ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-12025/18 от 03.09.2019 АС Республики Карелия

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09 сентября 2019 года

Дело №

А26-12025/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.

Полный текст постановления изготовлен 09 сентября 2019 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Чуватиной Е.В.,

при участии предпринимателя ФИО1 (паспорт) и ее представителей ФИО2 (доверенность от 20.02.2017), ФИО3 (доверенность от 23.08.2019),

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.02.2019 (судья Таратунин Р.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2019 (судьи  Жиляева Е.В., Полубехина Н.С., Тимухина И.А.) по делу № А26-12025/2018,

у с т а н о в и л:

Индивидуальный предприниматель ФИО1, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, место нахождения: 185035, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Управление Росреестра), выраженного в письме от 21.09.2018 № 07736, об отказе в восстановлении в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 10:01:0030145:22, расположенном по адресу: <...>; обязании Управления Росреестра восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о названном земельном участке.

Решением от 12.02.2019 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2019 данное решение оставлено без изменения.

Управление Росреестра в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов материалам дела. По мнению подателя жалобы, отсутствовали основания для рассмотрения настоящего дела по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворения требований, поскольку заявитель не обращалась в регистрирующий орган с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации недвижимости), и Управление Росреестра не принимало решения об отказе в государственном кадастровом учете земельного участка; к участию в деле не было привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Карелия (далее – Кадастровая палата), которое до 01.01.2017 было наделено полномочиями по осуществлению на территории Республики Карелия государственного кадастрового учета земельных участков и которое совершило действия по снятию земельного участка с государственного кадастрового учета; заявитель не обжаловала действия Управления Росреестра по исключению из  Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о спорном земельном участке. В кассационной жалобе содержится ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Управления Росреестра.

ФИО1 в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая, что у Управления Росреестра не имелось законных оснований ни для аннулирования сведений о земельном участке, ни для отказа в их восстановлении.

В судебном заседании предприниматель ФИО1 и ее представители против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в отзыве.

Управление Росреестра о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом его ходатайства не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником квартир № 1, 2, 3, расположенных в трехквартирном доме по адресу: <...>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 11.12.2014 серии 10АБ № 703823, от 25.03.2015 серии 10-АБ № 731317, серии 10-АБ № 731316.

Согласно техническому паспорту здания, выполненному по состоянию на 01.04.2015, указанное здание представляет собой многоквартирный жилой дом.

Администрация Петрозаводского городского округа письмом от 05.09.2018 № 93-09-467 в ответ на обращение ФИО1 сообщила, что  земельный участок с кадастровым номером 10:01:0030145:22, на котором расположен жилой дом № 33 по улице Шотмана, был поставлен на кадастровый учет 06.07.2006, снят с кадастрового учета 13.01.2010.

Предприниматель ФИО1 обратилась в Управление Росреестра с заявлением от 10.09.2018 о восстановлении в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке.

Письмом от 21.09.2018 № 07736 Управление Росреестра сообщило ФИО1, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 10:01:0030145:22 в связи с отсутствием в отношении него по состоянию на 29.12.2009 каких-либо сведений (документов) о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях), а также картографического материала были архивированы 13.01.2010, восстановление в ЕГРН сведений о данном земельном участке не представляется возможным ввиду отсутствия в распоряжении регистрирующего органа документального подтверждения сведений о существовании данного участка.

Предприниматель ФИО1, ссылаясь на то, что земельный участок принадлежит собственникам квартир многоквартирного дома и оснований для снятия его с кадастрового учета не имелось, в связи с чем является незаконным отказ регистрирующего органа восстановить в ЕГРН сведения о земельном участке, обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Согласно статье 1 Закона о регистрации недвижимости государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

На момент внесения в государственный кадастр сведений о земельном участке с кадастровым номером 10:01:0030145:22 (06.07.2006) государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», на момент исключения сведений о земельном участке из государственного кадастра недвижимости (13.01.2010) – в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ). С 01.01.2017 государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества и государственная регистрация прав на них осуществляются в порядке, установленном Законом о регистрации недвижимости. Названными Законами предусматривались положения, обеспечивающие преемственность учета земельных участков и сведений о земельных участках.

Исходя из части 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ (в редакции от 27.12.2009, действовавшей на дату снятия земельного участка с кадастрового учета) земельный участок мог быть снят с кадастрового учета только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежал снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 этого Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости, а именно если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения об объекте носили временный характер и по истечении двух лет со дня постановки на учет этого земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него.          

Как видно из материалов дела и установлено судами, спорный земельный участок с кадастровым номером 10:01:0030145:22 был поставлен на государственный кадастровый учет 06.07.2006, сведения государственного кадастра недвижимости о данном земельном участке аннулированы 13.01.2010. При этом из имеющихся в деле документов не следует, что сведения о земельном участке носили временный характер. В то же время разрешение вопроса о кадастровом учете земельного участка, занятого трехквартирным жилым домом, не может не затрагивать права и законные интересы       ФИО1, являющейся собственником всех квартир в доме.

При таком положении, поскольку регистрирующий орган вопреки требованиям статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал наличие оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета и исключения сведений о нем из государственного кадастра недвижимости, суды правомерно посчитали незаконным решение Управления Росреестра, оформленное письмом от 21.09.2018, об отказе восстановить в ЕГРН сведения о спорном земельном участке.        

Ссылка подателя жалобы на то, что направленный ФИО1 по ее обращению ответ не является решением об отказе в совершении регистрационных действий, которое могло бы быть обжаловано по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может быть принята во внимание, поскольку в названном письме от 21.09.2018 по сути содержится отказ восстановить в ЕГРН сведения о земельном участке, что влечет для заявительницы определенные правовые последствия.

Довод Управления Росреестра о непривлечении к делу Кадастровой палаты также несостоятелен, поскольку предметом оспаривания по настоящему делу является решение Управления Росреестра об отказе восстановить в ЕГРН сведения о земельном участке, а не действия Кадастровой палаты по аннулированию сведений о нем.    

Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.02.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2019 по делу № А26-12025/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия – без удовлетворения.

Председательствующий

И.В. Сергеева

Судьи

А.В. Кадулин

 Е.В. Чуватина