ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-2215/2023 от 17.08.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

22 августа 2023 года

Дело №А26-2215/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 22 августа 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Зотеевой Л.В.,

судей Денисюк М.И., Мильгевской Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.,

при участии:

от истца: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

от 3-го лица: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20004/2023) Министерства финансов Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.05.2023 по делу № А26-2215/2023, принятое

по иску автономной некоммерческой организации Центр социального обслуживания «Приладожский»

к Министерству социальной защиты Республики Карелия

3-е лицо: Министерство финансов Республики Карелия

о взыскании,

установил:

автономная некоммерческая организация Центр социального обслуживания «Приладожский» (далее - истец, Центр) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к Министерству социальной защиты Республики Карелия (далее - ответчик, Министерство социальной защиты) о взыскании 1 440 455 руб. 85 коп. убытков вследствие уклонения от субсидирования расходов, понесенных при оказании социальных услуг гражданам.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Карелия (далее – Министерство финансов).

Решением суда от 22.05.2023 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с вынесенным решением, Министерством финансов Республики Карелия подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, истец,

принимая решение о включении Центра в реестр поставщиков социальных услуг, осознавал финансовый результат от оказания услуг в пределах действующего правового регулирования.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, автономная некоммерческая организация Центр социального обслуживания «Приладожский» является поставщиком социальных услуг, включена в реестр поставщиков услуг социального обслуживания, размещенный на официальном сайте Министерства социальной защиты Республики Карелия.

Истцом разработаны индивидуальные программы предоставления социальных услуг для граждан (далее - ИППСУ), на основании которых между истцом (исполнитель) и указанными гражданами заключены договоры о предоставлении социальных услуг несовершеннолетнему в полустационарной форме (далее - договоры).

В соответствии с заключенными договорами исполнитель (истец) обязуется на основании ИППСУ оказать заказчику (получателю социальных услуг) социальные услуги в полустационарной форме, согласно перечню социальных услуг, утвержденному Законом Республики Карелия от 16.12.2014 № 1849-ЗРК «О некоторых вопросах организации социального обслуживания граждан в Республике Карелия», Постановлением Правительства Республики Карелия от 22.02.2017 №70-П «О порядке выплаты компенсации за оказание гражданину социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг, поставщику или поставщикам социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг Республики Карелия, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа)», Постановлением Государственного Комитета Республики Карелия по ценами и тарифам от 25.10.2019 № 112 «О тарифах на социальные услуги, предоставляемые гражданам – получателям социальных услуг, государственными организациями Республики Карелия»

Во исполнение принятых обязательств по указанным договорам истец оказал социальные услуги гражданам, что подтверждается актами сдачи-приемки услуг за декабрь 2020 года.

26.01.2021 Центр направил в адрес Министерства социальной защиты заявление на предоставление из бюджета Республики Карелия субсидии в размере 1 440 455 руб. 85 коп. на компенсацию расходов, связанных с оказанием социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой получателя социальных услуг за декабрь 2020 года, а также необходимый комплект документов.

В ответ на заявление Министерство социальной защиты представило письмо от 09.02.2021 № 1276/11-22.1/МСЗ-и, согласно которому заявление Центра оставлено без рассмотрения в связи с тем, что действующим порядком проведения отбора поставщиков социальных услуг предусмотрено выделение денежных средств исключительно для проведения отбора.

Полагая, что отказ Министерства социальной защиты в предоставлении субсидий за декабрь 2020 года является незаконным, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, признал их обоснованными как по праву, так и по размеру.

Апелляционный суд, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены решения суда в связи со следующим.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

В силу части 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 442-ФЗ) финансовое обеспечение предоставления социальных услуг негосударственными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию, и предоставляющими социальные услуги социально ориентированными некоммерческими организациями осуществляется путем предоставления субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, проведения закупок социальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

Согласно части 8 указанной статьи в случае, если гражданин получает социальные услуги, предусмотренные индивидуальной программой, у поставщика или поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации, но не участвуют в выполнении государственного задания (заказа), поставщику или поставщикам социальных услуг выплачивается компенсация в размере и в порядке, которые определяются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с указанной нормой постановлением Правительства Республики Карелия от 22.02.2017 № 70-П утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на компенсацию расходов поставщикам социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой получателя социальных услуг (далее - Порядок № 70-П).

Согласно пункту 3 Порядка № 70-П в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 13.05.2020 № 213-П субсидия предоставляется по результатам отбора Министерством социальной защиты Республики Карелия, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период).

В силу пункта 4 Порядка № 70-П в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 13.05.2020 № 213-П объявление о проведении отбора размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://soc.gov.karelia.ru/) после принятия закона о бюджете Республики Карелия на соответствующий финансовый год и плановый период, но не позднее чем за 10 рабочих дней до начала приема заявок на участие в отборе.

В первоначальной редакции Порядок № 70-П предусматривал предоставление субсидии на основании соглашения (договора) о предоставлении субсидии из бюджета Республики Карелия, заключенного главным распорядителем бюджетных средств и получателем субсидии; представление ежемесячной заявки получателя субсидии, которая подается до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, главному распорядителю бюджетных средств с приложением установленных документов; принятие главным распорядителем бюджетных средств в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки решения о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии (пункты 5, 8 Порядка № 70-П в первоначальной редакции).

Порядок № 70-П в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 13.05.2020 № 213-П предусматривал следующие этапы реализации права на получение субсидии: подачу поставщиком социальных услуг в Министерство заявки на участие в отборе для предоставления субсидии; проведение комиссией Министерства отбора поставщиков социальных услуг для предоставления субсидии; заключение Министерством с поставщиком социальных услуг соглашения в течение 7 рабочих дней после проведения отбора и принятия решения о заключении соглашения; представление поставщиком социальных услуг, с которым заключено соглашение, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, в Министерство заявки на получение субсидии с документами; принятие Министерством в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки решения о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии (пункты 4, 6, 8, 12, 13 Порядка № 70-П в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 13.05.2020 № 213-П).

В соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.

В силу пункта 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу статей 15 и 393 ГК РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками.

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности.

Таким образом, требование о возмещении убытков может быть удовлетворено, только при доказанности размера убытков, а также в совокупности факта нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершение незаконных действий или бездействие), наличия причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками.

Из материалов дела усматривается, что Приказом Министерства от 26.11.2020 № 850-П утвержден Порядок проведения отбора поставщиков социальных услуг для предоставления субсидии из бюджета Республики Карелия на компенсацию расходов на оказание гражданину социальных услуг, предусмотренных индивидуальной программой предоставления социальных услуг (далее – Порядок № 850-П).

В нарушение Порядка № 850-П Министерство не проводило отбор поставщиков социальных услуг для предоставления субсидии из бюджета Республики Карелия на компенсацию расходов на оказание гражданину социальных услуг на 2020 год. Поскольку на 2020 год указанный отбор не проводился, у Центра объективно отсутствовала возможность в нем участвовать и получить компенсацию своих расходов за декабрь 2020 года.

Иной порядок получения субсидии в 2020 году Министерством не был установлен.

Ответчиком не оспаривается, что Центр включен в реестр поставщиков социальных услуг, индивидуальными программами предоставления социальных услуг Центр рекомендован получателям услуг в качестве поставщика социальных услуг. Оказание истцом услуг в рассматриваемом периоде в соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг подтверждается подписанными истцом и получателями социальных услуг договорами и актами сдачи-приемки оказанных социальных услуг.

В отказе в выплате субсидии Министерство социальной защиты указало единственное основание - выделение средств из бюджета по результатам отбора поставщиков социальных услуг. О наличии иных оснований для отказа, предусмотренных Порядком № 70-П, ответчик не заявил, как и возражений в отношении расчета истца и представленных им в подтверждение расчета документов.

При этом сведения о проведении отбора поставщиков социальных услуг для предоставления субсидии в 2020 году в соответствии с пунктом 4 Порядка № 70-П в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 13.05.2020 № 213-П на сайте Министерства социальной защиты отсутствуют. Документы, подтверждающие факт проведения отбора поставщиков социальных услуг для предоставления субсидии в 2020 году, в материалы дела также не представлены.

Таким образом, поскольку истец включен в реестр поставщиков социальных услуг, индивидуальными программами предоставления социальных услуг Центр рекомендован получателям услуг в качестве поставщика социальных услуг, оказание истцом услуг в рассматриваемом периоде в соответствии с индивидуальными программами предоставления социальных услуг подтверждается подписанными истцом и получателями социальных услуг актами сдачи-приемки оказанных социальных услуг, а в отказе в выплате субсидии Министерство указало единственное основание - выделение средств из бюджета по результатам отбора поставщиков социальных услуг, о наличии иных оснований для отказа, предусмотренных Порядком № 70-П, ответчик не заявил, то следует признать обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии у ответчика правовых оснований для отказа истцу в компенсации расходов как поставщику социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой получателя социальных услуг за декабрь 2020 года в размере 1 440 455 руб. 85 коп.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22 мая 2023 года по делу № А26-2215/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Карелия - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

М.И. Денисюк

Н.А. Мильгевская