ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-11061/20 от 04.08.2021 АС Республики Карелия

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

09 августа 2021 года

Дело № А26-11061/2020

Резолютивная часть постановления объявлена      августа 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   августа 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Зотеевой Л.В.,

судей  Денисюк М.И., Семенова А.Б.

при ведении протокола судебного заседания ФИО1

при участии: 

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

от 3-го лица: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20705/2021) ГУП Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.05.2021 по делу № А26-11061/2020, принятое

по заявлению государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго»

к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)

3-е лицо: Прокуратура Медвежьегорского района 

об оспаривании постановления,

установил:

государственное унитарное предприятие Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (далее – заявитель, Предприятие, ГУП РК «КарелКоммунЭнерго») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – ответчик, Управление) об отмене постановления о назначении административного наказания от 14.12.2020 № 25-244/7578-3116/ПС, предусмотренного  статьей 9.11 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Медвежьегорского района  (далее – прокуратура).

Решением суда от 28.05.2021 в удовлетворении заявления Предприятию отказано.

Не согласившись с указанным решением, Предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции при вынесении решения нарушены нормы материального и процессуального права. Выводы суда основаны на недостоверных  доводах ответчика. Кроме того, Общество ссылается на процессуальные нарушения, допущенные при проведении проверки.

Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

От Управления поступил письменный отзыв с несогласием с доводами апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 29.10.2020 прокуратурой с привлечением специалиста Ростехнадзора в рамках прокурорского надзора по исполнению законодательства при подготовке к отопительному периоду 2020/2021 годов на основании поручения прокуратуры Республики Карелия от 07.07.2020 года № 7/9- 1669-2020 в отношении ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» проведена внеплановая выездная проверка.

В ходе проверки прокуратурой выявлены нарушения Предприятием требований Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 №115 (далее – Правила №115), Правил по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минтруда России от 17.08.2015 №551н (далее – Правила №551н), что отражено в акте проверки  от 17.09.2020.

В связи с выявленными нарушениями правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо - и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоноситетелей, топлива и продуктов его переработки исполняющим обязанности Прокурора Медвежьегорского района Советником юстиции Карпиным А.А. 12.11.2020 года вынесено Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, согласно которому действия Предприятия квалифицированы по статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Постановление и материалы проверки в соответствии со статьей 23.30 КоАП РФ направлены для рассмотрения в Управление.

Постановлением Управления от 14.12.2020 № 25-244/7578-3116/ПС о назначении административного наказания Предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Предприятие оспорило его в арбитражном суде.

Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Предприятия состава вмененного правонарушения, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности и оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

В соответствии со статьей 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон №190-ФЗ) под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок. Правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования. Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования безопасности в сфере теплоснабжения и принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 1 мая 2016 года №132-ФЗ, подлежат обязательному исполнению до вступления в силу правил технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, указанных в статье 23.2 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 1 мая 2016 года №132-ФЗ).

Сфера регулирования Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденным приказом Минэнерго России от 24.03.03 N 115 (далее - Правила  N 115) определена пунктом 1.1 данных Правил, в соответствии с которым Правила эксплуатации устанавливают требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок.

Судом первой инстанции установлено,  что основным видом деятельности ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха.

На основании гражданско - правового договора от 10.03.2020 № 10зп20/223-ФЗ Предприятие - заявитель передало обществу с ограниченной ответственностью «Энергосервис» для эксплуатации, технического обслуживания и ремонта имущество, предназначенное для оказания услуг по теплоснабжению тепловой энергией потребителям поселка Повенец, поселка Сосновка, присоединенных к котельным Вичка, Заонежская и Первомайская Медвежьегорского муниципального района Республики Карелия.

Кроме того, на основании гражданско-правового договора от 31.08.2020 года № 200831/МС Предприятие - заявитель передало обществу с ограниченной ответственностью «Биоэнергетическая компания» для эксплуатации, технического обслуживания и ремонта имущество, предназначенное для оказания услуг по теплоснабжению тепловой энергией потребителям, присоединенным к котельной Советской города Медвежьегорска Республики Карелия.

Согласно статье 20 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности муниципальных образований к отопительному периоду и расследование причин аварийных ситуаций при теплоснабжении осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора. Проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, с которой в соответствующей системе теплоснабжения заключены договор теплоснабжения, договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя и (или) договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии с определением, приведенным в Федеральном законе от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

Предприятие является организацией, осуществляющей публично значимые функции по реализации (продаже) тепловой энергии потребителям в границах муниципальных образований Республики Карелия по регулируемым государством тарифом, в том числе гражданам.

Общество с ограниченной ответственностью «Энергосервис», Общество с ограниченной ответственностью «Биоэнергетическая компания», Общество с ограниченной ответственностью «Чистая Энергия» и Общество с ограниченной ответственностью «Северозаготовка» не являются теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, не имеют установленный тариф в сфере теплоснабжения, не могут оцениваться в рамках статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Правил оценки готовности к отопительному периоду (утверждены приказом Минэнерго России от 12.03.2013 года № 103) и могут нести в рамках заключенного договора только гражданско - правовую ответственность за ненадлежащее исполнение его условий, а не административную ответственность.

Судом правомерно не приняты во внимание доводы заявителя о том, что  документы, подтверждающие фактическую эксплуатацию объектов теплоснабжения в Медвежьегорском районе обществом с ограниченной ответственностью «Чистая Энергия» и обществом с ограниченной ответственностью «Северозаготовка», о которых упоминается в дополнениях к заявлению от 02.03.2021 года (том 3 л.д. 2 - 4), представлены не были, учитывая, что с указанными организациями заявителем были заключены договоры эксплуатации, технического обслуживания и ремонта имущества, предназначенное для оказания услуг по теплоснабжению тепловой энергией потребителям.

Кроме того, согласно пункту 2.3.8.1. Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 года № 115, с руководящими работниками организации проводится:

- вводный инструктаж по безопасности труда;

- проверка органами госэнергонадзора знаний правил, норм по охране труда, правил технической эксплуатации, пожарной безопасности.

Согласно пункту 2.3.14 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 года № 115, проверка знания настоящих Правил, должностных и эксплуатационных инструкций производится:

-первичная - у работников, впервые поступивших на работу, связанную с обслуживанием энергоустановок, или при перерыве в проверке знаний более 3 лет;

 -периодическая - очередная и внеочередная.

В силу пункта 2.3.15 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 года № 115, очередная проверка знаний проводится не реже 1 раза в три года, при этом для персонала, принимающего непосредственное участие в эксплуатации тепловых энергоустановок, их наладке, регулировании, испытаниях, а также лиц, являющихся ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, - не реже 1 раза в год.

Представленный Предприятием протокол № 24-19-1314 свидетельствует о прохождении директором Предприятия аттестации в области промышленной безопасности (область аттестации-А1), а не проверки знаний органами госэнергонадзора знаний правил, норм по охране труда, правил технической эксплуатации, пожарной безопасности согласно Правил  № 115.

Согласно статье 11.9 Правил № 115 энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

Документы о сроках создания нормативных запасов топлива, их количестве, о местах хранения, о сроках и средствах подвоза не представлены.

На основании пункта 11.4 Правил № 115 до начала отопительного периода теплоснабжающие организации разрабатывают и утверждают в органах местного самоуправления графики ограничений отпуска тепловой энергии и теплоносителя в случае принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий в системе теплоснабжения.

Согласно представленным доказательствам график отпуска тепловой энергии и теплоносителя в случае принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий в системе теплоснабжения Предприятием после согласования в Министерстве строительства, жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия получен лишь 05.10.2020 года, то есть после начала отопительного сезона в Медвежьегорском районе.

Таким образом, Предприятие не обеспечило своевременную разработку и согласование графика до начала отопительного периода.

Факт выявленных в ходе проверки нарушений установлен административным органом и подтверждается  материалами дела.

Доказательства невозможности соблюдения заявителем требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия им необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Учреждения во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Предприятия состава вмененного правонарушения.

Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом первой инстанции не установлено.

Ссылка Предприятия на то, что в нарушение статьи 28.1 КоАП РФ органами прокуратуры не был составлен акт проверки, что является процессуальным нарушением, отклоняется апелляционным судом.

В целях осуществления должностным лицом Управления экспертно-аналитических функций, предусмотренных пунктом 13 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и установления прокуратурой Медвежьегорского района по результатам проверки Предприятия характера выявленных нарушений при эксплуатации котельных и тепловых сетей,участвующих в обеспечении теплоснабжения потребителей тепловой энергии, составлена Справка о выявленных нарушениях № 29-10-20-ОЗП от 29.10.2020.

После получения вышеуказанной справки прокуратурой Медвежьегорского района подготовлено и направлено 30.10.2020 в адрес Предприятия представление об устранении нарушений от 30.10.2020 № 07-14-2020, которое предприятием не оспаривалось, а наоборот, было рассмотрено и удовлетворено в установленный законом срок. Внесенное представление являлось мерой прокурорского реагирования.

В силу положений части 14 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 акт составляется только в случае, если в ходе проверки нарушений закона не выявлено.

При таких обстоятельствах следует признать, что существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу административным органом не допущено, права и законным интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, соблюдены, сам факт нарушений предприятием не оспаривался, нарушения устранены добровольно,

Иные доводы Предприятия были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно отклонены судом как основанные на неверном толковании норм материального права.

Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.

Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.

В рассматриваемом случае назначенное Предприятию административное наказание в минимальном размере в сумме 20 000 руб. отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности. При назначении наказания Управлением учтено исполнение выявленных нарушений.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия  от 28 мая 2021 года по делу № А26-11061/2020  оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго»  - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

М.И. Денисюк

А.Б. Семенова