ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-11181/18 от 11.06.2019 АС Республики Карелия

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

19 июня 2019 года

Дело № А26-11181/2018

Резолютивная часть постановления объявлена      июня 2019 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июня 2019 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Семеновой А.Б.

судей  Згурской М.Л., Медведевой И.Г.

при ведении протокола судебного заседания:  Василькиной Ю.А.

при участии: 

от заявителя: Лобаго О.А. по доверенности от 10.01.2019

от заинтересованного лица: Алешина С.С. по доверенности от 06.02.2019

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-8244/2019 ) Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение  Арбитражного суда   Республики Карелия от 14.02.2019 по делу № А26-11181/2018 (судья Таратунин Р.Б.), принятое

по заявлению ООО "Калаламби"

к  Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия

о признании незаконным приказа

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Калаламби» (ОГРН: 1041000026231, адрес: 185014, Карелия Республика, г. Петрозаводск, пр-кт Лесной (Древлянка р-н), д. 51; далее - ООО "Калаламби", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным приказа от 12.07.2018 № 1265, вынесенного Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия (адрес: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24; далее – Министерство, заинтересованное лицо).

Решением от 14.02.2019 суд первой инстанции признал незаконным приказ Министерства от 12.07.2018 № 1265 о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного по лицензии ПТЗ 01216 ТР; взыскал с Министерства в пользу ООО «Калаламби» 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Не согласившись с решением суда, Министерство обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.

В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено материалами дела, ООО «Калаламби» являлось владельцем лицензии на право пользования недрами от 28.12.2004 серии ПТЗ № 01216 ТР.

По условиям данной лицензии заявителю предоставлялось право геологического изучения и добычи блочного камня с целью производства блоков на участке недр «Калаламби», расположенного в Медвежьегорском районе Республики Карелия, на срок до 30.12.2024. Проведение работ предполагалось осуществить в два этапа: первый – геологическое изучение участка недр в срок до мая 2007 года (пункты 4.3-4.7), второй – разработка месторождения, включая проведение государственной экологической экспертизы проекта месторождения (до июня 2008 года; пункт 4.8) и начало промышленной добычи (ноябрь 2008 года) с выходом на проектную мощность в ноябре 2009 года (пункт 4.11).

05.06.2018 в Министерство поступила заявка ООО «Калаламби» о внесении изменений в подпункт 4.11 Условий пользования недрами по лицензии ПТЗ 01216 ТР в виде установления начала промышленной добычи – сентябрь 2018 года и выхода на проектную мощность в сентябре 2019 года.

В протоколе заседания комиссии Министерства от 29.06.2018 по рассмотрению названной заявки указано, что запасы блочного камня, включая талько-хлориты, утверждены 21.11.2008 и поставлены на государственный балансовый и кадастровый учеты, технический проект карьера по добыче талько-хлорита утвержден 26.12.2013, изменения в лицензию вносились 6 раз, в том числе в части корректировки сроков выполнения работ. На момент рассмотрения заявки сроки и условия пользования недрами предусматривали начало промышленной добычи в мае 2015 года, выход на проектную мощность в сентябре 2016 года. 20.01.2012 и 14.02.2017 принимались решения об уведомлении ООО «Калаламби» о возможном досрочном прекращении права пользования недрами в связи с допущенными нарушениями условий пользования недрами. При этом трехмесячный срок для исправления допущенных нарушений, указанный в уведомлении от 14.02.2017, был продлен до 20.02.2018. Поскольку лицензиат не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах и в связи с систематическим нарушением установленных правил пользования недрами комиссией принято решение об отклонении заявки ООО «Калаламби» от 05.06.2018 и досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии ПТЗ 01216 ТР.

На основании этого решения комиссии Министерством вынесен приказ о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного по лицензии ПТЗ 01216 ТР.

Не согласившись с указанным приказом, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.

Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что оспариваемый приказ не соответствуют Закону Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», признал его незаконным.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Согласно пункту 10 части второй статьи 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

В силу части второй статьи 20 Закона N 2395-1 право пользования недрами может быть досрочно прекращено органом, предоставившим лицензию, в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (пункт 2), в случае систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами (пункт 3), если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах (пункт 5) и непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, непредставления или нарушения сроков представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения; пункт 8).

В связи с тем, что ООО «Калаламби» не были выполнены Условия пользования недрами по указанным срокам, Министерство направило в адрес Общества уведомление о возможном досрочном прекращении права пользования недрами от 14.02.2017 №1299. Уведомление Обществом было получено 20.02.2017. Срок, установленный для устранения нарушений - до 20.05.2017. Решением Комиссии от 28.04.2017 срок действия уведомления продлен на максимально возможный 20.02.2018.

В соответствии с положениями статьи 21 Закона о недрах в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

Поскольку по истечении трёх месяцев со дня получения уведомления нарушения устранены не были, 12.07.2018 Министерство вынесло оспариваемый Обществом приказ №1265 о досрочном прекращении права пользования недрами, предоставленного ООО «Калаламби» по лицензии ПТЗ 01216 ТР (т.1 л.д.18).

Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что Министерством соблюден порядок досрочного прекращения права пользования недрами.

В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В статье 12 Закона о недрах указано, что должны содержать лицензия и её неотъемлемые составные части (к которым в том числе относятся и Условия), т.е. указаны условия, которые в силу статьи 432 ГК РФ признаются существенными. В частности, в статье 12 Закона о недрах установлено, что обязательными (а значит и существенными) условиями являются условие о сроке действия лицензии и сроках начала работ (подготовки технического проекта, начало промышленной добычи, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу).

Как следует из материалов дела, в уведомлении о возможном досрочном прекращении права пользования недрами от 14.02.2017 №1299 Министерством указаны нарушения существенных Условий, а именно: не выполнение «Условий пользования недрами» в части сроков начала промышленной добычи и выхода на проектную мощность.

Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что Общество ненадлежащим образом исполняло свои обязанности по договору аренды лесного участка от 30.04.2014 №46, систематически нарушало сроки внесения арендной платы. Министерство, полагая, что данные действия направлены на прекращение правоотношений в сфере использования лесов, обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о расторжении договора аренды и обязании освободить лесной участок. Решением Арбитражного суда РК от 20.02.2019 требования Министерства удовлетворены в полном объеме, постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2019 решение от 20.02.2019 оставлено без изменения.

Таким образом, доводы Общества со ссылкой на дополнительное соглашение от 26.03.2018 к договору аренды лесного участка от 30.04.2014 №46, не могут быть приняты апелляционным судом во внимание.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 06.10.2017 № 367-П, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области лесных, водных отношений, в сфере регулирования отношений недропользования, экологической экспертизы, охраны окружающей среды, а также по проведению государственной политики в сфере лесопромышленного и горнопромышленного комплексов Республики Карелия в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, на территории Республики Карелия.

Согласно части 3 статьи 11 Закона Республики Карелия от 26.10.2007 N 1122-ЗРК «О некоторых вопросах недропользования на территории Республики Карелия» решение о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами принимает уполномоченный орган, под которым исходя из положений статьи 3 указанного Закона Республики Карелия понимается орган исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченный в сфере регулирования отношений недропользования.

В соответствии с Положением о Министерстве, в сфере регулирования отношений недропользования распоряжается совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на территории Республики Карелия - контролирует выполнение условий пользования участками недр, распоряжение которыми относится к компетенции Республики Карелия, обеспечивает функционирование государственной системы лицензирования пользования участками недр, распоряжение которыми относится к компетенции Республики Карелия.

Согласно части 4 статьи 21 Закона о недрах, в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3, 5 и 8 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

Суд апелляционной инстанции, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, приходит к выводу о соблюдении вышеприведенных положений части 4 статьи 21 Закона о недрах.

Доказательств обратного Обществом в материалы дела не представлено.

При этом на момент принятия Министерством оспариваемого приказа от 12.07.2018 N 1265 Обществу обеспечена установленная Законом о недрах возможность устранения нарушений лицензионных требований в течение трех месяцев с момента получения соответствующего уведомления.

Таким образом, оснований для вывода о нарушении Министерством порядка досрочного прекращения недропользования у суда апелляционной инстанции не имеется, оспариваемый приказ Министерства принят в полном соответствии с нормами действующего законодательства РФ, в том числе в соответствии с Законом о недрах.

В данном случае суд апелляционной инстанции учитывает также то, что Общество нарушало законодательство в сфере недропользования на протяжении нескольких лет, в связи с чем ему Министерством по природопользрванию и экологии Республики Карели неоднократно выдавались предписания (от 28.10.2015 №472-П, от 30.09.2016 №585-П, от 18.08.2017 №691-П) об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований. При этом согласно пункту 9.1 Условий пользования недрами  ООО «Калаламби» обязано выполнять требования по охране недр и окружающей природной среды, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия.

Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в данном случае такая мера, как досрочное прекращение пользования недрами в отношении лицензиата обоснована, поскольку на протяжении нескольких лет Общество не исполняет условия лицензионного соглашения, что фактически расценено судом, как отсутствие должной заинтересованности в освоении природного ресурса.

Частью 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 14.02.2019 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта об отказе Обществу в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 14 февраля 2019 года по делу №  А26-11181/2018 отменить.

В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью «Калаламби» отказать.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

А.Б. Семенова

Судьи

М.Л. Згурская

 И.Г. Медведева