ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-12579/18 от 26.03.2019 АС Республики Карелия

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

26 марта 2019 года

Дело № А26-12579/2018

Постановление изготовлено в полном объеме марта 2019 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Жукова Т.В.

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (р АП-5487/2019 ) МУП «Центр муниципальных расчетов муниципального образования «Костомукшский городской округ» Республики Карелия от 06.02.2019 по делу № А26-12579/2018 (судья Лайтинен В.Э.), принятое

по иску МУП «Теплосети Костомукшского городского округа»

к МУП «Центр муниципальных расчетов муниципального образования «Костомукшский городской округ»

о взыскании,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие «Теплосети Костомукшского городского округа» (далее – истец, МУП «Теплосети», ресурсоснабжающая организация) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с  муниципального унитарного предприятия «Центр муниципальных расчетов муниципального образования «Костомукшский городской округ» (далее – ответчик, МУП «ЦМР», управляющая организация) 107 007 рублей 58 копеек задолженность по оплате расходов на установку прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме № 18 по улице Мира в городе Костомукша по состоянию на 12.11.2018, 36 892 рубля процентов за предоставление рассрочки по состоянию на 12.11.2018, 10 888 рублей 02 копейки пени за просрочку оплаты согласно пункту 9 статьи 12 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением суда от 06.02.2019 с МУП «ЦМР» в пользу МУП «Теплосети» взысканы 107 007 рублей 58 копеек задолженности по оплате расходов на установку прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме № 18 по улице Мира в городе Костомукша по состоянию на 12.11.2018, 36 892 рубля процентов за предоставление рассрочки по состоянию на 12.11.2018, 5 247 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано.

Не согласившись с решением суда, МУП «ЦМР» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.

По мнению подателя жалобы, владелец источника тепловой энергии обязан сообщить потребителю о выходе из строя приборов учета на источнике тепловой энергии.

Истец не установил приборы учета в многоквартирных домах № 6 и № 7 по улице Интернациональная в городе Костомукша.

Также ответчик утверждает, что прибор учёта в центральном тепловом пункте в доме № 18 по улице Мира был принят в установленном порядке.

04.03.2019 в канцелярию апелляционного суда от МУП «Теплосети» поступил отзыв на апелляционную жалобу МУП «ЦМР», в котором истец возражает против доводов апелляционной жалобы ответчика, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений.

Приложенные ответчиком к апелляционной жалобе дополнительные доказательства апелляционный суд, руководствуясь нормами части 1, части 2 статьи 272.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными в пункте 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства», не приобщил к материалам дела, поскольку не установил наличие оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в суде первой инстанции.

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что МУП «Центр муниципальных расчетов муниципального образования «Костомукшский городской округ» является управляющей организацией многоквартирного дома № 8 по улице Мира в городе Костомукша.

Истец, являясь ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей снабжение многоквартирных домов тепловой энергией, и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования многоквартирных домов, за счет собственных средств установил приборы учета в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, в том числе в доме № 8 по улице Мира в городе Костомукша.

Выполнение работ по установке общедомовых приборов учета подтверждается договором подряда № 2469/ИТЦ от 07.05.2014, актом о приемке выполненных работ, актом допуска приборов учета в эксплуатацию (том 1, л.д. 16-36). Общая стоимость установки прибора учета составила 237 794 рубля 61 копейка.

Истец направил в адрес ответчика претензию с требованием возместить понесенные им расходы на установку коллективного прибора учета тепловой энергии, которая не была удовлетворена ответчиком в добровольном порядке, что и послужило основанием для предъявления иска в арбитражный суд.

Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом установленных обстоятельств по делу суд первой инстанции пришел к заключению об удовлетворении заявленных исковых требований частично.

Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условием обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета.

Частью 5 статьи 13 Закона № 261-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

С 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9 статьи 13 Закона № 261-ФЗ).

На основании части 12 статьи 13 Закона 261-ФЗ до 01.07.2013 организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

Таким образом, нормами Закона № 261-ФЗ обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, в числе прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.

Согласно подпунктам «и», «к» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа.

При этом организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанная обязанность названных организаций возникает при условии обращения собственника объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, на основании возмездного договора между указанными лицами. В случае, если собственник объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, в установленный срок не привел в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации имеющиеся у него приборы учета используемых энергетических ресурсов и не обратился об установке соответствующего прибора в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, то с 01.01.2012 собственник такого объекта должен обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

Закон № 261-ФЗ прямо устанавливает обязанность собственника объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, обеспечить оснащение такого объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов. Если же собственник объекта в установленный срок не выполнил указанную обязанность и не привел имеющийся у него прибор учета энергетических ресурсов в соответствие с требованиями действующего законодательства, то оснащение приборами учета выполняется независимо от воли и за счет средств собственника такого объекта.

Частью 11 статьи 2 Закона № 261-ФЗ установлено, что лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

По мнению подателя жалобы, владелец источника тепловой энергии обязан сообщить потребителю о выходе из строя приборов учёта на источнике тепловой энергии.

Вместе с тем, владельцем источника тепловой энергии для города Костомукша является АО «Карельский окатыш», в собственности которого находится центральная котельная, поставляющая тепловую энергию единой теплоснабжающей организации, которой с 01.01.2018 является истец, обеспечивающий тепловой энергией абонентов и потребителей тепловой энергии в городе Костомукша.

Владелец источника тепловой энергии при выходе из строя узла учета, установленного на источнике тепловой энергии, обязан сообщить в теплосетевую организацию и единую теплоснабжающую организацию данные о показаниях приборов учёта на момент их выхода из строя.

Однако ответчик в указанные категории лиц, которых в обязательном порядке должны известить, не входит, в связи с чем довод ответчика о применении в отношении истца пунктов 75 и 78 Правил коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее – Правила № 1034) является ошибочным, основан на неверном толковании норм права.

Также в апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что истец не установил приборы учёта в многоквартирных домах № 6 и № 7 по улице Интернациональная в городе Костомукша.

Вместе с тем, предметом спора является возмещение расходов на установку прибора учета в многоквартирном жилом доме № 18 по улице Мира, а не в указанных выше домах.

В апелляционной жалобе управляющая организация указала, что прибор учета в центральном тепловом пункте в доме № 18 по улице Мира был принят в установленном порядке.

Вместе с тем в отзыве на апелляционную жалобу истец пояснил, что акт первичного допуска в эксплуатацию узла учёта тепловой энергии у потребителя о допуске с 01.09.2016 в эксплуатацию прибора учета в ЦТП, дом № 18 по улице Мира, в силу пунктов 66-68 Правил N 1034 является актом ввода в эксплуатацию узла учёта, установленного в центральном тепловом пункте в многоквартирном доме № 18 по улице Мира, при этом ответчик, представляя интересы собственников многоквартирного дома, участвовал в работе комиссии, как управляющая организация, избранная и уполномоченная собственниками многоквартирного жилого дома № 18 по улице Мира и многоквартирного жилого дома № 1 по улице Пионерская и под управлением которой находятся названные дома.

Акт первичного допуска в эксплуатацию (технического осмотра) узла учёта тепловой энергии от 01.09.2016 подписан ответчиком без замечаний и возражений.

Пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

В пункте 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Произведенный истцом расчет неустойки проверен судом, признан правильным, соответствующим требованиям действующего законодательства, а также фактическим обстоятельствам дела, ответчиком документально не опровергнут.

Убедительных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии с частью 5 статьи 15, часть 1 статьи 177 и частью 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный акт, выполненный в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.02.2019 по делу № А26-12579/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

Т.В. Жукова