ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А24-8158/18 от 19.06.2019 АС Камчатского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А24-8158/2018

24 июня 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2019 года.

Постановление в полном объеме изготовлено июня 2019 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Г.Н. Палагеша,

судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Камчатского края «Спецтранс»,

апелляционное производство № 05АП-2628/2019

на решение от 04.03.2019

судьи Довгалюка Д.Н.

по делу № А24-8158/2018 Арбитражного суда Камчатского края

по заявлению  государственного унитарного предприятия Камчатского края «Спецтранс» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 29.08.2006)

к администрации Вилючинского городского округа Закрытого административно-территориального образования города Вилючинска Камчатского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 16.12.2002)

о признании недействительным предписания в части,

при участии: от сторон – представители не явились,

УСТАНОВИЛ:

государственное унитарное предприятие Камчатского края «Спецтранс» (далее - заявитель, предприятие, ГУП «Спецтранс») обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным в части предписания Администрации Вилючинского городского округа Закрытого административно-территориального образования города Вилючинска Камчатского края (далее – заинтересованное лицо, Администрация) от 31.08.2018 № 101.

Решением Арбитражного суда Камчатского края от 04.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением, заявитель обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование своей позиции апеллянт указывает на  то, что в адрес собственников помещений направлены две квитанции по закрытым лицевым счетам, где имеется задолженность по день закрытия лицевых счетов и текущая квитанция, по которой производятся начисления собственнику жилого помещения. Пояснил, что по закрытым счетам начисление платы по обращению с твердыми бытовыми отходами не производится. Отмечает, что в квитанциях указывается задолженность на начало месяца, а также имеется  графа «дата последней оплаты», что соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.

Стороны,извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку представителей в суд  апелляционной инстанции не обеспечили.

На основании статьи 156, 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.

От Администрации через канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, приобщенный к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ. Из текста отзыва следует, что Администрация просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.

 Как следует из материалов дела, на основании распоряжения исполняющего обязанности главы администрации Вилючинского городского округа от 09.08.2018 № 406 в рамках осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда на территории Вилючинского городского округа Камчатского края в период с 10.08.2018 по 03.09.2018 сотрудником отдела муниципального контроля администрации Вилючинского городского округа проведена внеплановая документарная (выездная) проверка деятельности ГУП «Спецтранс», являющегося региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

Основанием для проведения проверки послужило обращение ФИО1, проживающего по адресу: Камчатский край, г. Вилючинск, мкр. Центральный, д. 8, кв. 56.

В ходе проведенной проверки Администрацией установлено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами в Камчатском крае ГУП «Спецтранс» направил жильцу квартиры № 56 дома № 8 мкр. Центральный в городе Вилючинске Камчатского края две квитанции на оплату услуг регионального оператора по обращению с ТКО за июль 2018 года с указанием разных лицевых счетов и сумм. Также в квитанциях, направленных жильцам, имеющим задолженность за период с января по май 2018 года включительно, указывался текущий месяц и ненадлежащий исполнитель коммунальной услуги.

Результаты проверки отражены в акте от 31.08.2018 № 186.

31.08.2018 должностным лицом Администрации выдано предписание № 101, в соответствии с которым предприятие обязано в срок до 30.09.2018 внести изменение в платежные документы, направляемые жильцам дома № 8 мкр. Центральный города Вилючинска Камчатского края, имеющим задолженность за период с 01.01.2018 по 06.05.2018, а именно указать соответствующий период оказания услуг по обращению с ТКО, за который взыскивается задолженность, и указать надлежащего исполнителя услуг, оказывающего услуги по обращению с ТКО в период с 01.01.2018 по 06.05.2018.

Не согласившись с вынесенным предписанием в части возложения на ГУП «Спецтранс» обязанности по указанию соответствующего периода оказания услуги по обращению с ТКО, за который взыскивается задолженность, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Отношения, возникающие в области управления многоквартирными домами регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ), иными нормативными документами, содержащими требования в области предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а к отношения, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

Статьей 20 ЖК РФ, определяющей предмет, порядок и условия осуществления государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля и общественного жилищного контроля, установлено, что под  муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Статьей 4 Закона Камчатского края от 29.12.2012 № 195 «О муниципальном жилищном контроле в Камчатском крае» установлено, что муниципальный жилищный контроль в Камчатском крае осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления поселений и городских округов в Камчатском крае на территориях соответствующих поселений и городских округов в Камчатском крае, а также уполномоченными органами местного самоуправления муниципальных районов в Камчатском крае на межселенных территориях (далее - органы муниципального жилищного контроля) в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и муниципальными правовыми актами.

Постановлением Администрации Вилючинского городского округа ЗАТО города Вилючинска Камчатского от 02.02.2008 № 87 утвержден  административный регламент осуществления муниципального жилищного контроля на территории Вилючинского городского округа

Пунктом 1.2 Регламента установлено, что муниципальный жилищный контроль осуществляется администрацией Вилючинского городского округа, непосредственное осуществление контроля возлагается на отдел муниципального контроля администрации.

Предметом муниципального жилищного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателям и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами Камчатского края в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами (пункт 1.4 Регламента).

Уполномоченные должностные лица при проведении проверок имеют право, в том числе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (пункт 1.7 Регламента).

Таким образом, оспариваемое предписание вынесено в пределах полномочий Администрации.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2 статьи 14 Закона № 294-ФЗ).

Пунктом 8 части 2 статьи 14 указанного Закона установлено, что в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются, в том числе: перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

По правилам части 1 статьи 16 Закона № 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

По смыслу статьи 17 Закона № 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.

В силу пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Закона № 294-ФЗ при применении мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений, должностные лица органов государственного контроля обязаны соблюдать права и законные интересы проверяемого лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.

Предписание должно содержать указание на нарушенную норму закона, четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения, а также быть исполнимым.

Особенностью предписания является то, что оно содержит властное волеизъявление, которое носит обязательный характер и порождает правовые последствия для определенной организации (предпринимателя), принимается уполномоченным должностным лицом в случае выявления в ходе проверки факта конкретных нарушений законодательства и в целях их устранения путем принятия отдельных мер в установленные в предписании сроки.

Тем самым, вынесение предписания влечет возникновение обязанности лица, которому оно адресовано, совершить некоторые действия либо, напротив, воздержаться от их совершения.

Предписание должно отвечать условию законности.

Следовательно, существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела, является установление законности вынесенного предписания.

Исполнимость предписания является другим важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, которому выдано предписание, устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Несоблюдение вышеупомянутых требований влечет недействительность предписания.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, правомерно исходил из следующего.

В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за коммунальные услуги.

Обращение с твердыми коммунальными отходами отнесено к коммунальным услугам (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).

На основании пункта 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края от 19.12.2016 № 738 «О присвоении статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходам на территории Камчатского края», статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходам на территории Камчатского края присвоен муниципальному унитарному предприятию Петропавловск-Камчатского городского округа «Спецтранс» (в дальнейшем наименование изменено на ГУП Камчатского края «Спецтранс»).

Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

Согласно подпункту «б» пункта 148 (11) Правил № 354 региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами когда  собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пункте 148(8) или 148(9) настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанного в пункте 148(8) или 148(9) настоящих Правил.

Пунктом 148(24) Правил № 354 предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право, в том числе получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю для уплаты размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней).

При этом указанному выше пункту корреспондирует обязанность потребителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 148 (25) Правил № 354).

Согласно пункту пункт 148(27) Правил № 354 расчетный период для оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается равным календарному месяцу.

В соответствии с пунктом 67 Правил № 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.

При этом пунктом 69 указанных выше Правил предусмотрены требования к содержанию платежного документа.

Как следует из материалов дела, за расчетный период «июль 2018 года» собственникам помещений многоквартирного дома № 8 мкр. Центральный в городе Вилючинске Камчатского края выставлялись две квитанции с разными лицевыми счетами, в одной из которых была указана сумма начислений за соответствующий расчетный период (июль 2018), в другой указывалось на имеющуюся задолженность на начало расчетного периода.

Из платежного документа на сумму 1 212 рублей 15 копеек, выставленного собственнику квартиры № 56 дома № 8 мкр. Центральный в г. Вилючинске по лицевому счету № <***>, следует, что оплачиваемым месяцем является июль 2018 года (т.1 л.д. 64). Кроме того, из указанного платежного документа следует, что в июле 2018 года какие-либо начисления за оказанную коммунальную услугу по обращению с ТКО не производились, при этом период образования задолженности не указан.

Вместе с тем, в ходе проверки Администрацией установлено, что задолженность в сумме 1 212 рублей 15 копеек образовалась за период с 01.01.2018 по 06.05.2018, т.е. до оплачиваемого месяца, указанного в платежном документе.

Кроме того, собственнику квартиры № 56 дома № 8 мкр. Центральный в г. Вилючинске за расчетный период «июль 2018 года» предприятием выставлялся еще один платежный документ за оказанную коммунальную услугу по обращению с ТКО по лицевому счету № <***> на сумму 811 рублей 20 копеек. Данный платежный документ содержит сведения о наличии задолженности на начало периода в размере 522 рублей 15 копеек, что противоречит сведениям о задолженности на начало расчетного периода, отраженным в платежном документе по лицевому счету № <***> (т.1 л.д. 65).

Оценив указанные выше платежные документы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в квитанции по лицевому счету № <***> предприятием указан расчетный период образования задолженности (июль 2018), несоответствующий действительности.

Кроме того, из анализа положений, содержащихся в Правилах № 354, не следует возможности выставления одним исполнителем нескольких квитанций на оплату коммунальных услуг по обращению с ТКО за один и тот же расчетный период.

Судебная коллегия учитывает, что оспариваемое предписание не привело к нарушению прав и законных интересов предприятия, которое в отсутствие на то правовых оснований указало в платежном документе ненадлежащий период образования задолженности за оказанную услугу по обращению с ТКО.

Принимая во внимание, что нарушение, послужившее основанием для вынесения предписания, имело место, его наличие предприятием не опровергнуто, полномочия по выдаче предписания у Администрации имелись, судебная коллегия считает, что оспариваемое предписание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.

Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.

Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с части 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.  При изложенных обстоятельствах оснований для отмены оспариваемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Камчатского края от 04.03.2019  по делу №А24-8158/2018  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

          Г.Н. Палагеша

Судьи

Е.Л. Сидорович

            Т.А. Солохина