ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-10664/19 от 13.02.2020 АС Республики Карелия

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

13 февраля 2020 года

Дело № А26-10664/2019

Резолютивная часть постановления объявлена    февраля 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме   февраля 2020 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Фуркало О.В.

судей  Лопато И.Б., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 26.12.2019

от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 14.10.2019

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-38015/2019 ) Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 04.12.2019 по делу № А26-10664/2019 , принятое

по заявлению ПАО «Лесопромышленная холдинговая компания «Кареллеспром»

к  Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия

о признании незаконным постановления от 14.10.2019

установил:

Публичное акционерное общество «Лесопромышленная холдинговая компания «Кареллеспром» (далее – общество, ПАО «ЛХК «Кареллеспром») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее – административный орган, Министерство)  о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа 200 000 руб.

Решением суда от 04.12.2019 заявление удовлетворено.

Не согласившись с указанным решением суда, Министерство обжаловало его в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель Общества их отклонил.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, постановлением от 14.10.2019 №832/19л общество привлечено к административной ответственности по  статье 8.27 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 200 000 рублей.

Основанием для привлечения к ответственности послужило невыполнение обществом установленного Договором от 03.12.2008 №20-з годового объема мероприятий  (прореживание и проходные рубки). Рубки прореживания не выполнены в объеме 73,4 тыс. м3. на площади 3086 га, проходные рубки не выполнены в объеме 69,4 тыс. м3.

Между Министерством лесного комплекса Республики Карелия и Обществом заключен договор аренды лесного участка от 03.12.2008 № 20-з (далее - договор). На основании Постановления Правительства Республики Карелия от 04.09.2011 № 177-П Министерство лесного комплекса Республики Карелия преобразовалось в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия. 07.08.2015 года в целях приведения наименования предприятия в соответствии с действующим законодательством Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску зарегистрированы изменения наименования предприятия с открытого акционерного общества «Лесопромышленная холдинговая компания «Кареллеспром» на публичное акционерное общество «Лесопромышленная холдинговая компания «Кареллеспром». На основании Постановления Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 № 326-П «Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия» Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.

Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах ЛК РФ:

- устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;

- обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;

-           сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения;

-           улучшение качества лесов, а также повышение их продуктивности...

Согласно пункту 3 части 5 статьи 12 ЛК РФ при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 16 ЛК РФ).

Статьей 61 ЛК РФ установлено, что воспроизводство лесов включает в себя, в том числе уход за лесами.

Уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (статья 64 ЛК РФ), который разрабатывается Арендатором и предоставляется в Министерство с положительным заключением государственной экспертизы на основании пункта 4.4.7 Договора аренды лесного участка.

Пунктом 6 Правил ухода установлено, что к мероприятиям по уходу за лесами относятся рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями. В том числе пункт 10 Правил ухода устанавливает виды рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями:

- рубки прореживания, направленные на создание в лесных насаждениях благоприятных условий для формирования стволов и крон лучших деревьев;

- проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий роста лучших деревьев, увеличения их прироста, продолжения (завершения) формирования структуры насаждений.

Уход за лесами должен осуществляться лицами, использующими леса на основании договора аренды лесного участка и в соответствии с Правилами ухода за лесами, в объемах по видам мероприятий, указанных в лесных планах субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентах лесничеств (лесопарков), в проектах освоения лесов (пункты 3,4 Правил ухода).

Проектом освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду обществу в Пудожском лесничестве, предусмотрены ежегодные допустимые объемы изъятия древесины при уходе за лесами на арендуемом участке.

В соответствии с Проектом освоения лесов (приложение 5) ежегодный объем рубок ухода с ликвидным запасом древесины составляет 142,8 тыс. куб.м. (рубки прореживания на площади 3086 га в объеме 73,4 тыс. м3 и проходные рубки на площади 2577 га в объеме 69,4 тыс. м3).

По окончанию 2018 года установлено, что годовой объем мероприятий (прореживание и проходные рубки) обществом выполнены не в полном объеме.

Рубки прореживания не выполнены обществом в объеме 73,4 тыс. м3 на площади 3086 га, проходные рубки не выполнены в объеме 66,6 тыс. м3 на площади 2490 га.

По факту выявленных нарушений Министерством был составлен протокол об административном правонарушении от 08.08.2019 №22, на основании которого 14.10.2019 начальником отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителем главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия  было вынесено постановление №832/19л о признании общества виновным в правонарушении, предусмотренным статьей 8.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Полагая, что указанное выше постановление не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, признал незаконным и отменил оспариваемое Обществом постановление.

Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

К обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В рассматриваемом случае проведены две проверки по одному и тому же факту, совершенному 01.01.2019. Это проверка в рамках оспариваемого постановления в настоящем деле и проверка, оформленная постановлением №433/19л о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 20.06.2019.

Административное правонарушение, как следует из протоколов об административном правонарушении от 16.04.2019 №13 и от 08.08.2019, совершено обществом 01.01.2019.

Во время совершения административного правонарушения действовала часть 4 статьи 8.25 КоАП РФ, которая предусматривала штрафную санкцию за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ПАО «ЛХК «Кареллеспром» к административной ответственности, признана утратившей силу Федеральным законом от 17.06.2019 N 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях") использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2 статьи 54).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.

В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Размер административного штрафа по статье 8.27 КоАП РФ за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению составляет от двухсот тысяч до трехсот тысяч руб., что значительно ухудшает положение юридического лица, следовательно, такой штраф за одно и то же нарушение применен быть не может.

Таким образом, положения Федерального закона от 17.06.2019 N 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" распространяются на ПАО «ЛХК «Кареллеспром», которым административное правонарушение совершено до вступления данного закона в силу.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит отсутствие основания для привлечения к административной ответственности, то суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и его отмене.

С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал заявление Общества обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 04.12.2019 по делу №  А26-10664/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

                     О.В. Фуркало

Судьи

                    И.Б. Лопато

А.Б. Семенова