ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
09 июня 2018 года | Дело № А26-13776/2017 |
Постановление изготовлено в полном объеме июня 2018 года
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Толкунов В.М.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-9813/2018 ) Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.03.2018 по делу № А26-13776/2017 (судья ПодкопаевА.В.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению ООО "ОнегоСтройСервис"
к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
об оспаривании постановления
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ОнегоСтройСервис" (далее – ООО "ОнегоСтройСервис", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее – Комитет, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 16-20/92-17 от 14.11.2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 05.03.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Комитет направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт – об отказе в удовлетворении заявления.
Административный орган ссылается на ненадлежащее извещение Обществом потребителя о предстоящем отключении электроэнергии, а именно несоблюдение 20-дневного срока уведомления, поскольку из объяснения курьера следует, что извещение опускалось в почтовый ящик 19.04.2017 и 17.05.2017, тогда как отключение электроэнергии произведено 31.05.2017, вместе с тем, материалами дела невозможно установить факт вручения указанного извещения.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе административного расследования, проведенного Государственной жилищной инспекцией Республики Карелия по обращению собственника квартиры № 86 дома № 17 по Ключевскому шоссе в г.Петрозаводске, 31.05.2017 Общество, являясь управляющей компанией многоквартирного жилого дома № 17 по Ключевскому шоссе в Петрозаводске, ограничило подачу электроэнергии в квартиру № 86, расположенную в вышеуказанном доме.
Ограничение подачи электроэнергии было введено управляющей компанией в связи с имевшейся у собственников вышеуказанной квартиры задолженности за коммунальные услуги в размере, превышающем сумму двух размеров платы за коммунальные услуги.
Протоколом № 000124 от 19.10.2017 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.
Постановлением Комитета от 14.11.2017 № 16-20/92-17 ООО "ОнегоСтройСервис" привлечено к административной ответственности согласно названной квалификации с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 2 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом, в том числе, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.
К числу коммунальных услуг относится электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, - в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (подпункт «г» пункта 4 Правил № 354).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 117 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае: неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.
Пунктом 118 Правил № 354 установлено, что под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 119 Правил № 354 исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.
Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;
б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги.
То есть, такое предупреждение (уведомление) потребителя возможно путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления).
Из материалов дела следует, что собственник квартиры № 86 дома № 17 по Ключевскому шоссе в Петрозаводске имел задолженность за коммунальные услуги: на апрель 2017 года в размере 41 730 руб., на май 2017 года 42 339 руб., на июнь 2017 года 42 979 руб., что более 2 месячных размеров платы за коммунальные услуги. При этом задолженность имелась и по плате за электроэнергию.
Общество направляло в адрес собственника квартиры № 86 дома № 17 по Ключевскому шоссе в Петрозаводске квитанции за март, апрель, май 2017 года, в которых предупреждало собственника квартиры о задолженности за коммунальные услуги, превышающей сумму 2-х месячных размеров платы за коммунальные услуги, и что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней предоставление коммунальных услуг, в том числе электроснабжение, будет ограничено или приостановлено. В названных квитанциях указано на наличие задолженности и по электроснабжению, что в случае неуплаты повлечет ограничение или приостановлении услуг по данному ресурсу.
В оспоренном постановлении Комитет ссылается на нарушение Обществом процедуры отключения коммунальной услуги - электроснабжения, а именно ненадлежащее уведомление потребителя о наличии задолженности.
Между тем в силу статьи 155 ЖК РФ своевременное и полное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью граждан.
Пункт 2 статьи 328 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) регулирует последствия неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательства его сторонами и закрепляет право стороны, на которой лежит встречное исполнение, приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков. Если обусловленное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению.
Таким образом, федеральный законодатель в качестве последствия неисполнения или частичного исполнения, являющегося условием исполнения встречного обязательства, предусмотрел право кредитора, на котором лежит встречное исполнение, прибегнуть к мерам оперативного воздействия, содействующим исполнению обязательств должником по договору и предотвращению возможных для кредитора отрицательных последствий. При этом порядок реализации данного права указанными нормами ГК РФ не установлен.
Указанная позиция изложена в Решении от 08.12.2014, Апелляционном определении от 12.02.2015 Верховного Суда Российской Федерации N АПЛ15-22.
Согласно объяснительной курьера ФИО1 от 19.09.2017 квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг были размещены в почтовые ящики 19.04.2017 и 17.05.2017.
Указанные данные Комитетом ставятся под сомнение, но не опровергнуты.
Апелляционный суд отмечает, что включение в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги (за март, апрель 2017г.) текста соответствующего предупреждения соответствует положениям пункта 119 Правил № 354.
Способ доставки потребителям платежных документов - размещение в почтовых ящиках, используемый Обществом, не запрещен действующим законодательством, иные способы доставки общими собраниями собственников помещений в многоквартирном доме не определялись, иного Комитет не приводит.
Обязанность направлять квитанции потребителям почтовыми отправлениями (заказными письмами) либо вручать под роспись законодательством не предусмотрена.
Доказательств того, что собственником квартиры (либо уполномоченным лицом) имеющаяся задолженность за коммунальные услуги погашена, в материалах дела не имеется. Кроме того, не представлено доказательств того, что собственником квартиры, либо уполномоченным лицом, в управляющую компанию подавалось заявление о рассрочке погашения задолженности. В обращении, поступившем в Комитет, жилец (собственник) спорной квартиры не ссылался на неполучение квитанций за предыдущие отключению электроэнергии периоды (месяцы, в том числе за март 2017 года).
В связи с вышеизложенным Комитетом надлежащим образом не доказано наличие в действиях заявителя состава вмененного административного правонарушения.
Ссылка Комитета в апелляционной жалобе на неправомерность отключения электроэнергии при наличии спора по задолженности по водоснабжению отклоняется, поскольку таковое в оспоренном постановлении не вменялось, а согласно не опровергнутым Комитетом материалами дела по квартире имеется задолженность и по электроэнергии.
Довод Общества об отсутствии полномочий Комитета на ведение производства по делу об административном правонарушении отклоняется, поскольку Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 № 326-П ГЖИ Республики Карелия преобразована в Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору с соответствующими переходными мероприятиями и сроками.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.03.2018 по делу № А26-13776/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья | В.М. Толкунов | |