Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А24-8624/2018 |
22 января 2020 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено января 2020 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов в лице управления Федерального казначейства по Камчатскому краю,
апелляционное производство № 05АП-9083/2019
на определение от 13.11.2019
судьи Ю.С. Скрипник
по делу № А24-8624/2018 Арбитражного суда Камчатского края
по иску акционерного общества «Южные электрические сети Камчатки» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к ответчику территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае
(ИНН <***>, ОГРН <***>)
третье лицо: управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Камчатскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 56 173 руб. 57 коп.,
при участии: лица, участвующие в деле, не явились,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Южные электрические сети Камчатки» (далее – АО «ЮЭСК», истец) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае (далее – ТУ Росимущества в Камчатском крае, ответчик) о взыскании 56 173 руб. 57 коп. долга по оплате коммунальных ресурсов (электроэнергии, тепловой энергии, холодного водоснабжения), потребленных <...> в период с августа 2017 года по март 2018 года.
Решением от 20.05.2019 с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае за счет казны Российской Федерации в пользу акционерного общества «Южные электрические сети Камчатки» взыскано 56 173 руб. 57 коп. долга, 2 247 руб. государственной пошлины, а всего 58 420 руб. 57 коп.
14.10.2019 Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения Арбитражного суда Камчатского края от 20.05.2019 по делу № А24-8624/2018 путем исключения из резолютивной части указания на взыскание за счет средств казны Российской Федерации, одновременно указав, что исполнение решения подлежит за счет средств федерального бюджета, выделяемых Федеральному агентству по управлению государственным имуществом на реализацию своих полномочий, а также просит приостановить исполнение решения Арбитражного суда Камчатского края от 20.05.2019 по делу № А24-8624/2018 до момента рассмотрения судом заявления об изменении способа и порядка исполнения определения в связи с установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации трехмесячного срока исполнения судебных актов.
Определением Арбитражного суда Камчатского края от 13.11.2019 производство по заявлению о приостановлении исполнения решения Арбитражного суда Камчатского края от 20.05.2019 прекращено. В удовлетворении заявления об изменении способа и порядка исполнения решения Арбитражного суда Камчатского края от 20.05.2019 отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить, изменить способ и порядок исполнения решения Арбитражного суда Камчатского края от 20.05.2019, полагая, что исполнение судебного акта должно осуществляться не Минфином России за счет средств казны Российской Федерации в порядке статьи 242.2 БК РФ, а территориальным органом Федерального казначейства по месту открытия должнику (Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Камчатском крае), как получателем средств федерального бюджета, лицевого счета в порядке, установленном пунктом 1 статьи 242.3 БК РФ с учетом положений пункта 11 статьи 161 БК РФ.
В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции надлежаще извещенные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили. Коллегия, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, рассмотрела апелляционную жалобу по существу в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статей 266 - 272 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Статьей 16 АПК РФ предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 327 АПК РФ арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
В силу подпункта 5 пункта 2 статьи 39 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, полностью или частично в случае обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.
Как следует из материалов дела, ни взыскатель, ни должник, ни судебный пристав-исполнитель не обращались в суд с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.
Как было указано ранее, Министерство обратилось в арбитражный суд первой инстанции с заявлением о приостановлении исполнения решения суда.
В силу положений части 1 статьи 45 Федерального закона № 229-ФЗ приостановление исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа, выданного арбитражным судом, производятся тем же арбитражным судом или арбитражным судом, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.
Из содержания вышеприведенных норм права следует, что судом первой инстанции может быть рассмотрен только вопрос о приостановлении исполнительного производства.
Полномочий для приостановления исполнения решения суда применительно к статьям 265.1 и 283 АПК РФ у суда первой инстанции не имеется. Из содержания данных норм закона следует, что по ходатайству лиц, участвующих в деле, приостановить исполнение судебных актов, принятых арбитражным судом первой инстанции, при условии, указанных в данных нормах, вправе лишь арбитражный суд апелляционной или кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах, поскольку данное заявление о приостановлении исполнения решения суда не относится к компетенции арбитражного суда первой инстанции, суд правомерно прекратил производство по заявлению Минфина РФ о приостановлении исполнения решения суда на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Отказывая в удовлетворении заявления Министерства в части изменения способа и порядка исполнения судебного акта, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе изменить способ и порядок его исполнения.
При этом данная мера является исключительной, применяемой при наличии неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта. Изменение способа исполнения судебного акта не должно изменять содержание судебного акта.
АПК РФ не содержит перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 № 467-О).
В силу статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, на которые ссылается лицо как на основание своих требований, возлагается на данное лицо.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются судом (статьи 133, 135 АПК РФ).
В настоящем деле суд при принятии решения указал на взыскание денежных средств за счет казны Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (пункт 4 статьи 214 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
Статьей 125 ГК РФ предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Согласно пункту 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее - Положение № 432), в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению Федеральным имуществом (далее - Росимущество).
Пунктом 4 Положения № 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Судом сделан правильный вывод, что полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации возложены на Росимущество и его территориальные органы.
Для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации (пункт 1 статьи 242.2 БК РФ).
Таким образом, руководствуясь пунктом 1 статьи 125, пунктами 3 и 4 статьи 214 ГК РФ, 158, 242.1, 242.2, 242.3 БК РФ, Положением № 432, суд обоснованно исходил из того, что полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации возложены на Росимущество и его территориальные органы, удовлетворив заявленные требования за счет казны Российской Федерации.
Частью 5 статьи 242.2 БК РФ установлено, что исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете.
Судебные акты по искам к Российской Федерации о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации в силу статей 165, 242.2 БК РФ исполняет Минфин России, на что федеральным бюджетом предусмотрены ассигнования на исполнение судебных актов о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 70 БК РФ обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает: оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами; закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации; возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (часть 2 статьи 161 БК РФ).
В силу главы 24.1 БК РФ и части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» органы Федерального казначейства организуют исполнение исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства казенных, бюджетных (автономных) учреждений.
Указание в решении суда на взыскание денежных средств с Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае за счет казны Российской Федерации не является препятствием для его исполнения органом Федерального казначейства и не изменяет порядок исполнения судебных актов, предусмотренный статьей 242.3 БК РФ, поскольку средства федерального бюджета являются частью государственной казны.
Данная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.05.2009 № 1910/09.
ТУ Росимущества в Камчатском крае в рассмотренном споре осуществляет полномочия собственника федерального имущества и действует от имени и в интересах Российской Федерации, ввиду чего решением суда взыскание произведено с ТУ Росимущества в Камчатском крае, как действующего от лица Российской Федерации, за счет казны Российской Федерации, и никаких затруднений в исполнении не вызывает.
Кроме того, внесение требуемых изменений не обусловлено наличием обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта в соответствии со статьей 324 АПК РФ, а направлено на изменение самого судебного акта путем внесения изменений в его резолютивную часть, что в силу статьи 179 АПК РФ не допустимо.
Иное толкование заявителем жалобы положений бюджетного законодательства не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
При таких обстоятельствах заявление Министерства об изменении порядка и способа исполнения решения Арбитражного суда Камчатского края судом первой инстанции обоснованно оставлено без удовлетворения.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения и не опровергают выводы суда первой инстанции, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов коллегией не рассматривался, поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ апелляционная жалоба по данной категории дел не облагается государственной пошлиной.
Руководствуясь статьями 258, 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Камчатского края от 13.11.2019 по делу №А24-8624/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение одного месяца.
Судья | И.С. Чижиков |