ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-12803/04-22 от 25.10.2005 АС Северо-Западного округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 октября 2005 года                                                                     Дело № А26-12803/04-22

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Кирилловой И.И. и Чертилиной З.А.,

рассмотрев 25.10.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу  государственного образовательного учреждения «Профессиональное училище № 11» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.03.2005 (судья Таратунин Р.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2005 (судьи Слобожанина В.Б., Попова Н.М., Полубехина Н.С.)  по делу                               № А26-12803/04-22,

у с т а н о в и л:

Государственное образовательное учреждение «Профессиональное училище   № 11» (далее - Училище) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Контрольно-ревизионному управлению Министерства финансов Российской Федерации в Республике Карелия (далее - КРУ) о признании недействительным уведомления Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Казначейство) от 03.12.2004 № 59 об изменении (уменьшении) Училищу бюджетных ассигнований и обязании Казначейства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Училища.

Определением от 19.01.2005 в качестве надлежащего ответчика привлечено Казначейство.

Определением от 21.02.2005 изменено процессуальное положение КРУ, которое привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.

Решением от 02.03.2005 в удовлетворении заявления отказано.

Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2005 в порядке процессуального правопреемства КРУ заменено на Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия.

Постановлением апелляционной инстанции от 20.07.2005 решение от 02.03.2005 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Училище просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, заявление удовлетворить.

В обоснование жалобы ее податель указал на следующее:

-вывод суда апелляционной инстанции о том, что постановление Совета Министров СССР от 22.02.1988 № 263 «О материальном обеспечении учащихся средних профессионально-технических училищ» не распространяется на учреждения начального профессионального образования, несостоятелен;

-судом первой и апелляционной инстанций не дана правовая оценка письмам Министерства образования Российской Федерации (далее – Министерство) от 10.01.2003 № 20-51-55/20-05 и от 15.01.2004 № 20-51-90/20-05;

-статьями 282-285 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) не предусмотрена такая мера ответственности как направление уведомления об уменьшении бюджетного финансирования;

-Казначейством нарушены установленные пунктом 5 статьи 285 БК РФ сроки привлечения Училища к ответственности;

-в постановлении апелляционной инстанции указано уведомление Казначейства № 54 от 03.12.2004, в то время как Училище оспаривало уведомление Казначейства № 59 от 03.12.2004.

Участвующие в деле лица надлежаще уведомлены о времени и месте его слушания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что КРУ проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности Училища за 2002-2003 гг. и первое полугодие 2004 г. В ходе проверки установлено и отражено в акте от 06.10.2004 нецелевое использование Училищем средств федерального бюджета по коду 110330 экономической классификации «Приобретение продуктов питания» в сумме 97 869 руб., выразившееся в осуществлении питания в выходные дни (суббота и воскресенье) учащихся (кроме детей-сирот), проживающих в общежитии.

На основании представления КРУ от 24.11.2004 № 427 Казначейство направило в адрес Учреждения уведомление от 03.12.2004 № 59 об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований на сумму 97 869 руб.

Училище, не согласившись с уведомлением Казначейства, обратилось в арбитражный суд с названным заявлением.

В соответствии со статьей 289 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Согласно Приложению 13 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.05.99 № 38 расходы на питание учащихся и студентов из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и других лиц, находящихся на полном гособеспечении в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (в порядке, установленном законодательством Российской Федерации) относятся на подстатью 110330 «Продукты питания».

В силу пунктов 1, 3, 4 и 5 статьи 158 БК РФ Министерство, которое для Училища является главным распорядителем бюджетных средств, распределяет бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет, определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат, утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений.

В рамках полномочий, предусмотренных статьей 158 БК РФ, Министерство в письмах от 10.01.2003 № 20-51-55/20-05 и от 15.01.2004 № 20-51-90/20-05 проинформировало органы управления профтехобразованием субъектов Российской Федерации и образовательные учреждения, непосредственно подчиненные Министерству, о финансировании расходов на содержание учреждений начального профессионального образования из средств федерального бюджета на 2003 и 2004 гг. и указало на то, что ассигнования по коду 110330 экономического классификации «Приобретение продуктов питания» рассчитаны на одного учащегося среди детей-сирот. Питание других категорий учащихся в дни теоретических и практических занятий должно осуществляться в пределах выделенных средств.

Таким образом, выделение бюджетных средств на питание учащихся (за исключением детей-сирот) в выходные и праздничные дни не предусматривалось.

Факт использования бюджетных средств в 2003-2004 гг. на осуществление питания проживающих в общежитии учащихся (кроме детей-сирот) в выходные дни Училищем не отрицался.

Ссылка Училища на то, что в письмах Министерства от 10.01.2003                       № 20-51-55/20-05 и от 15.01.2004 № 20-51-90/20-05 указывалось на то, что учащиеся, обучающиеся не менее 10 месяцев в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 22.02.1988 № 263 «О материальном обеспечении учащихся средних профессионально-технических училищ» имеют право получать материальное содержание в виде горячего питания, не может быть принята во внимание, так как из анализа названных писем следует, что ассигнования по коду 110330 экономического классификации «Приобретение продуктов питания» могут быть использованы на питание учащихся (кроме детей-сирот) только в дни теоретических и практических занятий и в пределах выделенных средств.

Согласно пункту 3 статьи 157 БК РФ полномочия органов государственного, муниципального финансового контроля определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О счетной палате Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации о контрольных органах, правовыми актами представительных органов местного самоуправления, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти относительно органов государственного или муниципального финансового контроля соответствующих органов исполнительной власти.

В силу подпункта «а» пункта 3 Инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.04.2001 № 35н, оформление уведомлений об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований на сумму средств, использованных не по целевому назначению, является мерой принуждения, применяемой органами федерального казначейства к нарушителям бюджетного законодательства.

Согласно пункту 5 статьи 285 БК РФ, утратившей силу с 01.01.2005,  постановление о бесспорном списании бюджетных средств принимается в течение 10 дней после составления акта проверки (представления заключения), удостоверяющего наличие нарушения бюджетного законодательства.

В соответствии с пунктом 10 Инструкции уведомление об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований на сумму средств, использованных не по целевому назначению, принимается в течение десяти дней с даты получения органом федерального казначейства представления, заключения или акта проверки от органа федерального казначейства.

Как видно из материалов дела, уведомление принято Казначейством 03.12.2004 на основании представления КРУ от 24.11.2004, т.е. в пределах сроков, установленных законодательством.

При таких обстоятельствах суд правомерно отклонил заявление Училища о признании недействительным уведомления Казначейства.

Допущенная в постановление апелляционной инстанции опечатка при указании номера оспариваемого уведомления, может быть исправлена в порядке, предусмотренном статьей 179 Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Ввиду того, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 02.03.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2005 по делу                     № А26-12803/04-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу  государственного образовательного учреждения «Профессиональное училище № 11» – без удовлетворения.

Председательствующий                                                                        С.В.Афанасьев

Судьи                                                                                                       И.И.Кириллова

                                                                                                                  З.А.Чертилина