ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-10904/14 от 08.10.2015 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

08 октября 2015 года                                                               Дело № А26-10904/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Форест-Групп» Тельтевской Ю.А. (доверенность от 21.05.2015),

рассмотрев 05.10.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.03.2015 (судья Александрович Е.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 (судьи Горбик В.М., Кашина Т.А., Старовойтова О.Р.) по делу № А26-10904/2014,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Форест-Групп» (место нахождения: 185011, г. Петрозаводск, ул. Ровио, 3, каб. 82 - 84, 121 - 130,                  ОГРН 1116324002530, ИНН 1001245816; далее - общество, ООО «Форест-Групп») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением (с учетом принятого судом уточнения) об оспаривании отказа Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (место нахождения: 185035, г. Петрозаводск, ул. Андропова, 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090; далее - министерство) в выделении обществу дополнительного объема древесины на 2014 год за счет недоиспользованного объема древесины в 2011 - 2013 годах, выраженного в письме от 17.12.2014 № 2.2-21/10444, а также отказов министерства в приеме лесных деклараций от 10.12.2014 на дополнительный объем древесины, выраженных в письмах от 15.02.2014 за № 1571, 1572, 1573, 1574, 1575. Заявитель просит суд обязать министерство устранить допущенное нарушение своих прав и законных интересов путем совершения действий по принятию соответствующего решения о выделении обществу дополнительного объема древесины на 2014 год за счет недоиспользованного объема древесины за 2011 - 2013 годы и принятии лесных деклараций от 10.12.2014 на дополнительный объем.

Решением суда от 11.03.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.07.2015, заявление общества удовлетворено полностью, оспариваемые отказы министерства признаны незаконными, не соответствующими требованиям Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Правилам заготовки древесины, утвержденным приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 № 337 (далее - Правила заготовки древесины, Правила), Порядку заполнения и подачи лесной декларации, утвержденному приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 17.01.2012 № 18 (далее - Порядок). В порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд обязал министерство устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества - принять решение о выделении заявителю дополнительного объема древесины за счет недоиспользованного объема древесины в 2011 - 2013 годах и принять лесные декларации от 10.12.2014. 

В кассационной жалобе ее податель просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов судебных инстанций. По мнению министерства, у заявителя отсутствуют основания для получения дополнительного объема древесины за счет неполного освоения за предыдущие годы; министерство обязано действовать в соответствии с разъяснениями Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза).

Представители министерства, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).

В судебном заседании представитель общества отклонил доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судами, 18.12.2007 между обществом с ограниченной ответственностью «Карелфинлес» (арендатором) и Государственным комитетом Республики Карелия по лесу (арендодателем) заключен договор аренды лесного участка, предусматривающий передачу арендатору во временное пользование лесного участка с целью заготовки древесины. Срок действия договора установлен по 31.12.2029. Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия 22.01.2008 за № 10-10-01/068/2007-235.

В связи с реорганизацией сторон договора 02.09.2011 правопреемниками заключено дополнительное соглашение, в соответствии с которым арендодателем по договору выступает министерство, арендатором -                ООО «Форест-Групп». Соглашение зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия 10.11.2013 за № 10-10-01/102/2011-048.

В связи с полным освоением расчетной лесосеки по договору аренды на  2014 год общество обратилось в министерство о выделении дополнительного объема древесины за счет недоиспользованного объема древесины за 2011, 2012 и 2013 годы по договору аренды лесного участка от 18.12.2007 и подало лесные декларации от 10.12.2014 на дополнительные объемы древесины.

Письмом от 17.12.2014 № 2.2-21/10444 обществу отказано в согласовании предоставления недоиспользованного объема древесины за 2011-2013 годы по договору аренды лесного участка от 18.12.2007 в связи с тем, что у заявителя имеется задолженность по договору аренды лесного участка от 18.12.2007 в размере 1 392 473 руб.

Письмами от 15.12.2014 № 1571, 1572, 1573, 1574, 1575 обществу отказано в принятии деклараций в связи с их несоответствием проекту освоения лесов (указанный объем в лесной декларации превышает установленный объем проекта освоения лесов для заготовки древесины на лесном участке, переданном в аренду обществу).

Не согласившись с законностью отказов министерства в выделении дополнительного объема древесины и приеме лесных деклараций, общество обратилось в арбитражный суд.

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на отсутствие у министерства в данном случае правовых и фактических оснований для соответствующих отказов.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5     статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.

Суды правомерно сочли, что отказы министерства выделить испрашиваемый обществом дополнительный объем древесины и принять лесные декларации не соответствуют значимым нормативным положениям и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В соответствии с частями 1, 8, 9 статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Правила заготовки древесины устанавливают требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Правил заготовка древесины осуществляется в соответствии с Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.

Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов (часть 1 статьи 26 ЛК РФ).

Как указано в пункте 12 Правил, рубка лесных насаждений на каждой лесосеке, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации.

Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок (часть 4 статьи 29 ЛК РФ).

В соответствии с пунктом 10 Правил заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества (лесопарка) по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам. На лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, разрешается заготовка древесины в объеме, не совпадающем с допустимым объемом изъятия древесины по лесному участку, при условии, если суммарный объем древесины, заготовленной за последние 3 года, не превышает установленной расчетной лесосеки по лесничеству.

В связи с таким нормативным регулированием суды сочли, что условием выделения дополнительного объема древесины является полное использование установленного на текущий год объема древесины проектом освоения лесов и непревышение суммарного объема древесины, заготовленной за последние 3 года, установленной расчетной лесосеки.

В материалах дела нет доказательств превышения суммарного объема древесины, заготовленной обществом за последние 3 года, установленной расчетной лесосеки.

В связи с этим суды правомерно не усмотрели обосновывающих оспариваемые отказы ограничений применительно к части 4 статьи 29 ЛК РФ и пункту 10 Правил и сочли, что в рассматриваемом случае фактически единственным основанием для отказа в выделении дополнительного объема древесины и принятии лесных деклараций на дополнительный объем древесины послужило наличие у общества задолженности по арендной плате.

В обоснование такому основанию министерство ссылается на письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 06.10.2014 № НК-10-27/12001, согласно которому условием выделения дополнительного объема древесины является внесение в предыдущие годы арендной платы в полном объеме.

Ввиду статьи 2 ЛК РФ и статьи 13 АПК РФ надлежит признать, что это письмо  не является нормативным правовым актом,  прошедшим  в установленном порядке регистрацию и опубликование, а следовательно, оно не подлежит применению в данном споре.

В спорном периоде требование о полной уплате арендных платежей за предыдущие периоды в качестве условия предоставления дополнительного объема древесины нормативными правовыми актами, регулирующими лесные отношения, не  установлено (пункт 11 Порядка). Министерство не подтвердило основания для отказа в приеме лесной декларации применительно к пункту 11 Порядка. Общество не требует выделения дополнительного объема древесины на безвозмездной основе. Ссылка министерства в мотивах отказа в приеме деклараций на превышение ежегодного допустимого объема изъятия древесины не соответствует имеющимся в деле доказательствам.

Более того, как отметил суд апелляционной инстанции, министерством согласно требованиям статьи 65 АПК РФ не представлены доказательства наличия у общества задолженности за предыдущие периоды.

Учитывая изложенное, доводы жалобы нельзя признать состоятельными.

Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1  части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.03.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 по делу № А26-10904/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий И.О. Подвальный

Судьи      О.А. Алешкевич

                                                                                                 Л.Б. Мунтян