АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
09 октября 2020 года | Дело № | А26-11328/2019 | ||
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года. Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2020 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Преснецовой Т.Г., при участии от акционерного общества «Прионежская сетевая компания» ФИО1 (доверенность от 04.12.2019 № 93-19), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Прионежская сетевая компания» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по делу № А26-11328/2019, у с т а н о в и л: Акционерное общество «Прионежская сетевая компания», адрес: 185013, <...> (Рыбка Р-Н), д. 22, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, адрес: 185035, <...> (Центр Р-Н), д. 31, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Управление Росреестра), по отказу, выраженному в сообщении от 10.07.2019, в государственной регистрации договора от 01.02.2019 № 76-19 аренды земельных участков; обязании Управления Росреестра устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем проведения государственной регистрации названного договора аренды. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО2. Решением от 27.01.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 данное решение оставлено без изменения. Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам спора. По мнению подателя жалобы, отсутствие в уведомлении от 10.04.2019 разъяснений, в чем именно заявление не соответствует требованиям законодательства, лишило заявителя возможности исправить допущенные недостатки; Управление Росреестра располагало всеми необходимыми для государственной регистрации договора аренды сведениями об исходных земельных участках с кадастровыми номерами 10:13:0171302:75, 10:13:0171302:76 и образованных из них участках с кадастровыми номерами 10:13:0171302:555, 10:13:0171302:557; не соответствуют положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) указанные регистрирующим органом основания для отказа в регистрации договора аренды в редакции представленного сторонами дополнительного соглашения к нему; у заявителя отсутствовала обязанность представить с дополнительным соглашением к договору аренды повторное заявление о государственной регистрации договора. В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, ФИО2 лично не явился, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, ФИО2 (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 01.02.2019 № 76-19 аренды согласно прилагаемой схеме части площадью 624 кв. м земельного участка с кадастровым номером 10:13:0171302:75 и части площадью 142 кв. м земельного участка с кадастровым номером 10:13:0171302:76 с местоположением: Республика Карелия, Медвежьегорский р-н, д. Мальково, для строительства, эксплуатации и реконструкции ВЛ-10 кВ, КТП 40 кВА, ВЛИ-0,4 кВ для технологического присоединения объекта по адресу: Медвежьегорский р-н, д. Мальково, сроком на 20 лет. Общество 05.04.2019 через многофункциональный центр обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации договора аренды. Уведомлением от 10.04.2019 Управление Росреестра сообщило о приостановлении государственной регистрации на основании пунктов 5, 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации ввиду несоответствия заявления требованиям действующего законодательства и непредставления межевого плана земельных участков, передаваемых в аренду. По заявлению ФИО2 поставлены 22.05.2019 и 23.05.2019 на государственный кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 10:13:0171302:554, 10:13:0171302:555, 10:13:0171302:556, 10:13:0171302:557, образованные из земельных участков с кадастровыми номерами 10:13:0171302:75, 10:13:0171302:76, с одновременным снятием с кадастрового учета исходных земельных участков с кадастровыми номерами 10:13:0171302:75, 10:13:0171302:76 и прекращением государственной регистрации права собственности на них. Дополнительным соглашением от 24.05.2019 стороны изложили в новой редакции пункт 1.1 договора, согласно которой в аренду передаются земельный участок площадью 624 кв. м с кадастровым номером 10:13:0171302:555 и земельный участок площадью 142 кв. м с кадастровым номером 10:13:0171302:557. В целях устранения причин приостановления государственной регистрации договора аренды Общество 25.06.2019 через многофункциональный центр представило в регистрирующий орган дополнительное соглашение от 24.05.2019 к договору аренды. Уведомлением от 26.06.2020 Управление Росреестра в дополнение к уведомлению от 10.04.2019 сообщило, что в связи с представлением дополнительного соглашения от 24.05.2019 не устраняются причины приостановления государственной регистрации договора аренды частей земельных участков с кадастровыми номерами 10:13:0171302:75, 10:13:0171302:76. Сообщением от 10.07.2019 регистрирующий орган уведомил стороны договора об отказе в государственной регистрации договора аренды в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации и неустранением обстоятельств, препятствовавших государственной регистрации договора, на основании пунктов 3, 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, указав следующее. В регистрирующий орган не были представлены заявление о государственном кадастровом учете частей земельных участков с кадастровыми номерами 10:13:0171302:75, 10:13:0171302:76, являющихся предметом договора аренды, и межевые планы участков для осуществления кадастрового учета частей земельных участков; в связи со снятием с кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 10:13:0171302:75, 10:13:0171302:76, из которых образованы земельные участки с кадастровыми номерами 10:13:0171302:554, 10:13:0171302:555, 10:13:0171302:556, 10:13:0171302:557, не представляется возможной государственная регистрация договора аренды, предметом которого являлись части земельных участков с кадастровыми номерами 10:13:0171302:75, 10:13:0171302:76; дополнительным соглашением от 24.05.2019 предмет аренды изменен на земельные участки с кадастровыми номерами 10:13:0171302:555, 10:13:0171302:557, однако заявление о государственной регистрации договора аренды земельных участков с кадастровыми номерами 10:13:0171302:555, 10:13:0171302:557 не поступало. Общество, считая, что все необходимые документы для государственной регистрации договора аренды частей земельных участков были представлены, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Отношения, связанные с государственным кадастровым учетом объектов недвижимого имущества и государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, регулируются Законом о регистрации. В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2); межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (пункт 7). В соответствии с частью 3 той же статьи государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации (пункт 4). Особенности осуществления государственной регистрации аренды недвижимого имущества определены статьей 51 Закона, согласно части 1 которой государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. Частью 3 статьи 44 Закона о регистрац ии установлены особенности осуществления государственной регистрации договора аренды части земельного участка. Согласно данной норме государственная регистрация такого договора осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), или одновременно с государственным учетом такой части. Таким образом, государственная регистрация договора аренды части земельного участка может быть осуществлена только в отношении такой части земельного участка, сведения о которой имеются в ЕГРН, или с одновременным государственным учетом такой части. В силу части 1 статьи 14 того же Закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступающих в орган регистрации прав в установленном порядке. В части 3 статьи 44 Закона не установлено отличное от общего правило относительно представления заявления на совершение регистрационных действий. Следовательно, в случае отсутствия в ЕГРН сведений о части земельного участка, предоставляемой в аренду, с заявлением о государственной регистрации договора необходимо представить заявление о государственном кадастровом учете такой части земельного участка и документ, содержащий необходимую информацию для внесения сведений о части земельного участка в ЕГРН. Как установлено судами и подтверждается материалами дела, при обращении в апреле 2019 года в регистрирующий орган за государственной регистрацией договора аренды частей земельных участков с кадастровыми номерами 10:13:0171302:75, 10:13:0171302:76, сведения о которых (частях) отсутствовали в ЕГРН, Общество представило заявление только о государственной регистрации договора, а заявление о государственном кадастровом учете частей названных земельных участков не представляло. Кроме того, описание передаваемых в аренду частей земельных участков содержалось только в приложенной к договору схеме расположения арендованных земельных участков, составленной сторонами. Однако в данной схеме отсутствует информация о частях земельных участков в том объеме, в каком она подлежит внесению в кадастр. В силу части 2 статьи 22 Закона о регистрации документом, в котором указываются сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в регистрирующий орган заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка, является межевой план. При таких обстоятельствах суды правомерно признали обоснованным приостановление государственной регистрации договора аренды, о чем Управление Росреестра сообщило Обществу уведомлением от 10.04.2019. В дальнейшем по заявлению собственника земельных участков с кадастровыми номерами 10:13:0171302:75, 10:13:0171302:76 на основе их частей, указанных в договоре аренды, были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 10:13:0171302:555, 10:13:0171302:557, на основе оставшихся частей – участки с кадастровыми номерами 10:13:0171302:554, 10:13:0171302:556, а исходные участки сняты с кадастрового учета с прекращением государственной регистрации права собственности ФИО2 на них. Дополнительным соглашением от 24.05.2019 стороны изменили предмет договора аренды, указав, что в аренду передаются земельные участки с кадастровыми номерами 10:13:0171302:555, 10:13:0171302:557. Указанное дополнительное соглашение представлено в регистрирующий орган с заявлением о представлении дополнительных документов в целях возобновления процедуры государственной регистрации договора аренды, приостановленной с 10.04.2019. Согласно статье 7 Закона о регистрации ЕГРН, представляющий собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), состоит из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав на недвижимость. Порядок ведения ЕГРН, в том числе объем вносимых в реестры ЕГРН сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования. В соответствии с пунктами 7, 8 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.12.2015 № 943, в отношении каждого объекта недвижимого имущества в ЕГРН открывается раздел ЕГРН, состоящий из записей, содержащих сведения о характеристиках объекта и о правах на него. Каждый раздел ЕГРН, запись об объекте недвижимости и данные в кадастре недвижимости идентифицируются кадастровым номером объекта недвижимости. Сведениям о каждой части объекта недвижимости при внесении в кадастр недвижимости присваивается учетный номер, который состоит из кадастрового номера объекта недвижимости и через знак «/» порядкового номера такой части. Таким образом, поскольку к моменту представления дополнительного соглашения от 24.05.2019 земельные участки с кадастровыми номерами 10:13:0171302:75, 10:13:0171302:76, в отношении которых изначально было подано заявление о государственной регистрации договора, были сняты с кадастрового учета, а в отношении вновь образованных земельных участков с кадастровыми номерами 10:13:0171302:555, 10:13:0171302:557 заявление о государственной регистрации не подавалось, регистрирующий орган не имел возможности совершить регистрационные действия в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 10:13:0171302:75, 10:13:0171302:76 и правомерно указал, что представление дополнительного соглашения от 24.05.2019 к договору аренды от 01.02.2019 № 76-19 для целей его государственной регистрации не может рассматриваться как устранение препятствий к его регистрации. При таком положении суды правомерно признали оспариваемые действия Управления Росреестра законными и отказали в удовлетворении требований Общества. Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание как основанные на ошибочном толковании положений Закона о регистрации. Недостаточная ясность для заявителя содержания уведомлений Управления Росреестра не свидетельствует о незаконности оформленных данными уведомлениями решений и о возможности совершения регистрационных действий на основании представленных Обществом документов. Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов. При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46, заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 13.07.2020 № 6636. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.01.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по делу № А26-11328/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Прионежская сетевая компания» - без удовлетворения. Возвратить акционерному обществу «Прионежская сетевая компания», адрес: 185013, <...> (Рыбка Р-Н), д. 22, ОГРН <***>, ИНН <***>, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе. | ||||
Председательствующий | И.В. Сергеева | |||
Судьи | А.В. Кадулин Т.Г. Преснецова | |||