» на 2022 год. 


Также проектом предусмотрено получение щебня как продукции разработки  месторождения в результате первичной обработки добытого сырья (строительного камня).  В связи с этим щебень является для налогоплательщика добываемым полезным  ископаемым, облагаемым НДПИ. 

В ходе мероприятий налогового контроля Управлением проведен анализ выписки  расчетного счета ООО «Базальт» за спорный период (февраль-март 2022 года) и  установлено, что обществом реализовывался щебень в проверяемом периоде: в феврале –  ООО «Бетон 19», ООО «Камчатская нерудовая компания», ООО «К-Транс», в марте - АО  «Ротек», ООО «ЗАПАД-ВОСТОК». 

В связи с этим, налоговым органом в адрес указанных организаций направлены  требования о представлении документов (информации), которые подтвердили факт  приобретения у ООО «Базальт» щебня в феврале - марте 2022 года. 

Кроме того, приобретение щебня в феврале и марте 2022 года у ООО «Базальт»  подтвердило ООО «КАМЧАТНЕРУД», представив в налоговый орган соответствующие  счета-фактуры в рамках проведения камеральной налоговой проверки налоговой  декларации по НДПИ за февраль и март 2022 года. 

Материалами дела установлено, что в феврале 2022 года налогоплательщиком  реализовано продукции на общую сумму 376 750.50 руб. (без НДС) в общем количестве  345.995 м3 (в том числе щебень на сумму 114 250,0 руб. количестве 45.995 м3.  строительный камень на сумму 262 500 руб. количестве 300 м3 

Согласно отчету о розничных продажах за 24.03.2022 общество реализован камень  строительный на сумму 850 руб. в количестве 0,988 м3. 

Таким образом, в марте 2022 года налогоплательщиком реализовано продукции на  общую сумму 22 155 924,16 руб. (без НДС) в общем количестве 11 650,05 м3 (в том числе  щебень на сумму 22 134 240,83 руб. в количестве 11 625,253 м3, строительный камень на  сумму 21 683,33 руб. в количестве 24,794 м3). 

Согласно абзацу 8 пункта 2 статьи 340 НК РФ стоимость единицы добытого  полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого  полезного ископаемого к количеству реализованного добытого полезного ископаемого. 

Таким образом, Заявителем занижена стоимость единицы добытого полезного  ископаемого, поскольку рассчитана без учета реализации щебня. 

Судом верно отмечено, что объем добытого строительного камня, указанного в  оспариваемых решения, в ходе рассмотрения дела заявителем также не оспаривался. 

Налоговый органом обоснованно установлено, что исчисление НДПИ в отношении  полезного ископаемого «камень строительный» произведено ООО «Базальт» в отношении  всего объема добытого полезного ископаемого с применением цены реализации только  камня строительного. 

Налоговая база по НДПИ за февраль 2022 года составила 22 957 830.09 руб. (1 088.89  руб. (стоимость единицы полезного ископаемого) * 21 083.70 м3 (общий объем добытого  полезного ископаемого указанный маркшейдерской справке II налоговой декларации). 

Налоговая база по НДПИ за март 2022 года составила 44 852 766,26 руб. (1 901,79  руб. (стоимость единицы полезного ископаемого) * 23 584,500 м3 (общий объем добытого  полезного ископаемого указанный в маркшейдерской справке и налоговой декларации). 

Согласно абзацу 7 пункта 2 статьи 340 НК РФ стоимость добытого полезного  ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого,  определяемого в соответствии со статьей 339 НК РФ, и стоимости единицы добытого  полезного ископаемого. 

Исходя из этого, по данным налогового органа сумма налога, подлежащая уплате в  бюджет за март, составляет 2 466 902 руб. (44 852 766,26 руб. * 5,5%), за февраль - составляет 1 262 681 руб. (22 957 830.09 руб. * 5.5%). 


С учетом исчисленной налогоплательщиком суммы НДПИ в размере 1 142 242 руб.,  сумма налога к доплате составила 1 324 660 руб. (2 466 902 руб. - 1 142 242 руб.)- март  2022 года, и за февраль 2022 года - 248 028 руб. (1 262 681 руб. 1 014 653 руб.). 

На основании вышеизложенного, при наличии реализации щебня, строительного  камня, оценка стоимости полезных ископаемых для исчисления сумм НДПИ определяется  в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 340 НК РФ - исходя из сложившихся у  налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации полезного  ископаемого, применительно к щебню различных фракций. 

В рассматриваемом случае налоговым органом правомерно установлено, что в целях  исчисления НДПИ добытым полезным ископаемым является щебень 5-20 мм и 40-70 мм,  исходя из чего, был произведен перерасчет налоговой базы с учетом действительной  стоимости единицы полезного ископаемого и доначислена соответствующая сумма  НДПИ. 

Относительно несогласия общества с тем фактом, что щебень не является конечным  продуктом переработки и не изменяет своих характеристик в процессе измельчения, что,  по мнению налогоплательщика, подтверждается позицией, изложенной в Определении  Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.2021 № 375-0, коллегия отмечает  следующее. 

Как отметил Конституционный Суд Российской федерации в Определении от  11.03.2021 № 375-0, для корректного определения объекта обложения НДПИ  правоприменительным органам требуется в каждом случае установить, является ли  конкретная операция частью технологического цикла по добыче, т.е. извлечению  полезного ископаемого из недр (или же по переработке его в качественно иную  продукцию), а равно является ли содержащаяся в добытой породе продукция первой по  своему качеству, соответствующей требованиям применимых стандартов (или же таковой  является продукция, полученная путем ее дальнейшей переработки). 

Таким образом, исходя из изложенного, налоговый орган в каждом конкретном  случае, на основании технической документации налогоплательщика определяет  подлежит ли налогообложению та или иная продукция. 

На основании представленного обществом проекта налоговым органом определено,  что непосредственной целью проведения работ на месторождении «Пионерское-4»  является добыча строительного камня, в том числе для проведения в дальнейшем  дробильно-сортировочных работ и получения необходимого набора фракций (щебень по  ГОСТу 8267-93). Указанное соответствует тому, что добыча строительного камня и  дробление его до состояния щебня является полным технологическим циклом по добыче  полезного ископаемого, что соответствует пункту 7 статьи 339 НК РФ

Довод общества о том, что на протяжении длительного периода указывало в  декларациях в качестве полезного ископаемого строительный камень, и налоговый орган  без претензий принимал такие декларации, не уведомляя о неверном определении объекта  налогообложения правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку нормы НК  РФ не ограничивают право налогового органа на выявление в ходе камеральной  (выездной) налоговой проверки обстоятельств, связанных с нарушением порядка  исчисления налога, даже в том случае, когда предыдущие проверки такого нарушения не  установили. Иное означало бы, что в случае не обнаружения налоговым органом  нарушения законодательства о налогах и сборах в любом из предыдущих периодов,  данное обстоятельство делало бы невозможным его привлечение к ответственности во  всех последующих периодах по впервые обнаруженным нарушениям. Соответственно,  отсутствие претензий у проверяющих к налогоплательщику за предыдущие налоговые  периоды не может расцениваться, как нарушение налоговым органом принципа защиты  правомерных ожиданий налогоплательщика 

Существенных нарушений процедуры проведения налоговой проверки и  рассмотрения материалов по ее результатам, влекущих безусловную отмену 


оспариваемых ненормативных правовых актов, и иных нарушений, судом первой  инстанции не установлено. 

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия признает обоснованным вывод  суда первой инстанции о правомерности доначисления обществу НДПИ за февраль и март  2022 год, а также соответствующих сумм штрафных санкций. 

Частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый  ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или  иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы  заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. 

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3  статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении требований заявителя о признании  недействительными решений УФНС по Камчатскому краю от 22.08.2022 № 5264 и от  26.09.2022 № 6154 с учетом решений Межрегиональной инспекцией федеральной  налоговой службы по Дальневосточному округу и УФНС по Камчатскому краю. 

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у  арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями  для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом  первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда  первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться  основанием для отмены судебного акта. 

Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой  инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и  всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм  материального права. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270  АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной  инстанции не установлено. 

Следовательно, основания для отмены решения суда первой инстанции и  удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют. 

В соответствии со статьей 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной  жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение  арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без  удовлетворения. 

В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы коллегия относит на  заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанной с ее  подачей, в размере 1500 руб. 

В остальной части государственная пошлина, излишне уплаченная при подаче  апелляционной жалобы, подлежит возврату обществу из федерального бюджета в порядке  статьи 333.40 Налогового кодекса РФ. 

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 15.05.2023 по делу № А246699/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Базальт» из  федерального бюджета излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по  платежному поручению от 31.05.2023 № 482 государственную пошлину в размере 1500  (одна тысяча пятьсот) рублей. 


Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного  округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев. 

Председательствующий Л.А. Бессчасная 

Судьи А.В. Пяткова 

Е.Л. Сидорович

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России
Дата 02.03.2023 4:08:00
Кому выдана Бессчасная Любовь Анатольевна