ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ессентуки Дело № А25-774/2009
28 июня 2010 г
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2010 г., полный текст постановления изготовлен 28 июня 2010 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фриева А.Л. (судья-докладчик),
судей Белова Д.А., Джамбулатова С.И.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Фриевым А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Прокурора Карачаево-Черкесской Республики на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08.04.2010 по делу № А25-774/2009 по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 к Управлению лесами Карачаево-Черкесской Республики, об оспаривании ненормативного правового акта (судья Калмыкова М.Ю.),
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя ФИО1 – ФИО2 доверенность от 01.06.2010,
от Прокурора Карачаево-Черкесской Республики – не явились, извещены (уведомление №536062),
от Управления лесами Карачаево-Черкесской Республике – не явились, извещены (уведомление №536031),
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Управлению лесами Карачаево-Черкесской Республики (далее - управление) об оспаривании ненормативного правового акта - решения от 24.02.2009 №149 об отмене решения начальника Управления лесами КЧР от 14.03.2008 №132 о предоставлении ФИО1 -М.А. лесного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена прокуратура Карачаево-Черкесской Республики (далее – прокуратура).
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 31.07.2009 требования предпринимателя удовлетворены - оспариваемый ненормативный правовой акт признан недействительным. Суд указал, что оспариваемое решение не соответствует нормам действующего законодательства, предусматривающего возможность выделения лесных участков, относящихся к защитным лесам, для целей геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2009 решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 31.07.2009 по делу №А25-774/2009 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.12.2009 решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу №А25-774/2009 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08.04.2010 заявление предпринимателя удовлетворено. Суд, признал недействительным как несоответствующее нормам земельного и лесного законодательства решение управления от 24.02.2009 №149 об отмене решения начальника управления от 14.03.2008 №132 о предоставлении предпринимателю лесного участка, взыскать с управления в пользу предпринимателя судебные расходы в размере 100 рублей.
Не согласившись с принятым решением, прокуратура обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08.04.2010 по делу № А25-774/2009 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Заявитель указывает, что в силу статьи 102 части 5 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесного кодекса РФ) в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением, при принятии решения судом не приняты во внимание нормы закона определяющие необходимость использования защитных лесов по целевому назначению, арендные правоотношения между управлением и предпринимателем не возникли, так как договор аренды сторонами не заключен, а также что договор аренды не зарегистрирован в установленном порядке.
В судебном заседании представитель предпринимателя ФИО3 с доводами апелляционной жалобы не согласился.
От управления поступил отзыв на апелляционную жалобу.
От прокуратуры поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителей.
Управление и прокуратура, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя предпринимтаеля и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08.04.2010 по делу № А25-774/2009 является законным и обоснованным.
Из материалов дела следует, что Коркмазов Н. -М. А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 21.02.2007 за номером 307091605200023. В соответствии с информационным письмом Территориального органа Федеральной службы Госстатистики по Карачаево-Черкесской Республике от 26.04.2007 №616 деятельность заявителя классифицирована в том числе как деятельность по добыче камня для строительства.
Предприниматель имеет лицензию на право пользования недрами; лицензия зарегистрирована Министерством финансов и имущественных отношений Карачаево-Черкесской Республики 20.06.2007. Той же датой между распорядителем недр и предпринимателем заключено лицензионное соглашение, определяющее порядок пользования недрами на лицензионном участке.
14.03.2008 управлением на основании обращения предпринимателя вынесено решение №132 о предоставлении в аренду на 49 лет лесного участка, площадью 3,1 га, расположенного в квадрате 68, выделе 31 Карачаевского участкового лесничества, РГУ «Карачаевское лесничество» для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых.
21.04.2008 между управлением и предпринимателем заключен договор аренды вышеуказанного лесного участка сроком на 49 лет.
16.02.2009 прокурором принесен протест на вышеназванное решение
управления от 14.03.2008 №132 как на вынесенное с нарушением норм действующего
законодательства.
Из протеста следует, что выделенный предпринимателю земельный участок в соответствии с актом натурного технического обследования от 17.03.2008 относится к защитным лесам, которые подлежат освоению исключительно в целях сохранения полезных функций лесов. Являясь землями природоохранного назначения, земли, занятые защитными лесами, могут использоваться только при соблюдении установленного режима охраны этих земель. Кроме того, прокурор указал в своем протесте на незаконность предоставления земельного участка из земель лесного фонда под горный отвод, считая, что в силу ст. 88 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс РФ) земельные участки, на которых расположены горные отводы, должны быть отнесены к землям промышленности.
На основании протеста прокурора управлением вынесло решение от 24.02.2009 №149 об отмене решения от 14.03.2008 №132 о предоставлении предпринимателю лесного участка.
Считая, что решением управления от 24.02.2009 №149 нарушаются его права и законные интересы в области предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта исполнительного органа государственной власти. При этом заявитель указал на то, что о принятом решении ему стало известно 02.03.2009.
Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного правового акта государственного органа может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен судом.
Судом был принят во внимание факт того, что заявителю стало известно о вынесении оспариваемого решения в марте 2009 года, в связи с чем признал установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ трехмесячный срок обращения с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта не пропущенным.
В силу ст. 13 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), ст. 198 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 №6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ" оспариваемый ненормативный правовой акт может быть признан судом недействительным в том случае, если он не соответствует закону или иным правовым актам и одновременно нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.
В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При проверке полномочий управления на предоставление лесных участков в аренду суд учитывает Положение об Управлении лесами Карачаево-Черкесской Республики, утвержденное постановлением Правительства КЧР от 18.01.2007 №3, а также положения статьи 83 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которыми Российская Федерация, являющаяся собственником земель лесного фонда, передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия в области лесных отношений, в том числе по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, по выдаче разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
В силу ст. 10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями (ч. 4 ст. 12 Кодекса).
Категории защитных лесов определены ст. 102 Лесного кодекса РФ, в п. 5 которой указано на запрещение осуществления в защитных лесах деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Согласно ч. 6 ст. 102 Лесного кодекса РФ отнесение лесов к ценным лесам осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81 -84 Кодекса. Однако документов, подтверждающих отнесение лесов, расположенных на спорном участке, к ценным лесам, в материалы дела представлено не было.
Рассматривая вопрос о возможности использования лесных участков, отнесенных к защитным лесам, суд первой инстанции исходил из того, что на основании нового Лесного кодекса РФ легализованы неуоторые виды использования лесов, которые ранее не рассматривались в качестве прав лесопользования (строительство и эксплуатация водохранилищ, геологическое изучение недр и разработка месторождений полезных ископаемых, строительство линейных объектов и т.д.).
Ст. 105 Лесного кодекса РФ запрещает разработку полезных ископаемых только в защитных лесах лесопарковой и зеленой зон.
В соответствии со ст. 21 Лесного кодекса РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых. В этих целях допускается вырубка деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Согласно п. 4 ст. 43 Кодекса порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Такой порядок, предусматривающий использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых, предусмотрен Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 24.04.2007 №109 «Об утверждении Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых» (далее - Порядок), по смыслу п. 10 которого допускается предоставление в аренду для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых и лесных участков в охранных зонах и санитарно - защитных зонах.
В соответствии с п. 8 Порядка в целях размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.
Исходя из вышеизложенного названным Порядком предусмотрена возможность использования для целей геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых не только нелесных участков, но и лесных участков, не покрытых лесной растительностью.
Из представленного в материалы дела акта натурного технического обследования спорного земельного участка от 17.03.2008, составленного лесничими РГУ «Карачаевское лесничество», следует, что участок расположен в лесах первой группы Карачаевского лесничества в квартале 68. При этом указано, что весь участок площадью 3.1 га относится к нелесным землям в связи с отсутствием земель, покрытых лесом. В графе «Состав насаждений» указано «Скалы». Также из акта следует, что участок в силу вышеизложенного защитного значения не имеет. Сведения аналогичного содержания отражены в акте приема-передачи лесного участка в аренду от 21.04.2008, согласно которому предоставляемый лесной участок отнесен к защитным лесам, однако из характеристики насаждений лесного участка, содержащейся в указанном документе, следует, что земли, покрытые лесной растительностью, на данном участке отсутствуют.
Выписка из государственного лесного реестра Карачаево-Черкесской Республики также подтверждает, что на спорном земельном участке имеются единичные деревья дуба.
Анализ акта натурного технического обследования и данных государственного лесного реестра Карачаево-Черкесской Республики свидетельствует о том, что земельный участок в квартале 68 Карачаевского лесничества является лесным участком, относится к защитным лесам, но представляет собой скалистую местность с единичными деревьями дуба.
В соответствии со ст. 86 Лесного кодекса РФ и п. 6 Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых цели и задачи лесного планирования, а также мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения определяются в Лесном плане субъекта РФ. При этом основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка (ст.87 Лесного кодекса РФ). В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются виды разрешенного использования лесов, возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования, ограничение использования лесов, требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
Из Лесного плана Карачаево-Черкесской Республики, утвержденного Указом Президента Карачаево-Черкесской Республики от 06.02.2009 №19, следует, что все леса Карачаево-Черкесской Республики относятся к защитным лесам. Вместе с тем, Лесной план указывает на возможность использования лесных участков Карачаево-Черкесской Республики для целей геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых. Более того, Лесной план называет геологическое изучение недр и разработку месторождений полезных ископаемых одним из приоритетных видов использования лесов (п. 3.1 Лесного плана). При этом указано на то, что использование лесных участков для выполнения таких работ осуществляется в соответствии с Лесным планом Карачаево-Черкесской Республики и Лесохозяйственным регламентом лесничества.
В материалы дела представлен Лесохозяйственный регламент Карачаевского лесничества, в ведении которого находится спорный земельный участок, который также подтверждает возможность использования защитных лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых. Из п. 2.11 Регламента следует, что действующее лесное законодательство допускает использование лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов для осуществления работ по геологическому изучению недр и разработки месторождений полезных ископаемых. В Регламенте со ссылкой на ст. 105 Лесного кодекса РФ указано на запрет разработки месторождений полезных ископаемых только в зеленых зонах. Кроме того, использование защитных лесов для геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых определено на основании указанного Регламента в качестве приоритетного направления в квартале 68 Карачаевского участкового лесничества, поскольку в этом квартале имеются запасы песчано-гравийных полезных ископаемых, и они востребованы к разработке.
Таким образом, суд правомерно пришел к выводу о возможности использования спорного земельного участка для геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых.
Довод прокурора о незаконности предоставления земельного участка из земель лесного фонда под горный отвод без перевода спорного земельного участка в категорию земель промышленности отклоняется, поскольку указанная статья Земельного кодекса РФ не содержит запрета на выделение земельных участков из земель лесного фонда, тогда как лесное законодательство предусматривает порядок выделения земельных участков для целей геологического изучения недр и разработки месторождений полезных ископаемых именно из земель лесного фонда (ст.ст. 21, 43 Лесного кодекса РФ). В соответствии с письмом Федерального агентства лесного хозяйства от 02.02.2007 №МГ-03-54/703 «Об использовании участков лесного фонда на основании разрешения органов государственной власти» необходимость перевода земель из категории лесных в категорию земель промышленности может возникнуть только в случае невозможности осуществить рекультивацию использованных для разработки месторождений земельных участков в порядке статьи 21 Лесного кодекса РФ. По смыслу п. 6 данной статьи рекультивация осуществляется после использования лесного участка, в связи с чем вопрос о переводе земельного участка в связи с невозможностью рекультивации может быть рассмотрен только после завершения использования данного лесного участка.
При рассмотрении вопроса о возможности проведения государственной экспертизы проекта освоения спорного лесного участка суд учитывал положения ст. 88 и 89 Лесного кодекса РФ. По смыслу указанных норм государственной экспертизе в обязательном порядке подвергаются проекты освоения лесов. При этом проект освоения лесного участка составляется лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Поскольку земельный участок первоначально был предоставлен предпринимателю на 49 лет, в силу ст.ст. 25 и 26 Земельного кодекса РФ договор подлежал обязательной государственной регистрации.
Согласно п. 3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации.
Из материалов дела следует, что договор аренды между предпринимателем и управлением не был зарегистрирован в установленном порядке по причине приостановления регистрации на основании письма управления от 06.03.2009, в связи с чем он является незаключенным.
В связи с данным обстоятельством проект освоения лесного участка предпринимателем не составлялся и не мог быть представлен управлению для проведения государственной экспертизы.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции правомерно признал решение управления от 24.02.2009 №149 недействительным, так как оно не было обосновано наличием обстоятельств, препятствующих выделению предпринимателю лесного участка.
Согласно ст. 61 Земельного кодекса РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08.04.2010 по делу № А25-774/2009.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08.04.2010 по делу № А25-774/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Л. Фриев
Судьи Д.А. Белов
С.И. Джамбулатов