ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, 357600, http://www.16aas.arbitr.ru,
e-mail: info@16aas.arbitr.ru, тел. (87934) 6-09-16, факс: (87934) 6-09-14
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ессентуки Дело № А25-2007/2023
13 марта 2024 года
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2024 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Егорченко И.Н., судей Сулейманова З.М., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Денисовым В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.12.2023 по делу № А25-2007/2023, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРИП 301091224600042, ИНН <***>) к Министерству природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН <***>, ИНН <***>), с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН <***>, ИНН <***>), Карачаево-Черкесской межрайонной природоохранной прокуратуре (ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании приказа, при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике ФИО2 (доверенность от 10.03.2023), индивидуального предпринимателя ФИО1 (лично), в отсутствие иных представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики (далее – министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконным приказа от 24.05.2023 №174-ОЛ об отмене аукциона и об обязании министерства провести аукцион со стадии рассмотрения заявок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее – УФАС по КЧР, управление).
Решением суда от 21.12.2023 в удовлетворении заявления предпринимателя отказано. Суд первой инстанции исходил из того, что действия министерства, выразившиеся в отмене проведения торгов на основании протеста прокуратуры, в связи выявленными прокуратурой нарушениями, указанными в извещении о проведении аукциона, направлены на соблюдение федерального лесного законодательства.
Не согласившись с принятым судебным актом, предпринимателем подана апелляционная жалоба и дополнение к ней, в которых просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. ИП ФИО1 полагает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права.
От министерства и управления поступили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании ИП ФИО1 просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Представитель УФАС по КЧР полагал, что решение суда первой инстанции вынесено с соблюдением норм действующего законодательства.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, дополнения, отзывов, заслушав лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.12.2023 по делу № А25-2007/2023 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.04.2023 объявлен электронный аукцион на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, для осуществления заготовки древесины субъектами малого и среднего предпринимательства на территории Урупского лесничества (извещение №22000052400000000011). Извещение о проведении открытого аукциона было размещено на официальном сайте www.torgi.gov.ru.
24.05.2023 министерством на основании протеста прокурора от 15.05.2023 вынесен приказ об отмене аукциона (извещение №22000052400000000011).
Считая приказ министерства об отмене аукциона от 24.05.2023 незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований предпринимателя, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 78 Лесного кодекса Российской Федерации решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса.
20.04.2023 министерством издан приказ №131-ОЛ «О проведении лесного аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной собственности».
Дата проведения аукциона определена на 25.05.2023.
25.04.2023 на основании указанного приказа объявлен аукцион на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений с субъектами малого и среднего предпринимательства.
15.05.2023 в адрес министерства поступил протест прокурора Карачаево-Черкесской межрайонной природоохранной прокуратуры на приказ министерства от 20.04.2023 №131-ОЛ «О проведении лесного аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной собственности».
Согласно статье 6 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9, 1, 22, 27, 30 и 33 Закона о прокуратуре, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Статьей 23 Закона о прокуратуре установлено, что прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно указанному протесту прокуратур требует отменить приказ №131-ОЛ «О проведении лесного аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной собственности», в связи с тем, что указанный в извещении предмет аукциона - леса относится к категории защитных.
Защитные леса являются одним из видов лесов, расположенных на землях лесного фонда (пункт 1 части 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (пункт 1).
Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (пункт 4 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, законодательно установлен такой правовой режим защитных лесов, который является препятствием для использования участков, на которых такие леса расположены, в целях, не соответствующих их изначальному предназначению.
В силу части 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
Частью 4 статьи 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в лесничествах, расположенных на землях лесного фонда, допускается осуществление заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Согласно части 1 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в спорный период, к защитным относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
В соответствии с лесным планом Карачаево-Черкесской Республики, утверждённым Указом главы Карачаево-Черкесской Республики от 14.02.2019 №27 «Об утверждении лесного плана Карачаево-Черкесской Республики» все леса, расположенные на территории республики относятся к категории защитных.
Приказом № 131-ОЛ от 20.04.2023 принято решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной собственности, с целью заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, в защитных лесах.
Из вышеуказанных норм лесного законодательства следует, что рубки лесных насаждений в защитных лесах могут осуществляться только в определенных случаях, к которым заготовка древесины в коммерческих целях не относится. Осуществление такой деятельности не соответствует назначению защитных лесов и выполняемым ими защитным функциям.
Таким образом, министерством в целях выполнения протеста прокурора Карачаево-Черкесской природоохранной прокуратуры правомерно издан приказ от 24.05.2023 №174-ОЛ «Об отмене аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, находящихся в государственной собственности».
Частью 19 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе на право заключения договора аренды лесного участка и не менее чем за 10 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений.
Суд первой инстанции согласился с доводом заявителя о том, что спорный аукцион отменен в нарушение сроков, установленных частью 19 статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации, однако, учитывая, что рубки лесных насаждений в защитных лесах могут осуществляться только в определенных случаях, к которым заготовка древесины в коммерческих целях не относится, а также учитывая длительный период лесовосстановления правомерно посчитал, что нарушение сроков отмены аукциона не является значимым обстоятельством в сложившейся ситуации, отмена направлена на защиту государственных интересов и сохранение баланса экосистемы.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что действия организатора торгов, выразившиеся в отмене аукциона на основании протеста прокуратуры в связи выявленными прокуратурой нарушениями не нарушают права заявителя, так как аукцион отменен во исполнение протеста Карачаево-Черкесской межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений лесного законодательства.
При указанных обстоятельствах, выводы суда об отсутствии оснований для признания незаконным приказа от 24.05.2023 №174-ОЛ об отмене аукциона является правильными.
Иной подход к интерпретации примененных судом нормативных положений и установленных обстоятельств не свидетельствует об ошибочном толковании и применении норм права непосредственно к установленным фактическим обстоятельствам, не подтверждает нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход спора, и не является достаточным основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.12.2023 по делу № А25-2007/2023 является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.12.2023 по делу № А25-2007/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий И.Н. Егорченко
Судьи З.М. Сулейманов
И.А. Цигельников