ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
13 апреля 2021 года | Дело № А26-10291/2020 |
Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2021 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Протас Н.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-5862/2021 ) АО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.02.2021 по делу № А26-10291/2020 (судья Буга Н.Г.), принятое
по заявлению АО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат"
к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
об отмене постановления
установил:
Акционерное общество «Сегежский целлюлозно - бумажный комбинат» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес места регистрации: 186420, <...>) (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об отмене постановления Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес места регистрации: 185035, <...>) (далее – ответчик, Комитет, административный орган) от 10 ноября 2020 года по делу № 17-17/346-20, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением суда от 10.02.2021, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. Податель жалобы указывает, что не является субъектом правонарушения, поскольку не отвечает за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальной услугой – горячее водоснабжения.
В силу части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела,в Комитет поступило обращение гражданина о нарушении режима предоставления услуги по горячему водоснабжению в многоквартирном доме № 4 по улице Калинина в городе Сегежа. Данный факт послужил основанием для возбуждения дела об административном правонарушении № 17-17/346-20.
В ходе проведения административного расследования Комитетом установлено, что Акционерное общество «Сегежский целлюлозно – бумажный комбинат» является ресурсоснабжающей организацией и поставляет теплоноситель в виде горячей воды в тепловые сети города Сегежи. Собственником тепловых сетей является Государственное унитарное предприятие «КарелКоммунЭнерго». Сети были переданы Акционерному обществу «Сегежский целлюлозно – бумажному комбинату» на основании договоров аренды № 1315-16/19 от 01.08.2019 года и № 139/06-А-2020 от 01.07.2020 года.
В 2019 году Обществом с Министерством строительства, жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия был согласован график вывода источника тепловой энергии и тепловых сетей в плановый ремонт на 2020 год. Установленный срок ремонтных работ - 45 суток. В апреле 2020 года Общество повторно согласовало с Министерством строительства, жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия и Администрацией Сегежского муниципального района сроки вывода имущества в ремонт на 45 суток с 1 июля 2020 года.
В ночь с 30 июня на 1 июля 2020 года Общество для производства ремонтных работ прекратило подачу теплоносителя в тепловые сети города Сегежи.
При проведении планового ремонта тепловых сетей города было установлено/выявлено, что необходимо провести внеплановый ремонт тепловых сетей. Для производства указанных ремонтных работ на системе централизованного теплоснабжения (тепловых сетях), руководствуясь пунктом 12 раздела II Постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 года № 889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей», Общество 31.07.2020 года направило в адрес Администрации Сегежского муниципального района заявку на проведение внепланового (аварийного) ремонта тепловых сетей, сроком на 21 календарный день (к ранее согласованному сроку).
По истечению дополнительного согласованного срока ремонтных работ, а именно 31 августа 2020 года, Акционерное общество «Сегежский целлюлозно – бумажный комбинат» возобновило подачу теплоносителя в тепловые сети города Сегежи.
В городе Сегежа отсутствуют внешние сети горячего водоснабжения, так как в городе открытая система теплоснабжения. Теплоноситель распределяется на отопление и горячее водоснабжение непосредственно в многоквартирных домах.
Комитетом установлено, что в многоквартирном дому по адресу: <...>, выбран способ управления - Товарищество собственников жилья «МИР».
Общество проинформировало административный орган, что промывка и опрессовка системы отопления в указанном многоквартирном доме проведена 21 августа 2020 года, о чем составлен акт от 21.08.2020 года.
По информации, предоставленной Комитету Министерством строительства, жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее - Министерство), горячее водоснабжение городе Сегежа осуществляется путем отбора горячей воды из системы теплоснабжения (открытая система теплоснабжения/горячего водоснабжения). Теплоснабжение многоквартирного дома № 4 по улице Калинина в городе Сегежа осуществляется заявитель.
В соответствии с Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 года № 889, Министерством строительства, жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия согласован вывод Акционерным обществом «Сегежский целлюлозно – бумажный комбинат» тепловых сетей в ремонт с 1 июля 2020 года на 45 суток.
31 июля 2020 года Общество направлено уведомление о проведении внепланового (аварийного) ремонта тепловых сетей со сроком на 21 день к ранее согласованному сроку.
По информации Администрации Сегежского муниципального района, предоставленной Комитету в ходе административного расследования, в связи с обращением Акционерного общества «Сегежский целлюлозно – бумажный комбинат» в адрес Администрации, был согласован перенос срока вывода оборудования источника теплоснабжения Общества и тепловых сетей, города Сегежа в плановый ремонт с 01.07.2020 года, сроком не более 45 суток, по причине несвоевременной поставки оборудования и материалов из - за распространения короновирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской. Федерации.
Усмотрев по данному факту признаки правонарушения в действиях Акционерного общества «Сегежский целлюлозно – бумажный комбинат», должностным лицом Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору в отсутствии представителя Общества, уведомленного надлежащим образом, 27 октября 2020 года составлен протокол об административном правонарушении № 4128.
10 ноября 2020 года вынесено Постановление о признании Акционерного общества «Сегежский целлюлозно – бумажный комбинат» виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением Комитета, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных действий, нарушающих нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения в данной статье признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Статьей 3 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставке указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах (далее - Правила N 354).
Согласно подпункту а пункта 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пункту 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Согласно пункту 4 Приложения 1 к Правилам № 354 допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
По смыслу правовых норм, устанавливающих предоставление коммунальных услуг потребителю, последнее осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, основания которых и продолжительность которых установлены нормами законодательства, следовательно, не могут носить произвольного характера.
В этой связи, под режимом обеспечения населения коммунальными услугами, в частности, горячим водоснабжением, следует понимать порядок и условия предоставления таких услуг.
Перерывы в предоставлении коммунальной услуги горячего водоснабжения обусловлены, в том числе, выводом в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей, который осуществляется в соответствии с утвержденным планом.
Таким образом, нарушение Обществом периода ограничения (прекращения) предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения, установленного сводным планом, является нарушением режима обеспечения населения коммунальной услугой. При этом, в силу положений части 1 статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», указанный план утверждается в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии.
Доводы Общества о том, что оно не является субъектом правонарушения, поскольку не является исполнителем коммунальной услуги, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Статья 7.23 КоАП РФ не предусматривает наступление административной ответственности исключительно для исполнителей коммунальных услуг.
В соответствии с частью 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставке указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно - технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 06.04.2015 года № 307-АД14-5816 по делу № А13-2182/2014, организация, управляя многоквартирными домами и являясь исполнителем коммунальных услуг, обязана обеспечивать предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качества, в том числе услуги горячего водоснабжения, отвечающие санитарным и техническим требованиям, а также осуществлять контроль, в том числе путем организации производственного контроля качества горячей воды в соответствии с санитарными требованиями и нормативами.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в соответствии с пунктами 3.2 Договоров аренды государственного имущества, предназначенного для осуществления деятельности по теплоснабжению города Сегежи № 1315-16/19 от 01.08.2019 года и № 139/06-А2020 от 01.07.2020 года, заключенных между Обществом и Государственным унитарным предприятием «КарелКоммунЭнерго», в обязанности Общества входит эксплуатация, содержание и ремонт тепловых сетей системы теплоснабжения в технически исправном состоянии.
При таких обстоятельствах следует признать, что Общество, как ресурсоснабжающая организация, обязано было поставлять коммунальный ресурс (тепловую энергию) бесперебойно с соблюдением условий о порядке и условиях предоставления таких услуг, в том числе предусмотренных сводным годовым планом вывода в ремонт источников тепловой энергии и тепловых сетей на 2020 год.
Учитывая изложенное, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что Общество является надлежащим субъектом административной ответственности.
Факт нарушения Обществом режима предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению жителям, проживающим в многоквартирном доме № 4 по улице Калинина в городе Сегежа, установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Суд первой инстанции не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Суд апелляционной инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности допущенного правонарушения, также не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
В рассматриваемом случае административное наказание назначено в размере 5000 рублей, то есть в минимальном размере санкции статьи 7.23 КоАП РФ, что, по мнению суда апелляционной инстанции, отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10 февраля 2021 года по делу № А26-10291/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья | Н.И. Протас | |