ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
15 октября 2020 года | Дело № А26-1354/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме октября 2020 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-18999/2020 ) Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзоруна решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.06.2020 по делу № А26-1354/2020 , принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Суоярвские коммунальные системы"
к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
о признании недействительным предписания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Суоярвские коммунальные системы» (далее - общество, ООО «Суоярвские коммунальные системы») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее - Комитет, административный орган) о признании недействительным предписания от 06.11.2019 № ЛК 080/227/3971 о прекращении, устранении выявленных нарушений лицензионных требований, проведении мероприятий по обеспечению их соблюдения.
Решением от 10.06.2020 Арбитражный суд Республики Карелия заявленные требования удовлетворил, признал недействительным, как не соответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации, предписание Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору от 06.11.2019 № ЛК 080/227/3971 о прекращении, устранении выявленных нарушений лицензионных требований, проведении мероприятий по обеспечению их соблюдения. Обязал Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Суоярвские коммунальные системы».
В апелляционной жалобе Комитет просит решение суда от 10.06.2020 отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг возможно управляющей организацией только в рамках исполнения договора управления и только после внесения соответствующих сведений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по обращению гражданина, проживающего в многоквартирном доме № 2 по ул. Лесная в п. Найстенъярви Суоярвского района, была инициирована внеплановая документарная проверка ООО «Суоярвские коммунальные системы», издано распоряжение № ЛК 080/Р/3227 от 05.11.2019 о ее проведении.
В ходе проверки выявлено и в акте проверки от 06.11.2019 № ЛК 080/А/3227 отражено, что Обществом до внесения в реестр лицензий Республики Карелия сведений об управлении многоквартирным домом № 2 по ул. Лесной в п. Найстенъярви Суоярвского района выставлялась плата за содержание жилого помещения.
В связи с нарушением Обществом требований части 9 статьи 161, частей 1, 2 статьи 195, части 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), а именно в связи с тем, что Обществом в отсутствие оснований с ноября 2018 выставлялись соответствующие платежные документы, а не с 01.12.2019, ему было предписано в течение 20 рабочих дней с момента получения выполнить собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирном доме корректировку платы по строке «содержание и ремонт», путем исключения данной строки, выставленной в платежных документах за период с ноября 2018 по октябрь 2019.
Не согласившись с вынесенным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
ООО «Суоярвские коммунальные системы» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1181001003523 и имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 21.06.2018 №188.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В силу статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестрах, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 162 ЖК РФ, управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом
Данная норма корреспондирует статье 198 ЖК РФ, в соответствии с которой при выполнении требований о размещении сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в системе (ГИС ЖКХ) и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ.
Согласно части 6 статьи 198ЖК РФ исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Обществом до внесения в реестр лицензий Республики Карелия сведений об управлении многоквартирным домом № 2 по ул. Лесной в п. Найстенъярви Суоярвского района выставлялась плата за содержание жилого помещения.
Выдавая оспариваемое предписание, Комитет пришел к выводу о том, что Общество в нарушении требований части 9 статьи 161, частей 1, 2 статьи 195, части 6 статьи 198 ЖК РФ с ноября 2018 года выставлялись платежные документы, а не с 01.12.2019.
Указанные выводы обоснованно признаны судом незаконными и необоснованными с учетом следующих обстоятельств.
При проведении проверки Комитетом установлено, что по состоянию на 15.11.2018 указанный жилой дом в перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет Общество, не включен.
При этом фактически Общество осуществляет управление многоквартирным домом с 15.11.2018, результаты открытого конкурса, а также договор управления жилищным фондом в судебном порядке не оспорены.
Право на взимание платы также не связано с исполнением обязанности по внесению изменений в реестр лицензий, а вытекает из условий договора управления домом, заключенного на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии четко выраженной воли собственников на заключение договора с управляющей компанией, которая фактически предоставляла им коммунальные услуги) и непосредственного оказания данных услуг этой управляющей организацией.
Данная позиция согласуется с п. 21 Обзора практики Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2015 N 63 (2015).
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24.12.2019 N 302-ЭС19-17595 по делу N А33-27179/2018.
Податель жалобы ссылается на заключение договора управления по результатам открытого конкурса с органом местного самоуправления, а не с собственниками на непредставление Обществом коммунальных услуг.
Согласно пункту 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а "также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ следует, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказьшать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 14 Правил № 354 предусмотрено, что управляющая организация, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе, с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью но предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.
Указание в квитанциях перечня ресурсоснабжающих организаций не свидетельствует о непредоставлении Обществом коммунальных услуг.
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Общество в спорный период правомерно управляло многоквартирным домом и выставляло собственникам помещений, проживающим в нем, платежные документы на оплату коммунальных услуг.
На основании изложенного, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что в нарушение требований части 5 статьи 200 АПК РФ заинтересованным лицом не доказана законность и обоснованность вынесения оспариваемого предписания, следовательно, у суда имелись основания для признания предписания незаконным и удовлетворения заявленных требований.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, на основе полного и всестороннего исследования доказательств, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований для переоценки которых суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.06.2020 по делу № А26-1354/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | О.В. Фуркало | |
Судьи | М.И. Денисюк Н.И. Протас |