ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
01 сентября 2020 года | Дело № А26-2209/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2020 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от истца (заявителя): предст. ФИО2 по доверенности от 10.07.2019
от ответчика (должника): не явился, извещен
от третьего лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-17102/2020 ) Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.05.2020 по делу № А26-2209/2020 (судья Свидская А.С.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стройгарант»
к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия
третье лицо: Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия в лице Отдела судебных приставов по работе с юридическими лицами г.Петрозаводска и Прионежского района
о признании недействительным приказа от 14.02.2020 № 251
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Стройгарант» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 185014, <...>; далее – заявитель, Общество, ООО «Стройгарант») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным приказа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 183035, <...>; далее –Министерство) от 14.02.2020 № 251 «Об утверждении отрицательного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы».
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия в лице Отдела судебных приставов по работе с юридическими лицами г. Петрозаводска и Прионежского района (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 185035, <...>).
Решением суда от 20.05.2020 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме, оспариваемый приказ Министерства от 14.02.2020 № 251 признан недействительным как не соответствующий приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки»; суд обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Стройгарант» путем повторного рассмотрения проекта освоения лесов в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности на лесном участке площадью 0,05 га, переданном в аренду ООО «Стройгарант» в Прионежском лесничестве Республики Карелия на 2020-2021 годы (договор аренды от 14.05.2010 №27-Р).
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Министерство направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда от 20.05.2020 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Податель жалобы ссылается на то, что при проведении государственной экспертизы представленного Обществом проекта освоения лесов было установлено, что в пункте 4.1 проекта в подразделе таблицы «существующие объекты», Общество отразило площади постройки, используемой в рекреационных целях, площадью 0,031 га, в то время как, в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Карелия по делу №А26-384/2016 Общество было обязано устранить нарушения лесного законодательства путем приведения построенных объектов на арендуемом участке в соответствии с требованиями к постройкам, указанным в проекте освоения лесов до площади 0,016 га; следовательно, Общество в представленном на экспертизу проекте освоения лесов отразило площадь временной постройки, возведенной с нарушением первоначального проекта освоения лесов. По мнению подателя жалобы, несмотря на то, что существующий объект площадью 0,031 га не нарушает требований лесного законодательства, спорный проект освоения лесов, по сути, направлен на закрепление путем положительного заключения экспертизы уже совершенных действий, повлекших нарушение требований первоначального проекта освоения лесов, необходимость и обязанность устранения которых была возложена на Общество решением Арбитражного суда Республики Карелия по делу № А26-384/2016.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Министерства по мотивам, изложенным в отзыве.
Министерство и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Министерством (арендодатель) и ООО «Стройгарант» (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка от 14.05.2010 № 27-Р (далее – Договор) (л.д.56-64), согласно которому арендодатель передал, а арендатор принял во временное пользование (аренду) находящийся в государственной собственности лесной участок с кадастровым номером 10:20:05:20:02:246 площадью 0,05 га, расположенный в выделе 16 квартала 75 Лососинского участкового лесничества ГКУ РК «Прионежское центральное лесничество» в западной части кадастрового квартала 10:20:05 20 02; лесной участок передан арендатору для осуществления рекреационной деятельности (организации отдыха, туризма, физкультурнооздоровительной и спортивной деятельности) (пункт 1.5 Договора).
В соответствии с пунктом 7.1 Договора срок действия Договора установлен с момента его государственной регистрации и составляет 20 лет. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 16.06.2010 (л.д.64 оборот).
Пунктом 4.3.2 Договора предусмотрено, что арендатор вправе осуществлять возведение временных построек на лесных участках (беседок, пунктов хранения инвентаря и др.) и осуществление благоустройства лесного участка (размещение дорожно-тропиночной сети, информационных стендов и аншлагов по природоохранной тематике, скамей, навесов от дождя, указателей направления движения, контейнеров для сбора и хранения мусора и др.) в соответствии с Проектом освоения лесов.
Размещение временных построек допускается, прежде всего, на участках занятых наименее ценными лесными насаждениями, в местах, предусмотренных частью 2 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации и определенных в Проекте освоения лесов.
В целях строительства объектов для осуществления рекреационной деятельности в лесах допускается проведение рубок лесных насаждений на основании проекта освоения лесов.
Проектом освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности 2010 года (л.д.89-120), действовавшем до 31 декабря 2018 года, на арендованном по договору от 14.05.2010 № 27-Р лесном участке было предусмотрено размещение временной постройки – закусочной площадью 0,016 га (л.д.108).
Приказом Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 22.11.2010 № 134 утверждено положительное заключение экспертной комиссии от 22.11.2010 № 234 по указанному проекту освоения лесов (данное обстоятельство сторонами не оспаривается, л.д.13).
04.02.2020 Общество подало в Министерство заявление на проведение государственной экспертизы нового проекта освоения лесов (л.д.15). Одновременно с заявлением Обществом представлен Проект освоения лесов в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности на лесном участке площадью 0,05 га, переданном в аренду ООО «Стройгарант», в Прионежском лесничестве Республики Карелия на 2019-2021 годы (договор аренды от 14.05.2010 № 27-Р) (л.д.16-55).
В пункт 4.1 Проекта освоения лесов заявителем включена характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. К существующим объектам отнесена постройка временная, используемая в рекреационных целях, площадью 0,031 га, подлежащая реконструкции путем частичного сноса строения до площади 0,016 га, и возведения в дальнейшем дополнительных площадей до общей площади 0,032 га. К проектируемым объектам отнесена постройка временная, подлежащая использованию в рекреационных целях, площадью 0,032 га, представляющая собой временное деревянное строение каркасного типа с мансардой, используемое в качестве попутного бытового обслуживания и питания отдыхающих граждан, с фундаментом из бутового камня, энергоснабжением от существующей (за пределами участка аренды) линии электропередачи, электрическим отоплением помещений, питьевым водоснабжением привозной водой и системой локальных очистных сооружений «Евробион». Заявителем указано, что проектируемые изменения связаны с исполнением решения Арбитражного суда Республики Карелия по делу № А26-384/2016 и изменением программы рекреационной деятельности в плане предоставления более широкого спектра туристических услуг.
По результатам рассмотрения представленного Обществом с заявлением от 04.02.2020 Проекта освоения лесов на 2020-2021 годы экспертной комиссией Министерства вынесено отрицательное заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов для осуществления рекреационной деятельности на лесном участке, переданном в аренду ООО «Стройгарант» в Лососинском участковом лесничестве Прионежского лесничества от 14.02.2020 № 38 (далее – отрицательное заключение от 14.02.2020 № 38) (л.д.13-14).
Как указано в отрицательном заключении от 14.02.2020 № 38 при рассмотрении было установлено, что согласно вступившему в законную силу решению Арбитражного суда Республики Карелия от 13.05.2016 по делу № А26-384/2016 ООО «Стройгарант» на лесном участке по договору аренды от 14.05.2010 № 27-Р обязано устранить нарушения лесного законодательства путем приведения построенного на лесном участке объекта (постройки каркасного типа площадью 0,031 га) в соответствие с требованиями к постройке, указанной в проекте освоения лесов, утвержденном приказом Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 22.11.2010 № 134, то есть уменьшить площадь построенного объекта до 0,016 га. При этом в представленном на экспертизу Проекте освоения лесов незаконно возведенная постройка указана как существующий объект, не связанный с созданием лесной инфраструктуры, а впоследствии запроектирована его реконструкция путем частичного сноса строения до площади 0,016 га с дальнейшим возведением дополнительных площадей до общей площади 0,032 га. Экспертная комиссия Министерства пришла к выводу, что Обществом нарушен пункт 3 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», который не предусматривал возможности проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов в отношении уже совершенных действий по освоению лесного участка.
Отрицательное заключение от 14.02.2020 № 38 утверждено приказом Министерства от 14.02.2020 № 251 (л.д.12).
Полагая приказ Министерства от 14.02.2020 № 251 не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы Общества, ООО «Стройгарант» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности обоснованности содержащегося в отрицательном заключении от 14.02.2020 № 38 замечания к Проекту освоения лесов, в связи с чем удовлетворил заявленные Обществом требования, признал недействительным приказ Министерства от 14.02.2020 № 251 как не соответствующий приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», а также обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО «Стройгарант» путем повторного рассмотрения проекта освоения лесов в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности на лесном участке площадью 0,05 га, переданном в аренду ООО «Стройгарант» в Прионежском лесничестве Республики Карелия на 2020-2021 годы (договор аренды от 14.05.2010 №27-Р).
При вынесении решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего:
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере.
Пунктом 9 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) полномочия по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 7 пункта 9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 № 367-П, государственную экспертизу проектов освоения лесов в Республике Карелия проводит Министерство.
Согласно части 1 статьи 72 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 данного Кодекса.
Возможность использования лесов с целью осуществления рекреационной деятельности установлена пунктом 8 части 1 статьи 25 ЛК РФ.
Статьей 41 ЛК РФ предусмотрено, что леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (часть 1). При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение некапитальных строений, сооружений на лесных участках и осуществление их благоустройства (часть 2). Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012 № 62 утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, пунктом 7 которых предусмотрено, что лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право, в том числе, возводить согласно части 2 статьи 41 и части 7 статьи 21 ЛК РФ временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство.
Пунктом 9 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21.02.2012 № 62, на указанных лиц возложены обязанности составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 ЛК РФ; осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов; соблюдать условия договора аренды лесного участка.
В силу части 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов, в соответствии со статьей 12 данного Кодекса.
Согласно статье 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 № 69 утвержден состав проекта освоения лесов и порядок его разработки (далее - Приказ Рослесхоза № 69).
Пунктом 3 Приказа Рослесхоза № 69 предусмотрено, что проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Проект освоения лесов состоит из общей и специальной частей.
Общая часть проекта составляется для всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ.
Специальная часть проекта освоения лесов – раздел «Организация использования лесов» включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов, предусмотренные договором аренды лесного участка или условиями предоставления лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 4 Приказа Рослесхоза № 69 общая часть проекта освоения лесов состоит из следующих разделов: общие сведения; сведения о лесном участке; создание лесной инфраструктуры; строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры (составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством); мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов; мероприятия по охране объектов животного мира и водных объектов.
Согласно пункту 8 Приказа Рослесхоза № 69 раздел «Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры» составляется только для тех видов использования лесов, где указанная деятельность разрешена лесным законодательством. Указанный раздел содержит, в том числе характеристики существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке (приложение № 10), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
В силу частей 1 и 2 статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 № 496 (далее – Порядок № 496).
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка № 496 государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 настоящего Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ. Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 7.1 Порядка № 496 экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
В рамках экспертизы проводится проверка оформления проекта освоения лесов, которая включает следующее: соответствие структуры документа требованиям к составу проекта освоения лесов; соответствие заголовков разделов, подразделов их содержанию; правильность заполнения табличных форм; наличие необходимых тематических лесных карт и правильность их оформления; правильность употребления и написания терминов и других знаковых средств (терминологическая экспертиза), соответствие текста правилам русского языка.
Согласно пункту 10 Порядка № 496 отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
В отрицательном заключении от 14.02.2020 № 38, утвержденном оспариваемым приказом Министерства от 14.02.2020 № 251, содержится единственное замечание к представленному Обществом Проекту освоения лесов, а именно: нарушение пункта 3 Приказа Рослесхоза № 69, который не предусматривает возможности проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов в отношении уже совершенных действий по освоению лесного участка. При этом, из текста отрицательного заключения от 14.02.2020 № 38 усматривается, что под «уже совершенными действиями по освоению лесного участка» понималось отражение в проекте освоения лесов существующего объекта, не связанного с созданием лесной инфраструктуры, – постройки каркасного типа площадью 0,031 га, которая по решению Арбитражного суда Республики Карелия от 13.05.2016 по делу № А26-384/2016 подлежала приведению в соответствие с требованиями к постройкам, указанным в проекте освоения лесов, действовавшем до 31 декабря 2018 года, а именно, уменьшению до площади 0,016 га.
Вместе с тем, как правомерно отметил суд первой инстанции, пункт 3 Приказа Рослесхоза № 69 регламентирует общие требования к структуре проекта освоения лесов и сведениям, которые должны содержаться в проекте освоения лесов, в частности, о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
В пункте 3 Приказа Рослесхоза № 69 действительно отсутствует прямое указание на возможность отражения в проекте освоения лесов существующих объектов на лесном участке, однако, в данном пункте указано, что в проекте освоения лесов содержатся сведения о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, которые согласно пункту 4 Приказа Рослесхоза № 69 входят в состав общей части проекта освоения лесов.
Как указано в пункте 8 Приказа Рослесхоза № 69 раздел «Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры» (входящий в состав общей части проекта освоения лесов) содержит, в том числе, следующие сведения:
- характеристика существующих и проектируемых объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры на лесном участке (приложение № 10), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 21 ЛК РФ для осуществления рекреационной деятельности на землях лесного фонда допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Частью 7 статьи 21 ЛК РФ установлено, что перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р утвержден Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, в состав которого входит постройка временная, используемая в рекреационных целях.
Проанализировав вышеуказанные нормативные положения суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что проектом освоения лесов может быть охвачена деятельность арендатора не только по возведению новых, но и по реконструкции (переустройству) имеющихся временных построек. При этом отражение в проекте освоения лесов существующих объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, прямо предусмотрено пунктом 8 Приказа Рослесхоза № 69 и приложением № 10 к нему (данные сведения отражаются в разделе проекта освоения лесов «Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры»).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не усмотрел несоответствия разработанного Обществом проекта освоения лесов решению Арбитражного суда Республики Карелия от 13.05.2016 по делу № А26-384/2016, которым на ООО «Стройгарант» была возложена обязанность устранить нарушения лесного законодательства путем приведения построенных объектов, расположенных на участках лесного фонда, переданных в аренду по договорам от 14.05.2010 № 26-Р и № 27-р в целях рекреационной деятельности, в соответствие с требованиями к постройкам, указанным в проектах освоения лесов к договорам, а именно:
– участок № 1: на участке расположена двухэтажная постройка из оцилиндрованного бревна, площадь постройки 0,021 га;
– участок № 2: на участке расположена постройка каркасного типа площадью 0,031 га.
Из пояснений представителя Общества, данных в суде первой инстанции, следовало, что это решение суда по делу № А26-384/2016 не исполнено, постройка каркасного типа площадью 0,031 га не уменьшена до постройки площадью 0,016 га, поскольку в ходе исполнительного производства реконструкция путем частичного сноса строения до площади 0,016 га возможна только в рамках нового проекта освоения лесов.
Судом первой инстанции также правомерно отклонены доводы Министерства о том, что новый проект освоения лесов в редакции, предложенной заявителем, противоречит решению Арбитражного суда Республики Карелия от 13.05.2016 по делу № А26-384/2016. Как установлено судом и следует из материалов дела, представленный Обществом на экспертизу Проект освоения лесов предусматривал не увеличение площади застройки существующего объекта, а его реконструкцию путем частичного сноса строения до площади 0,016 га, то есть был направлен на исполнение решения суда. Последующие действия по переустройству временной постройки также не исключали надлежащее исполнение судебного акта по делу №А26-384/2016 в рамках исполнительного производства. При этом, Министерство не оспаривает, что предусмотренное Проектом освоения лесов последующее возведение временной постройки, используемой в рекреационных целях, площадью 0,032 га не нарушает требований лесного законодательства (в отрицательном заключении от 14.02.2020 № 38 также не содержится указаний на то, что проектируемая Обществом постройка площадью 0,032 га не соответствует лесному законодательству).
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, из отрицательного заключения от 14.02.2020 № 38, утвержденного приказом Министерства от 14.02.2020 № 251, не следовало, каким нормам действующего лесного законодательства (помимо пункта 3 Приказа Рослесхоза № 69), положениям лесохозяйственного регламента, лесного плана Республики Карелия, условиям договора аренды лесного участка от 14.05.2010 № 27-Р противоречил Проект освоения лесов, представленный Обществом на экспертизу с заявлением от 04.02.2020. Нарушение Обществом пункта 6 Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 № 849-р Министерством также не установлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недоказанности обоснованности содержащегося в отрицательном заключении от 14.02.2020 № 38 замечания к представленному Обществом на экспертизу Проекту освоения лесов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал недействительным приказ Министерства от 14.02.2020 № 251 «Об утверждении отрицательного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы» и в порядке устранения нарушения прав заявителя обязал Министерство повторно рассмотреть проект освоения лесов в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности на лесном участке площадью 0,05 га, переданном в аренду ООО «Стройгарант» в Прионежском лесничестве Республики Карелия на 2020-2021 годы (договор аренды от 14.05.2010 № 27-Р), и принять заключение с учетом выводов, содержащихся в настоящем решении.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции. Материалы дела исследованы судом полно и всесторонне, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства и отмены решения суда от 20.05.2020.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20 мая 2020 года по делу № А26-2209/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | М.И. Денисюк | |
Судьи | Л.В. Зотеева А.Б. Семенова |