ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-1143/2018 от 28.06.2018 АС Республики Карелия

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

02 июля 2018 года

Дело № А26-1143/2018

Резолютивная часть постановления объявлена      июня 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июля 2018 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Протас Н.И.

судей  Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 29.12.2017

от заинтересованного лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-12305/2018 ) акционерного общества «Оборонэнерго»  на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.03.2018 по делу № А26-1143/2018 (судья Таратунин Р.Б.), принятое

по заявлению акционерного общества «Оборонэнерго»

к Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам

о признании незаконным решения, об обязании

установил:

акционерное общество «Оборонэнерго» (далее Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам (далее Комитет), изложенного в письме от 05.12.2017 № 3737/14-9/КЦТ-и, возложении обязанности открыть тарифное дело и установить тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год.

Решением суда от 27.03.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда  и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом неправильно применены нормы материального права и неправильно установлены обстоятельства дела.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Комитет надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела,  Общество является владельцем объектов электросетевого хозяйства (линий электропередач), расположенных на территории Республики Карелия.

29.11.2017 в Госкомитет РК по ценам и тарифам поступило заявление филиала «Северо-Западный» АО «Оборонэнерго» от 27.11.2017 № СЗФ/030/5336, поданное на основании пункта 18 Правил, об открытии дела по установлению на 2018 год тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям Республики Карелия.

Оспариваемым решением Комитета  в открытии дела по установлению тарифов, то есть в удовлетворении названного заявления, было отказано.

Не согласившись с указанным решением Комитета, Общество оспорило его в арбитражном суде.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В силу пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках электрической энергии подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).

Территориальной сетевой организацией согласно статье 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» является коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям;

Цены (тарифы), указанные в статье 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике», за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Федерального закона «Об электроэнергетике»).

В соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам, утвержденным постановлением правительства Республики Карелия от 01.11.2010 № 232-П, Госкомитет РК по ценам и тарифам является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую энергию, и устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике определены Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

Пунктом 18 данных Правил предусмотрено, что для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил. Цены (тарифы) в отношении указанных организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме.

В пункте 8 Правил указано, что установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что основанием для отказа в открытии тарифного дела послужило несоответствие филиала «Северо-Западный» АО «Оборонэнерго» пункту 3 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184.

В частности, согласно названному нормативному акту одним из шести критериев является отсутствие у владельца объектов электросетевого хозяйства за 3 предшествующих расчетных периода регулирования 3 фактов применения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов понижающих коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для владельца объектов электросетевого хозяйства, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, а также корректировки цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования, в случае представления владельцем объектов электросетевого хозяйства, для которого такие цены (тарифы) установлены, недостоверных отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, или непредставления таких данных (пункт 3).

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу части 2 статьи 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

Постановлениями Госкомитета РК по ценам и тарифам от 30.05.2012 № 73 и от 28.11.2014 № 159 филиалу «Северо-Западный» АО «Оборонэнерго» как для территориальной сетевой организации были установлены долгосрочные параметры регулирования на периоды 2012-2014 и 2015-2019 годов.

Одним из долгосрочных параметров регулирования являются плановые показатели уровня надежности и качества предоставляемых услуг.

Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1220 «Об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг» Федеральной службе по тарифам предписано утвердить методические указания по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг.

Согласно пункту 6 Методических указаний по расчету и применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденных приказом ФСТ от 26.10.2010 № 254-э/1, в случае непредоставления регулируемыми организациями отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества оказываемых услуг, по всем показателям, корректировка тарифов (цен), установленных на долгосрочный период регулирования, осуществляется с понижающим коэффициентом (-3%).

Доводы Комитета о том, что за 2012-2013 годы фактические значения показателей надежности и качества оказываемых услуг по передаче электрической энергии заявитель не представлял, а по итогам 2014 и 2015 годов не достиг их плановых значений, за 2013-2015 годы были применены понижающие коэффициенты, корректирующие необходимую валовую выручку (-0,03 за 2013 год, -0,013 за 2014 и 2015 годы) Обществом не оспорены и не опровергнуты надлежащими доказательствами.

Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции   о несоответствии АО «Оборонэнерго» (филиал «Северо-Западный») пункту 3 критериев, установленных постановлением Правительства Российской Федерации № 184.

Доводы Общества о неправомерности обжалуемого решения  Комитета в связи с тем, что в отношении филиала «Северо-Западный» АО «Оборонэнерго» ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов и, соответственно, спорный критерий к нему не применим, а также  о соблюдении Обществом плановых значений показателей качества и надежности оказываемых услуг по итогам 2016 года, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку в 2017 году заявитель осуществлял регулируемый вид деятельности (то есть в указанный период он являлся субъектом тарифного регулирования), статус территориальной сетевой организации утратил только с 01.01.2018, понижающие коэффициенты были установлены в три предшествующие расчетные периоды (в том числе в период долгосрочного регулирования 2015-2017 годов).

Ссылка Общества на нарушение Комитетом пункта 9 (1) Правил также обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку из совокупности и единого смысла положений пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике» и постановления Правительства Российской Федерации № 184 следует, что открытие дела по установлению тарифа возможно только в отношении тех организаций, которые вправе осуществлять регулируемый вид хозяйственной деятельности, то есть применимо к рассматриваемому случаю - соответствуют всем критериям, установленным для территориальных сетевых организаций. Следовательно, указанное в пункте 9 (1) Правил положение относится лишь к этим организациям. Поскольку филиал «Северо-Западный» АО «Оборонэнерго» всем критериям не отвечал, тарифное дело в отношении него открыто быть и не могло. Нарушений требований Правил в данном случае Госкомитетом РК по ценам и тарифам не допущено.

Также следует согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что   письма ФАС России от 09.03.2016 № ВК/15872/16 и Минэнерго России от 26.12.2016 № 09-6847 не регулируют спорные правоотношения, поскольку в этих письмах даны разъяснения законодательства о применении Правил, касающиеся, во-первых, организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов или прекращалось государственное регулирование тарифов по причине несоответствия критериям территориальной сетевой организации, а АО «Оборонэнерго» в 2017 году осуществляло регулируемый вид деятельности, во-вторых, исправление нарушения спорного критерия возможно по истечении определенного периода регулирования.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд


ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 27 марта 2018 года по делу №  А26-1143/2018   оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Оборонэнерго»- без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

Л.В. Зотеева

 Е.А. Сомова