ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-1801/2021 от 30.09.2021 АС Республики Карелия

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

12 октября 2021 года

Дело № А26-1801/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      сентября 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Протас Н.И.

судей  Денисюк М.И., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  Хариной И.С.

при участии: 

от истца: Храпач С.В. по доверенности от 26.02.2021

от ответчика: Татарчук Л.Н. по доверенности от 30.12.2020 (онлайн), Наумов А.Е. по доверенности от 15.04.2021 (онлайн)

от 3-го лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном в формате «онлайн-заседания»,  апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-27441/2021 )  Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия на решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 05.07.2021 по делу № А26-1801/2021 (судья Гарист С.Н.), принятое

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Нордлайн»

к Министерству по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия

3-е лицо:  Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Гнетова Елена Георгиевна; общество с ограниченной ответственностью «Петротранспорт»; индивидуальный предприниматель Воронцов Андрей Валерьевич

о признании незаконным решения

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Нордлайн» (далее – ООО «Нордлайн», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия (далее – Министерство):

- о признании решения от 19.01.2021 о признании победителем открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок №515 по нерегулируемому тарифу на территории Республики Карелия по лоту №1 уполномоченного участника договора простого товарищества Воронцова А.В., и выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту, включенному в состав лота №1, победителю открытого конкурса по лоту №1 -уполномоченному участнику договора простого товарищества Воронцову А.В. (участники договора простого товарищества: ООО «Петротранспорт» и индивидуальный предприниматель Воронцов Андрей Валерьевич) незаконным;

- об обязании Министерства учесть при подведении итогов проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок №515 по нерегулируемому тарифу на территории Республики Карелия опыт осуществления регулярных перевозок ООО «Нордлайн» в период с 01.05.2004 по 31.10.2006гг. (29 мес.) и в период с 29.10.2009 по 30.04.2018гг. (101 мес.);

- об обязании Министерства не учитывать при подведении итогов проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок №515 по нерегулируемому тарифу на территории Республики Карелия наличие у участников договора простого товарищества от 01.12.2020 ООО «Петротранспорт» и индивидуального предпринимателя Воронцова Андрея Валерьевича системы контроля температуры воздуха в салоне автобуса в качестве характеристики транспортных средств, влияющей на качество перевозок, соответственно, исключив из расчета начисленные 0,5 балла.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя, привлечена Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Карелия Гнетова Елена Георгиевна (далее – Уполномоченный).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Петротранспорт» и индивидуальный предприниматель Воронцов Андрей Валерьевич.

Решением суда от 05.07.2021 оспариваемое решение Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия от 19.01.2021г., оформленное протоколом заседания комиссии по рассмотрению заявок и подведения итогов открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу на территории Республики Карелия признано незаконным.

Не согласившись с указанным решением, Министерство направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что договоры с юридическими лицами, а также паспорт автобусных маршрутов отсутствуют в перечне документов, установленных частью 3 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ. Ссылается на то, что нельзя признать протокол от 19.01.2021 составленным с нарушением законодательства, поскольку форма протокола, содержащая обязательное указание на обоснование и ссылки не утверждена какими-либо нормативным правовым актом. Указывает, что в решении отсутствует указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, что делает решение фактически неисполнимым.

В судебном заседании, проведенном в формате «онлайн-заседания», представители Министерства поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.

Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, Министерством по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия был объявлен открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу на территории Республики Карелия по маршруту №515 Питкяранта – Ведлозеро-Петрозаводск Конкурсная документация открытого конкурса на право получения свидетельства утверждена приказом Министерства от 13.10.2020 №268 и размещена на официальной странице Министерства.

19.01.2021 был объявлен результат проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок №515 по нерегулируемому тарифу на территории Республики Карелия, согласно которому открытый конкурс по лоту №1 был признан состоявшимся, победителем признан уполномоченный участник договора простого товарищества индивидуальный предприниматель Воронцов Андрей Валерьевич (участники договора простого товарищества: ООО «Петротранспорт» и ИП Воронцов А.В.).

ООО «Нордлайн», указывая на допущенные Министерством нарушения при организации и проведении конкурса, которые привели к неправильному определению его победителя, просит признать решение Министерства от 19.01.2021 незаконным.

Суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерно оспариваемого решения, в связи с чем удовлетворил исковые требования в части признания его незаконным.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Все правоотношения, возникающие при организации и проведении торгов, а также при заключении договоров по результатам торгов, относятся к сфере гражданско-правового регулирования. Согласно пункту 8 статьи 24 Закона N 220-ФЗ результаты открытого конкурса могут быть обжалованы в судебном порядке.

Правила организации и проведения торгов, порядок заключения договора на торгах регламентированы статьями 447 и 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 447 Гражданского кодекса договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом (пункт 1).

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса (пункт 2).

Таким образом, для признания торгов недействительными должно быть установлено нарушение действующего законодательства и прав лица, обратившегося за защитой нарушенных прав. Основанием для признания в судебном порядке недействительными результатов торгов могут выступать нарушения процедуры (правил) проведения торгов, установленных законом, а также нарушение императивных требований действующего законодательства.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и муниципальном сообщении отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.

Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок (пункт 2 статьи 21 Закона N 220-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 24 Закона N 220-ФЗ заявки на участие в открытом конкурсе представляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договора простого товарищества (далее - участники). Заявки на участие в открытом конкурсе, которые содержат недостоверные сведения, отклоняются (часть 2 статьи 24).

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям:

1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине участника или их работников (далее - ДТП) в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности участника за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения;

2) опыт осуществления регулярных перевозок участником, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок. Данный критерий в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя исчисляется исходя из количества полных лет осуществления ими перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а в отношении участников договора простого товарищества исходя из среднеарифметического количества полных лет осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок каждым участником;

3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых участниками для осуществления регулярных перевозок;

4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых участниками для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 данной статьи, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий. Согласно части 4.1 статьи 24 Федерального закона №220-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна в том числе содержать следующие сведения:

1) количество ДТП в течение года, предшествующего дате размещения извещения;

2) среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения;

3) государственные регистрационные знаки транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения.

Согласно части 5 статьи 24 Федерального закона № 220-ФЗ каждой заявке на участие в открытом конкурсе присваивается порядковый номер в порядке уменьшения ее оценки. Заявке на участие в конкурсе, получившей высшую оценку, присваивается первый номер.

В соответствии с приказом Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия от 19.12.2017 №66 «Об утверждении шкалы оценки критериев на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок в Республике Карелия» опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. Юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям начисляется за каждый полный год работы по маршрутам регулярных перевозок, участникам договора простого товарищества исходя из среднеарифметического количества полных лет осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок каждым участником 2 балла.

Законодатель не устанавливает исчерпывающий перечень документов, подтверждающих опыт работы перевозчика, не ограничивает данный опыт какими-либо временными рамками, а также не ограничивает виды регулярных маршрутов, эксплуатация которых не может засчитываться в опыт осуществления регулярных перевозок.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 3 Закона №220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.

Из материалов дела следует, что Общество в качестве подтверждения фактического периода эксплуатации регулярного маршрута с 29.10.2009 по 30.04.2018г. представило Паспорт регулярного автобусного маршрута №802, подтвердило.

Согласно пункту 9 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 14.08.2003 № 178 «Об утверждении Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации» (далее - Приказ Минтранса РФ №178), действовавшего в период выдачи паспорта маршрута, после получения согласия на открытие маршрута от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации оформляется паспорт маршрута, после чего паспорт маршрута, расписание движения автобуса и ходатайство о согласовании открытия маршрута направляются в субъекты Российской Федерации, по территории которых будет проходить или заканчиваться вновь открываемый маршрут.

В соответствии с пунктом 15 Приказа Минтранса РФ №178 один экземпляр паспорта маршрута представляется в Управление автомобильного и электрического пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации. Согласно пункту 16 указанного Приказа Управление автомобильного и электрического пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации на основании утвержденных паспортов маршрутов формирует общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.

Таким образом, до вступления в действие Федерального закона № 220-ФЗ перевозчики осуществляли деятельность по регулярной перевозке пассажиров и багажа по межрегиональным перевозкам только на основании паспортов маршрутов, в отличие от регулярных перевозок пассажиров по межмуниципальным маршрутам.

После принятия Федерального закона №220-ФЗ регулярные перевозки пассажиров и багажа по межрегиональным, межмуниципальным и муниципальным маршрутам осуществляются только на основании свидетельства, выданного уполномоченным органом.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Министерство неправомерно не учло опыт работы ООО «Нордлайн» на основании паспорта автобусного маршрута №802 по межрегиональному маршруту «Петрозаводск-Медвежьегорск-Пудож-Вытегра», в связи с чем ООО «Нордлайн» при осуществлении перевозок по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, неправомерно не начислены баллы за опыт работы.

Также ООО «Нордлайн» в составе заявки в целях подтверждения опыта регулярных перевозок автомобильным транспортом представлены: договор о совместном сотрудничестве от 30.04.2004 с ГУП РК «Карелавтотранс», договор о совместном сотрудничестве от 27.12.2004 с ГУП РК «Карелавтотранс», договор об организации перевозок пассажиров и багажа автобусами в пригородном сообщении от 25.04.2005 с ГУП РК «Карелавтотранс», которые соответствовали требованиям законодательства, действовавшим в период их заключения, в установленном порядке никем не оспорены.

Суд первой инстанции указал, что в спорный период с 01.05.2004 по 31.10.2006г.г. приказами Минэкономразвития РК №№130-А и 14-А не предусматривалась обязательная выдача каких-либо разрешительных документов на право осуществления перевозок по регулярным автобусным маршрутам (свидетельства на право осуществления об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок), а договоры с Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия начали заключаться только с марта 2006 и только в определенных случаях, то Общество, в качестве доказательства осуществления регулярных пассажирских автоперевозок в период с 01.05.2004 по 31.10.2006г.г. представило Министерству соответствующие договоры, тем самым исполнив обязанность по подтверждению соответствующего опыта работы.

При этом Министерство не представило в суд первой инстанции доказательства того, что в ходе подведения итогов конкурсной процедуры 19.01.2021г. Обществу обоснованно не зачли опыт осуществления регулярных перевозок только по причине того, что он не представил свидетельств на регулярные маршруты, а паспорт регулярного маршрута и документы, подтверждавшие опыт работы по межмуниципальным маршрутам регулярного сообщения и что именно эти факторы послужили основанием для незачета его опыта работы.

В протоколе от 19.01.2021, на который ссылается Министерство, мотивы такого отказа также не отражены, соответственно, решение Конкурсной комиссии от 19.01.2021 не было мотивированным.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что непринятие документов в подтверждение опыта осуществления регулярных перевозок, выраженный в протоколе от 19.01.2021г., являясь немотивированным и необоснованным, противоречит нормам Федерального закона №220-ФЗ.

В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Оценив представленные доказательства на предмет их относимости, допустимости и достаточности в соответствии со 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд первой инстанции пришел к мотивированному выводу о доказанности нарушения Министерством правил конкурса, которое привело к неправильному определению победителя.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение Министерства незаконным.

Также Обществом было заявлено требование об обязании Министерства учесть при подведении итогов проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок №515 по нерегулируемому тарифу на территории Республики Карелия опыт осуществления регулярных перевозок ООО «Нордлайн» в период с 01.05.2004 по 31.10.2006гг. (29 мес.) и в период с 29.10.2009 по 30.04.2018гг. (101 мес.), об обязании Министерства не учитывать при подведении итогов проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок №515 по нерегулируемому тарифу на территории Республики Карелия наличие у участников договора простого товарищества от 01.12.2020 ООО «Петротранспорт» и индивидуального предпринимателя Воронцова Андрея Валерьевича системы контроля температуры воздуха в салоне автобуса в качестве характеристики транспортных средств, влияющей на качество перевозок, соответственно, исключив из расчета начисленные 0,5 балла.

На основании статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты арбитражных судов не могут подменять собой решения органов власти по вопросам, отнесенным к их компетенции. Арбитражный суд не может подменять деятельность органов исполнительной власти по рассмотрению заявлений (обращений) и принятия по ним решений, так как это противоречит принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции, полномочиями по принятию решения, в том числе в части права на получение свидетельства об осуществлении перевозок, в данном случае наделено Министерство. При реализации данных полномочий орган проверяет представленные документы на предмет их полноты и соответствия требованиям законодательства.

Таким образом, суд правомерно признал незаконным решение Министерства, оставляя право проведения конкурсной процедуры и подведение ее итогов за Министерством.

В связи с вышеизложенным оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.

Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 05 июля 2021 года по делу №  А26-1801/2021   оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.И. Протас

Судьи

М.И. Денисюк

 А.Б. Семенова