ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-11102/19 от 25.04.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 апреля 2022 года

Дело №

А26-11102/2019

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» Тельтевской Ю.А. (доверенность от 14.12.2021), от Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия Алешиной С.С. (доверенность от 01.02.2022),

рассмотрев 18.04.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2021 по делу № А26-11102/2019,

у с т а н о в и л :

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, с учетом увеличения размера требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля», адрес: 186757, Республика Карелия, г. Сортавала, пгт. Вяртсиля, ул. Строителей, д. 9, ОГРН 1151001010170, ИНН 1007023810 (далее - Общество), о взыскании 7 011 325 руб. задолженности по арендной плате в части, превышающей минимальные ставки, в республиканский бюджет со сроками уплаты 15.09.2019, 15.10.2019, 56 124 руб. 53 коп. пени за период с 16.09.2019 по 11.11.2019 по договору аренды лесного участка от 24.12.2014 № 163-з (далее – Договор).

Решением суда первой инстанции от 16.02.2021 исковые требования удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.12.2021 решение суда первой инстанции изменено, утверждено мировое соглашение, заключенное между Министерством и Обществом 30.06.2021.

Производство по делу в части взыскания с Общества в пользу Министерства 5 503 340 руб. задолженности по арендной плате в республиканский бюджет со сроками уплаты 15.09.2019 и 15.10.2019 и 56 124 руб. 53 коп. пени за период с 16.09.2019 по 11.11.2019 по Договору прекращено.

С Общества в пользу Министерства взыскано 1 507 985 руб. задолженности в республиканский бюджет со сроками уплаты 15.09.2019 и 15.10.2019.

В кассационной жалобе (с учетом дополнительных пояснений) Общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в части удовлетворения иска о взыскании задолженности в размере 1 507 985 руб. в республиканский бюджет, направить дело в указанной части на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что не признает уведомления о дополнительном начислении арендных платежей от 04.09.2019 № 3439, от 04.10.2019 № 3879. Указывает, что начисление арендной платы возможно только на объем древесины, указанной в приложении № 3 к Договору; ни законодательство, ни договор аренды не предусматривают начисление арендных платежей за лесную инфраструктуру. В 2018 году условия Договора были изменены, лесная инфраструктура из ежегодного объема использования лесов исключена; изменение приложения № 3 к Договору возможно исключительно на основании решения суда при наличии оснований, предусмотренных статьей 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ). В 2019 году Общество было обязано уплатить арендную плату в размере 104 299 138 руб. (согласно уведомлению от 30.01.2019 № 476), начисления Министерства сверх указанной суммы необоснованны и взысканию с Общества не подлежат. Поскольку начисление производится на основании регулируемых цен, возможность применения коэффициентов 1,5 и 9,25, установленных для исчисления аукционной арендной платы, исключено. Расчет Министерства, выполненный не на основании итоговой цены аукциона, а на основании регулируемых ставок платы, без учета принципа пропорциональности, является недействительным. Действовавший в спорный период Проект освоения лесов судами не изучался. Министерство в нарушение дополнительного соглашения от 25.12.2019 начисляет арендную плату на объем лесной инфраструктуры на основании лесных деклараций по цене, указанной в ведомостях материально-денежной оценки лесосек.

В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы кассационной жалобы, а представитель Министерства против доводов жалобы возразила по мотивам отзыва.

Суд кассационной инстанций не принимает и не оценивает новые доказательства Общества (глава 35 АПК РФ).

Законность судебного акта проверена в кассационном порядке в обжалуемой части.

Как следует из материалов дела и установлено судами, в процессе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции стороны заключили мировое соглашение, согласно которому между сторонами остался не разрешенным спор в части требований о взыскании 1 507 985 руб. задолженности в республиканский бюджет по срокам оплаты 15.09.2019 и 15.10.2019.

Между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (правопредшественником Министерства, арендодателем) и обществом с ограниченной ответственностью «Грин Лайн» (арендатором) 24.12.2014 заключен Договор, в соответствии с пунктами 1.1 - 1.5 которого арендодатель на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, от 09.12.2014 № 2 передал, а арендатор принял во временное пользование (аренду) лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 49 330 га, с кадастровым номером 10:21:0000000:86, расположенный на территории Пряжинского лесничества в кварталах 66-69, 75-83, 93-103, 107-118, 125-126 Святозерского участкового лесничества, кварталах 12-80, 83-87, 89-101 Кинелахтинского участкового лесничества, кварталах 9-13, 15-22, 24-72 Паннильского участкового лесничества, для использования в целях заготовки древесины; номер учетной записи в государственном лесном реестре: 79-2014-10 (1020); схема расположения лесного участка, его границы и характеристика представлены в приложениях № 1 и 2 к Договору; ежегодный объем использования лесов приведен в приложении № 3 к Договору.

Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 20.02.2015.

Согласно пункту 7.1 срок действия настоящего Договора установлен с 01.01.2015 и составляет 25 лет.

В соответствии с пунктом 2.1 Договора размер арендной платы был определен путем произведения установленного настоящим договором ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, с учетом коэффициента, установленного для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,5 и коэффициента повышения начальной цены предмета аукциона в результате его проведения в размере 9,25 (подпункт 2.1.1). Арендатор обязан вносить арендную плату в следующих размерах и в следующие сроки: с 15 января по 15 декабря - по 8 % ежемесячно (подпункт 2.1.2); арендодатель ежегодно направляет арендатору уведомление (извещение) о начислении арендной платы на текущий год по форме, указанной в приложении № 4 к договору, не требующей подписания со стороны арендатора (подпункт 2.1.3). В случае изменения ежегодного объема использования лесов, действующих ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, изменения порядка исчисления арендной платы, размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке с уведомлением об этом арендатора (подпункт 2.1.4).

Пунктом 4.3.2 Договора арендатору предоставлено право осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другие объекты), с указанием в Проекте освоения лесов, лесной декларации и других необходимых документах сведений о территориальном размещении проектируемых объектов.

В связи с передачей прав и обязанностей по Договору на основании договора переуступки права аренды от 23.03.2018, заключенного между ООО «Грин Лайн» и Обществом, Министерством и Обществом 18.04.2018 подписано дополнительное соглашение к Договору, которым произведена замена арендатора по Договору на Общество, а остальные условия Договора оставлены неизменными, стороны подтвердили по ним свои обязательства в полном объеме (пункт 3).

Дополнительное соглашение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 19.04.2018.

Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Обществом обязательств по Договору, Министерство направило в адрес Общества претензии, оставление которых без удовлетворения послужило основанием для обращения в арбитражный суд.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.

Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции изменил, утвердил мировое соглашение между Обществом и Министерством; с Общества в пользу Министерства взыскано 1 507 985 руб. задолженности в республиканский бюджет со сроками уплаты 15.09.2019 и 15.10.2019.

Суд кассационной инстанции, изучив доводы сторон, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии с частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.

К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).

В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 78 ЛК РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).

Начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы (пункт 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ).

В силу пункта 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Согласно пункту 2 статьи 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.

По смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ по договору аренды государственного или муниципального имущества размер арендной платы, определяемый по результатам проведения торгов, не является регулируемым.

Как следует из материалов дела, Договор заключен в соответствии с условиями проведенного аукциона, при этом согласно пункту 9 протокола об итогах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, от 09.12.2014 № 2 была сформирована итоговая цена Договора - 56 818 133 руб. Цена включает себя минимальный размер арендной платы, определенный в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, а также сумму, превышающую минимальный размер, подлежащую уплате в бюджет Республики Карелия.

Общество (его правопредшественник) принимало участие в аукционе и заключило Договор, реализуя преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок; документация об аукционе включала проект Договора, пункт 2.1.1 которого содержал порядок расчета размера арендной платы, и в нем имелось указание на то, что размер арендной платы устанавливается с учетом двух коэффициентов, отсутствовало лишь само значение коэффициента повышения начальной цены предмета аукциона. Условия аукциона в установленном законом порядке не оспаривались.

При этом в пункте 10 названного протокола указано, что размер арендной платы устанавливается путем произведения установленного ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, с учетом установленного коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,5 и коэффициента повышения начальной цены аукциона в результате его проведения в размере 9,25.

Данный пункт протокола (в том числе указанные в нем коэффициенты) воспроизведен в пункте 2.1.1 Договора.

Согласно протоколу о результатах аукциона от 09.12.2014 была зафиксирована итоговая цена предмета аукциона - 56 818 133 руб., а также определен порядок исчисления арендной платы.

При этом пунктом 2.1.4 Договора предусмотрено, что в случае изменения ежегодного объема использования лесов, действующих ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии с лесным законодательством, бюджетным и иным законодательством, изменения порядка исчисления арендной платы, размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке, с уведомлением об этом арендатора.

Учитывая правила толкования условий договора (статья 431 ГК РФ), пункт 2.1.4 Договора об изменении порядка исчисления арендной платы не может быть истолкован отдельно от пункта 2.1.1 Договора, определяющего порядок исчисления арендной платы. При этом отсутствие в пункте 2.1.4 Договора слова «пропорционально» не свидетельствует об ином смысловом значении указанного пункта.

Апелляционный суд правомерно исходил из того, что в протоколе и в Договоре не предусмотрен такой порядок расчета арендной платы и ее индексации, который устанавливал бы индексацию только начальной цены аукциона. При этом апелляционный суд правомерно указал в постановлении, что начальная цена аукциона утратила свое значение после того, как была сформирована цена договора путем подведения итогов проведения аукциона. Следовательно, довод Общества, основанный на том, что коэффициенты подлежат применению только к начальной цене аукциона, не соответствуют правилам аукциона и условиям аукционной документации и Договора.

На основании оценки имеющихся в деле доказательств, правильно применив положения статьи 431 ГК РФ, дав толкование согласованным сторонами условиям Договора, апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что коэффициенты подлежат применению к итоговой цене аукциона. Такой вывод ранее подтвержден в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.02.2021 по делу № А26-6769/2019 между теми же сторонами.

Пунктом 4.3.2 Договора арендатору предоставлено право осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другие объекты), с указанием в Проекте освоения лесов, лесной декларации и других необходимых документах сведений о территориальном размещении проектируемых объектов.

Виды использования лесов, к числу которых отнесена и заготовка древесины, перечислены в статье 25 ЛК РФ. Создание лесной инфраструктуры не является самостоятельным видом использования лесов и в соответствии с пунктом 1 статьи 13 ЛК РФ допускается в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

При этом создание на лесном участке лесной инфраструктуры является правом, а не обязанностью арендатора. Это означает, что в случае необходимости арендатор в целях создания лесной инфраструктуры вправе изъять лесной ресурс в объеме, установленном Проектом освоения лесов.

Договором аренды лесного участка установлен вид использования лесов «заготовка древесины», который предполагает осуществление арендатором ряда мероприятий, которые самостоятельно определяются и фиксируются Обществом в Проекте освоения лесов.

Арендатор лесного участка определяет объем использования лесов, в том числе для создания объектов лесной инфраструктуры, проектируя данные мероприятия к ежегодному исполнению самостоятельно, но в пределах установленного ежегодного объема использования лесов.

Общим принципом арендных отношений является внесение арендной платы за пользование имуществом. Одним из основных принципов лесного законодательства является платность использования лесов (пункт 11 статьи 1 ЛК РФ).

В 2019 году в соответствии с Проектом освоения лесов допустимый объем заготовки древесины с целью создания объектов лесной инфраструктуры составил 9100 куб. м.

Согласно пункту 2.1.4 Договора в случае изменения ежегодного объема использования лесов размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке с уведомлением арендатора.

Министерством в адрес Общества письмами от 04.09.2019 № 3439, от 04.10.2019 № 3879 были направлены уведомления о внесении арендной платы за 2019 год за объем рубок, произведенных в целях создания лесной инфраструктуры (срок уплаты 15.09.2019, срок уплаты 15.10.2019). Уведомление № 3439 получено Обществом 11.09.2019. Уведомление № 3879 получено Обществом 15.10.2019.

Размер арендной платы за объем рубок, произведенных в целях создания лесной инфраструктуры, указанный в уведомлениях, был рассчитан Министерством в соответствии с пунктом 2.1.1. Договора. В настоящем случае Коэффициенты 1,5 и 9,25 подлежат применению для расчета арендной платы за весь объем использования лесов в рамках Договора аренды лесного участка, в том числе за объемы изъятия лесных ресурсов в целях создания лесной инфраструктуры.

Поскольку по условиям Договора размер арендной платы зависит от объема использования лесов, в обязанности арендатора, вырубившего лесные насаждения в целях создания объектов лесной инфраструктуры, входит уплата арендной платы за фактически вырубленную древесину, помимо заготовленной. При этом иначе как в соответствии с пунктом 2.1.1 Договора рассчитать размер арендной платы не представлялось возможным. Основанием для внесения изменений в таблицу 6.2.5 является дополнительное соглашение от 19.12.2018 к Договору, вследствие внесения изменений в объемные показатели использования лесов объем при рубке насаждений, связанных с созданием лесной инфраструктуры подается ежегодно по потребности в строительстве. Необходимость оплаты древесины для создания лесной инфраструктуры возникает у арендатора после ее изъятия. При этом древесина, заготовленная Обществом для создания объектов лесной инфраструктуры, поступает в собственность арендатора, а не передана и не остается в собственности Российской Федерации.

Относительно ссылок на приказ о внесении изменений в Проект освоения лесов от 19.12.2019 в качестве доказательства того, что объем рубок древесины для создания объектов лесной инфраструктуры установлен в проекте освоения лесов, Министерство пояснило и Общество не спорило, что предельный объем рубок в течение 2019 года не менялся.

Общество не отрицало, что согласно документам в отношении создания объектов лесной инфраструктуры заявлена и проводилась сплошная рубка. Данные об объеме рубки, использованные Министерством, не являлись произвольными, а подтверждены сведениями самого Общества.

Математически расчет Министерства по спорному основанию Обществом не опровергнут.

Следует заметить, что непоследовательно своей позиции Общество уплатило арендную плату за объем рубок в целях создания лесной инфраструктуры в части минимального размера арендной платы (федеральный бюджет) со сроком 15.09.2019, начисленной на основании Уведомления № 3439, и со сроком 15.10.2019, начисленной на основании Уведомления № 3879.

Ссылка Общества на иную судебно-арбитражную практику не учитывает различия в фактических обстоятельствах дел.

При таких обстоятельствах с Общества правомерно взыскано в республиканский бюджет 1 507 985 руб. задолженности со сроками уплаты 15.09.2019 и 15.10.2019, в связи с чем основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют. Обжалуемый судебный акт в рассматриваемой части является правильным, нарушений норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не допущено.

Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).

Основания для изменения либо отмены судебного акта в обжалуемой части отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2021 по делу № А26-11102/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» – без удовлетворения.

Председательствующий

В.М. Толкунов

Судьи

О.А. Алешкевич

Л.Б. Мунтян