ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
29 сентября 2017 года
Дело №А26-10044/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Сомовой Е.А., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): ФИО2 по доверенности от 17.01.2017;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16945/2017) Министерства образования Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.06.2017 по делу № А26-10044/2016 (судья Васильева Л.А.), принятое
по заявлению Министерства образования Республики Карелия
к Управлению Федерального казначейства по Республике Карелия
3-е лицо: Министерство образования и науки Российской Федерации
о признании недействительным предписания
установил:
Министерство образования Республики Карелия (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Республике Карелия (далее - ответчик, Управление) от 20.09.2016 года № 06-18-18/12-21300.
Определением от 27 февраля 2017 года суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя - Министерство образования и науки Российской Федерации (далее - третье лицо).
Решением суда от 08.06.2017 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Министерство просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом дана ненадлежащая оценка обстоятельств, имеющих значение для дела; выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела; судом неправильно применены нормы материального права. Министерство ссылается на то, что обжалуемое предписание Управления является неправомерным, в связи с чем у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленного требования.
В судебном заседании представитель Управления просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Министерство и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением в соответствии с приказом от 27 июня 2016 года № 148 в период с 27.06.2016 года по 08.07.2016 года в отношении Министерства образования Республики Карелия проведена внеплановая выездная проверка использования субсидий из федерального бюджета, предоставленных в 2015 году на реализацию подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы в части модернизации региональных систем дошкольного образования, результаты которой отражены в акте от 26 июля 2016 года.
По результатам проверки Управление пришло к выводу о допущенных Министерством, являющимся главным распорядителем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, в 2015 году нарушениях бюджетного законодательства в виде расходования субсидий, предоставленных из федерального бюджета, в сумме 4 7745, 775 тыс. руб. с нарушением условий предоставления (расходования) указанных межбюджетных трансфертов-субсидий на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы; расходования субсидий, предоставленных из федерального бюджета в сумме 22265, 214 тыс. руб. с нарушением условий предоставления (расходования) указанных межбюджетных трансфертов-субсидий на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, а именно несоблюдение условий софинансирования расходных обязательств из бюджета Республики Карелия; расходование субсидий, предоставленных из федерального бюджета, в сумме 15342, 018 тыс. руб. с нарушением условий предоставления (расходования) указанных межбюджетных трансфертов-субсидий на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, а именно - недостижение установленных значений показателей результативности.
Управление указало, что фактически средства субсидии в сумме 47745, 775 тыс. руб. были использованы на цели, не предусмотренные условиями Соглашения 2013 года, а именно: на приспособление помещений и оснащение дополнительных мест для реализации программ дошкольного образования на объекты, не включенные в заявку о перечислении субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Карелия и Перечень объектов к Соглашению 2013 года.
Вместо согласованного с третьим лицом приобретения здания дошкольной организации в г. Петрозаводске в микрорайоне "Древлянка-8" (установленный срок ввода - 2013 год, финансовое обеспечение предусматривалось за счет средств федерального бюджета в сумме 137880, 8 тыс. руб.) за счет средств федерального бюджета, предоставленных по Соглашению 2013 года, в 2014 году Министерством были приобретены следующие объекты недвижимости: здание, расположенное по адресу: <...>, стоимостью 86278, 500 тыс. руб.; четыре встроенных нежилых помещения, расположенных на первом этаже жилого дома по адресу: <...>, стоимостью 31049, 0 тыс. руб.
Поименованные объекты ни в первоначальную заявку от 18.07.2013 года, ни в уточненную заявку (согласованную письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.12.2013 № 08-1956) по Соглашению 2013 года Министерством не были включены. Приобретение данных объектов за счет средств федерального бюджета не предполагалось. Документальное подтверждение о согласовании направления остатка субсидии 2013 года на указанные объекты, не входящие в Перечень объектов по Соглашению 2017 года, отсутствует. Более того, приобретенные объекты требуют полной внутренней перестройки и комплектации, дополнительных финансовых вложений на реконструкцию помещений.
На реконструкцию нежилого здания для реализации образовательных программ дошкольного образования, расположенного по адресу: <...> между Казенным учреждением Республики Карелия (заказчик) и ООО СК "Импульс" (подрядчик) заключен государственный контракт от 24.12.2015 года № 60/2015 на сумму 55758, 802 тыс. руб.
За счет средств возвращенного остатка субсидии по Соглашению 2013 года в 2015 году произведена оплата выполненных работ в сумме 30742, 5 тыс. и оплата ремонтных работ в сумме 6680, 074 тыс. руб. в помещениях по адресу: г. Петрозаводск, проезд Скандинавский, д. 2.
Более того, за счет средств субсидии по соглашению 2013 года приобретены оборудование и материальные ценности для оснащения вышеуказанных помещений на сумму 10322, 535 тыс. руб.
В уточненном Перечне объектов по Соглашению 2013 года сроки ввода объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, установлены на 2013-2014 годы. Срок окончания работ по реконструкции по адресу: <...> в соответствии с государственным контрактом - сентябрь 2016 года. Срок ввода объекта по адресу проезд Скандинавский, д. 2 не определен. Кроме того, территория для устройства прогулочной площадки для детей дошкольных образовательных программ возле здания, в котором расположены данные помещения, до настоящего времени отсутствует.
По мнению ответчика, расходы на приспособление помещений и оснащение дополнительных мест для реализации программ дошкольного образования по объектам по адресам: <...> за счет средств остатка субсидии 2013 года являются необоснованными.
Также Управление указало, что согласно пункту 1.3 Соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Республики Карелия о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на модернизацию региональных программ от 19 мая 2015 года № 08ТО7.24.0843 (с учетом изменений, внесенных Дополнительным соглашением № 1 от 09 июля 2015 года) размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Республики Карелия, составляет 188049, 500 тыс. руб. Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Карелия, составляет 80 592, 640 тыс. руб.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 25 декабря 2015 года № 433-П "Об осуществлении бюджетных инвестиций" определено осуществить в 2015 году бюджетные инвестиции за счет бюджетных ассигнований бюджета Республики Карелия в приобретение недвижимого имущества - здания для реализации образовательных программ дошкольного образования, расположенного по адресу: <...>, с проектной мощностью 300 вводимых мест стоимостью 232292, 100 тыс. руб. путем осуществления закупки у единственного поставщика.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 12.08.2015 года № 255-П установлено распределение на 2015 год субсидий бюджетам муниципальных образований в общей сумме 26350, 100 тыс. руб.
Учитывая поименованные постановления, на основании приказа Министерства от 06.07.2015 года № 986, средства субсидии из федерального бюджета в сумме 188049, 500 тыс. руб. распределены: Министерству на приобретение здания для реализации дошкольных образовательных программ в сумме 161699, 400 тыс. руб.; в виде субсидий местным бюджетам из бюджета Республики Карелия на модернизацию региональных систем дошкольного образования (на капитальный ремонт зданий, на приобретение оборудования для оснащения дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях) в сумме 26350, 100 тыс. руб. Средства бюджета Республики Карелия, предусмотренные на модернизацию региональных систем дошкольного образования, в сумме 80592, 700 тыс. руб. распределены Министерству на приобретение здания для реализации дошкольных образовательных программ.
Между Министерством и Администрациями муниципальных образований заключены соглашения, которыми предусмотрено предоставление в 2015 году бюджетам муниципальных образований субсидий на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы в общей сумме 26350, 100 тыс. руб. за счет средств федерального бюджета. Уровень софинансирования из бюджета Республики Карелия по указанным соглашениям не предусмотрен.
На основании государственного контракта от 25.12.2015 года № 11294/11/01-18/МО-и Министерство приобрело у АО "Карелстроймеханизация" новое отдельно стоящее нежилое здание: детское дошкольное учреждение на 300 мест в <...> назначение: нежилое, площадь 5210, 4 кв. м, количество этажей: 3, техническое подполье, адрес объекта: <...> нежилое здание № 22, стоимостью 232292, 100 тыс. руб.
Министерство произвело оплату: за счет средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета, в сумме 161699, 400 тыс. руб.; за счет средств бюджета Республики Карелия в сумме 70592, 700 тыс. руб.
Бюджетам муниципальных образований Министерством предоставлена субсидия на модернизацию региональных систем дошкольного образования за счет средств федерального бюджета в сумме 25278, 371 тыс. руб.
Таким образом, по Соглашению 2015 года из федерального бюджета была предоставлена субсидия в сумме 188049, 500 тыс. руб.
По условиям пункта 1.3 Соглашения 2015 года объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Карелия, составляет 80592, 640 руб.
Кассовый расход средств бюджета Республики Карелия составил 70592, 700 тыс. руб. (приобретение здания), или 87, 59 % от суммы предусмотренных средств. В результате, условие софинансирования из бюджета Республики Карелия выполнено в размере 87, 59 % от объема, предусмотренного Соглашением 2015 года.
В результате, с соблюдением условия финансирования из бюджета Республики Карелия израсходованы средства федерального бюджета в сумме 164712, 557 тыс. руб. (87, 59 % от суммы предоставленной субсидии). Остальная часть средств федерального бюджета в сумме 222265, 214 тыс. руб. (186977, 771 - 164712, 557) израсходована при несоблюдении условия софинансирования из республиканского бюджета, предусмотренного Соглашением 2015 года.
Также ответчик установил, что показатель результативности "количество созданных мест" выполнен на 91, 8 % от запланированного объема. Причиной невыполнения является невыполнение работ по капитальному ремонту здания МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 7 "Светлячок" города Кондопоги Республики Карелия. В соответствии с Соглашением 2015 года и перечнем объектов к нему срок ввода в эксплуатацию объекта - 2015 год.
Согласно письму Администрации Кондопожского муниципального района от 27.01.2016 № 1-9-422, направленному в Министерство, причиной невыполнения является расторжение контракта № 0306300042015000001-0204793-01 от 20.10.2015 года на выполнение 1 этапа работ по объекту "Капитальный ремонт МБДОУ "Детский сад № 7 "Светлячок" в одностороннем порядке по решению заказчика по причине неисполнения подрядчиком основных условий контракта - срока выполнения работ.
Пунктом 3.2.12 Соглашения от 04 сентября 2015 года № 7499/11/01-18/МО-и, заключенного между Министерством и Администрацией Кондопожского муниципального района определено, что получатель субсидии (Администрация Кондопожского муниципального района) осуществляет возврат средств из местного бюджета в бюджет Республики Карелия в срок до 01 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, в случае, если получателем по состоянию на 31 декабря года предоставления не обеспечено достижение целевых показателей результативности предоставления субсидии, предусмотренных соглашением.
Кондопожскому муниципальному району показатель «количество созданных мест» установлен в объеме 119 мест, фактически создано 79 мест (66, 39%). При этом Администрацией Кондопожского муниципального района не выполнены требования пункта 3.2.12 Соглашения от 04 сентября 2015 года о возврате средств в случае недостижения целевых показателей.
Согласно пункту 1.3 Соглашения от 19 мая 2015 года размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Республики Карелия, составляет 188049, 500 тыс. руб.
Учитывая изложенное, Управление пришло к выводу, что средства субсидии, предоставленной из федерального бюджета по Соглашению 2015 года, использованы в 2015 году при неисполнении обязательств, установленных данным Соглашением.
По мнению ответчика, объем средств, подлежащий возврату в федеральный бюджет в связи с невыполнением условий Соглашения 2015 года, составляет 4602, 605 тыс. руб.
По результатам рассмотрения материалов проверки Управление вынесло предписание № 06-18-18/12-21300 от 20.09.2016 года, в котором Министерству надлежит в течение 30 дней с момента получения предписания обеспечить возврат денежных средств в сумме 74 613, 594 руб. тыс. руб. в доход федерального бюджета.
Считая предписание от 20.09.2016 года № 06-18-18/12-21300 противоречащим Бюджетному кодексу Российской Федерации, Министерство оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, помимо прочего, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных названным Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В силу статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» в 2016 году возврат средств из бюджетов субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет в случаях, предусмотренных пунктами 16 и 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных настоящим постановлением, осуществляется в порядке, предусмотренном указанными Правилами, если иной порядок не установлен Правительством Российской Федерации.
Пунктами 16 - 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года №999 (далее - Правила № 999, субсидии), закреплены положения о возврате субъектами Российской Федерации в федеральный бюджет средств субсидий в случае нарушения ими обязательств по достижению значений показателей результативности использования субсидии в отчетном финансовом году, а также за несоблюдение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) или приобретению объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества (далее - обязательства, график строительства).
В 2016 году возврат средств из бюджетов субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет в случаях, предусмотренных пунктами 16 и 19 Правил № 999, осуществляется в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 149 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 и об особенностях возврата средств из бюджетов субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет в 2016 году" (далее - постановление № 149).
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что объем средств, подлежащих возврату в федеральный бюджет в связи с невыполнением условий Соглашения 2015 года (рассчитанный в соответствии с Правилами №999, Постановлением №149) составляет 4602,605 тыс. руб. (15342,018х30%).
При этом суд правомерно отклонил довод Министерства о возможности продления срока устранения нарушения.
Срок устранения нарушений обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 10 Правил, может быть продлен до 1 сентября 2016 г. при наличии документальных обоснований возникновения существенных негативных последствий для социально-экономического и бюджетно-финансового положения субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований и достаточности мер, предпринимаемых для устранения нарушения обязательств.
В рассматриваемом случае доказательства существования вышеперечисленных обстоятельств и принятия в связи с этим соответствующего акта регулирования Министерством не представлены.
Исходя из принципов результативности и эффективности использования бюджетных средств на стадии составления или исполнения бюджета органы исполнительной власти, ответственные за составление или исполнение бюджета, должны исходить из достижения одной из двух целей: либо достижения запланированных результатов с использованием наименьшего объема средств, либо достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Следовательно, неэффективным использованием бюджетных средств является недостижение заданного результата (по объему и (или) качеству) при использовании запланированного объема средств или достижение результата с большими, чем это было возможно, затратами.
Является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что само по себе совершение Министерством определенных действий, направленных на достижение означенного в соглашении результата, не обеспечивающее его достижение, не может рассматриваться как эффективное расходование бюджетных средств.
В соответствии со статьей 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в рассматриваемом случае, являясь получателем средств субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Карелия на модернизацию региональных систем дошкольного образования в рамках подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2010 годы в соответствии с заключенными соглашениями от 24 июля 2013 года №08.ТО7-24.0347 и от 19 мая 2015 года №08.ТО7.24.0843 Министерство было обязано осуществлять расходование полученных бюджетных денежных средств с учетом установленных этой программой предельных объемов финансирования ее отдельных мероприятий, целей и условий.
Между тем, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство не представило суду доказательства исполнения им условий предоставления субсидии.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 270.2. БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
В силу пункта 3 статьи 270.2 БК РФ, под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт Управления отвечает критериям конкретности и исполнимости, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Министерства в экономической сфере.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявленного Министерством требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08 июня 2017 года по делу N А26-10044/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства образования Республики Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И. Протас
Судьи
Е.А. Сомова
И.В. Юрков