609/2024-15420(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
рассмотрев 05.03.2024 в открытом судебном заседании кассационную
жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2023 | |
по делу № | А26-10353/2022, |
у с т а н о в и л:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (185035, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к казенному учреждению Республики Карелия «Управление автомобильных дорог Республики Карелия» (185035, г. Петрозаводск,
ул. Гоголя, д. 28; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Учреждение) об обязании в срок до 20.09.2023 выполнить работы по компенсационному лесовосстановлению на площади земельного участка равной 28,47 га.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «ПСК Строитель» (185506, Республика Карелия, <...>; ОГРН <***>; ИНН <***>; далее – Общество).
Решением суда первой инстанции от 25.04.2023 иск удовлетворен.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.10.2023 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, исковые требования правомерны и подлежат удовлетворению.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Учреждением и Обществом заключен государственный контракт от 03.09.2018 № 4-Ос/18 на
выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Строительство автодороги Медвежьегорск - Толвуя - Великая губа, км 106 – Больничный».
На основании приказа Министерства от 28.08.2020 № 1460 Учреждению предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование лесной участок с кадастровыми номерами 10:13:0160802:111, 10:13:0160802:112, 10:13:0160802:113, 10:13:0160802:114, 10:13:0160803:703 в целях использования лесов для строительства и эксплуатации линейного объекта – указанной автомобильной дороги в границах кварталов 96, 97, 98, 99, 110, 111, 128, 129 Великогубского участкового лесничества Медвежьегорского лесничества, площадью 28,47 га.
Согласно письму ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Карелия от 16.12.2021 № 4731@ (ответ на запрос Министерства от 10.12.2021 № 21958/МПРиЭ-и) 23.01.2020 внесены изменения в сведения ЕГРН о категории земель земельных участков с кадастровыми номерами 10:13:0160802:111, 10:13:0160802:112, 10:13:0160802:113, 10:13:0160802:114, 10:13:0160803:703 – перевод в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Министерство направило в адрес Учреждения требование от 01.07.2022 № 38/20 об устранении нарушений лесного законодательства – о выполнении в срок до 15.09.2022 компенсационного лесовосстановления на площади 28,47 га.
Сославшись на невыполнение Учреждением работ по лесовосстановлению на землях лесного фонда Республики Карелия на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, придя к выводу об их правомерности и обоснованности.
Суд апелляционной инстанции, исходя из недоказанности Министерством факта осуществления ответчиком рубки лесных насаждений, отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении исковых требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ
Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее – линейные объекты).
В силу части 1 статьи 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 ЛК РФ воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление.
Воспроизводство лесов осуществляется органами государственной власти,
органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению (часть 3 статьи 61 ЛК РФ).
Как предусмотрено частью 1 статьи 62 ЛК РФ, лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов.
Согласно части 2 статьи 62 ЛК РФ (в редакции Федерального закона от 19.07.2018 № 212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения»; далее – Закон № 212-ФЗ) лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с ЛК РФ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
Таким образом, по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений, на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов.
В соответствии с частью 1 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона № 212-ФЗ) если иное не предусмотрено названной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона № 212-ФЗ) установлено, что лицо, обратившееся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов, обязано не позднее чем через один год после изменения вида разрешенного использования земельного участка выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади такого земельного участка, в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 02.07.2021 № 303-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты» (далее – Закон № 303-ФЗ) в ЛК РФ внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 ЛК РФ.
В силу части 1 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона № 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязаны обеспечить лесовосстановление или
лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона № 303-ФЗ) если иное не предусмотрено данной статьей, лица, в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе без принятия решения о переводе земельных участков из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади лесных земель, находящихся на таком земельном участке, исключаемом из состава земель лесного фонда.
Как предусмотрено частью 4 статьи 4 Закона № 303-ФЗ, положения частей 35, 7 и 8 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона № 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона № 303-ФЗ.
Таким образом, в соответствии со статьей 63.1 ЛК РФ (как в редакции Закона № 212-ФЗ, так и в редакции Закона № 303-ФЗ) лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязаны обеспечить лесовосстановление в установленный срок на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений.
Согласно пункту 3 части 7 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции Закона № 303-ФЗ) данная статья не распространяется на случай перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При этом применение данной нормы обусловлено конкретными целями соответствующего перевода земель лесного фонда в земли иных категорий (создание особо охраняемых природных территорий федерального значения; обеспечение обороны страны и безопасности государства).
В данном случае судом первой инстанции установлено, что Учреждение не исполнило возложенную на него законодательством обязанность по проведению работ по лесовосстановлению в связи с переводом переданного ему лесного участка в земли иной категории.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Министерства.
При таких обстоятельствах у апелляционного суда не имелось оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции, в связи с чем постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2023 по делу № А26-10353/2022 отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.04.2023 по тому же
делу оставить в силе.
Председательствующий О.А. Алешкевич
Судьи А.Г. Кудин
В.М. Толкунов