АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12 января 2022 года | Дело № | А26-2267/2021 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г., рассмотрев 10.01.2022 в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2021 по делу № А26-2267/2021, у с т а н о в и л: публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 1», адрес: 197198, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 16, корп. 2А, пом. 54Н, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество, ПАО «ТГК-1»), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, адрес: 185035, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Комитет), от 03.03.2021 № 080/3172 о прекращении, устранении выявленных нарушений обязательных требований, а также о проведении мероприятий по обеспечению их соблюдения (далее - предписание). Решением суда первой инстанции от 12.05.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.09.2021, в удовлетворении заявления отказано. Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, заявление удовлетворить. В обоснование доводов жалобы Общество указывает, что временная неработоспособность установленного в многоквартирном доме № 3 по ул. Новоселов в поселке Эссойла Пряжинского района (далее - МКД) общедомового прибора учета (далее - ОДПУ) не может служить основанием для применения в расчете платы формулы № 2 (4) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354). Податель жалобы полагает, что в таком случае необходимо изменить способ оплаты «в течение отопительного периода»» на оплату «в течение календарного года», при этом нормативы потребления на территории Республики Карелия установлены на 8 месяцев отопительного периода. В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Общества и Комитета, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании поступившего в Комитет из Прокуратуры Республики Карелия 02.02.2021 обращения ФИО1, проживающей по адресу: <...>, по фактам необоснованного расчета платы за коммунальную услугу по отоплению и бездействия управляющей организации должностным лицом Комитета вынесено мотивированное представление об установлении достаточных данных, свидетельствующих о необходимости проведения внеплановой проверки, от 12.02.2021, в соответствии с которым издано распоряжение от 15.02.2021 № 080/Р/1394 о проведении внеплановой документарной проверки ПАО «ТГК-1». По результатам анализа представленных на проверку документов Комитетом установлено и в акте от 03.03.2021 № 080/А/1394 отражено, что ПАО «ТГК-1» подает в находящийся под управлением ООО «Вектор чистоты» МКД через присоединенную сеть тепловую энергию по прямым договорам теплоснабжения, заключенным с собственниками помещений. МКД оборудован ОДПУ, который не был допущен в эксплуатацию в отопительном периоде 2020 - 2021 годов. Впоследствии ОДПУ был допущен в эксплуатацию на основании акта допуска в эксплуатацию системы коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя от 08.02.2021. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилых и нежилых помещениях дома рассчитывался в течение трех месяцев (с сентября по ноябрь 2020 года) по пункту 59 (1) Правил № 354 исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии, определяемого по показаниям общедомового прибора учета за период с октября 2019 года по май 2020 года, а за декабрь 2020 года и январь 2021 года - на основании формулы 2 (3) приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из норматива потребления 0,0345 Гкал/кв. м без учета коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению. Комитет пришел к выводу, что в данном случае при расчете платы за декабрь 2020 года и январь 2021 года подлежала применению формула 2 (4) приложения № 2 к Правилам № 354 с учетом коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению или исходя из норматива потребления тепловой энергии в отношении многоквартирного дома - 0,023 Гкал/кв. м. Установив применение ПАО «ТГК-1» некорректной формулы расчета при определении объема потребления коммунального ресурса по теплоснабжению в декабре 2020 года и январе 2021 года, Комитет произвел расчет платы по квартире № 32 в проверенном доме за эти периоды по формуле 2 (4) приложения № 2 к Правилам № 354, и пришел к выводу о завышении Обществом выставляемой потребителям платы за коммунальную услугу по отоплению за период с декабря 2020 года по январь 2021 года. ПАО «ТГК-1» направлено предписание № 080/3172 о прекращении, устранении выявленных нарушений обязательных требований, проведении мероприятий по обеспечению их соблюдения от 03.03.2021 (л.д. 13-14, 61), в котором указано на нарушение Обществом пункта 42 (1) Правил № 354 при начислении всем собственникам (нанимателям) помещений в названном МКД платы за коммунальную услугу по отоплению за период с декабря 2020 года по январь 2021 года. Обществу предписано выполнить корректировку платы за коммунальную услугу по отоплению за спорный период исходя из корректного применения формулы 2 (4) Правил № 354 с учетом К-периодичности или исходя из норматива потребления тепловой энергии в отношении многоквартирного дома - 0,023 Гкал/кв. м (л.д. 13-14). Не согласившись с предписанием, ПАО «ТГК-1» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводу о правомерности требований предписания. Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции. Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы. В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. Как установлено судами, собственники помещений в МКД переведены на систему прямых платежей с производителем тепловой энергии - ПАО «ТГК-1», плату за коммунальную услугу по отоплению собственники вносили непосредственно ресурсоснабжающей организации. В связи с тем, что ОДПУ не был допущен в эксплуатацию в отопительном периоде 2020 - 2021 годов, Обществом применен расчетный способ определения объема потребления коммунального ресурса. Расчет платы за отопление в сентябре, октябре и ноябре 2020 года, произведенный на основании пункта 59 (1) Правил № 354, признан Комитетом обоснованным. Разногласия возникли при применении абзаца второго пункта 42(1) Правил № 354 и использовании Обществом формулы 2 (3) приложения № 2 к Правилам № 354. По утверждению Общества, временная неработоспособность ОДПУ в спорном МКД не может служить основанием для применения в расчете платы формулы 2(4) Правил № 354. Отклоняя доводы Общества, суды обоснованно руководствовались следующим. В силу статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно абзацу первому пункта 42 (1) Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» (далее - постановление Правительства № 603) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право принять решение в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября. До вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами № 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления (пункт 3 постановления Правительства № 603). В силу пункта 42 (2) Правил № 354, способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа. Следовательно, если соответствующие решения приняты не были, расчет платы за отопление осуществляется в соответствии с Правилами № 354. Учитывая изложенное, принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 1 приложения к письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 № 28483-АЧ/04, исходя из сроков, установленных в пункте 2 постановления Правительства № 603 и пункте 42 (2) Правил N 354, начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в течение отопительного периода правомерно только в случае принятия решения органом государственной власти субъекта Российской Федерации о выборе такого способа. Как установлено судами, решение о применении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия не принималось, нормативно-правовые акты, регламентирующие такой порядок, не утверждались. Следовательно, применяемый в отсутствие ОДПУ норматив потребления тепловой энергии на нужды отопления в Республике Карелия, в том числе в Пряжинском районе, устанавливается в целом на календарный год, а потребители оплачивают коммунальную услугу по отоплению исходя из норматива потребления равномерно за весь календарный год. Указанный порядок не может быть изменен тем обстоятельством, что при наличии ОДПУ в конкретном доме расчет объема потребления производится в нем по показаниям прибора учета в течение отопительного периода, поскольку выводы о равномерном внесении платы касаются периодов отопления в отсутствие общедомового прибора учета (в данном случае - после его недопуска в эксплуатацию). В рассматриваемом случае заявитель применяет для расчета платы за коммунальную услугу по отоплению значение норматива потребления - 0,0345 Гкал/кв. м, при этом коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, к количеству месяцев в календарном году, не применяет (применяет равным 1). Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территории Республики Карелия утверждены приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 29.07.2016 N 196 (в редакции приказа от 29.08.2017 № 231). В отношении указанного МКД норматив потребления тепловой энергии составляет 0,0345 Гкал/кв. м без учета коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению (К-периодичности) или 0,023 Гкал/кв. м с учетом К-периодичности. Формулой 2 (4) приложения № 2 к Правилам № 354 предусмотрен расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в каждом жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, с учетом коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению (К-периодичности). Норматив потребления тепловой энергии определен как 1/12 среднегодового объема тепловой энергии и подлежит применению ежемесячно в течение всего календарного года (формула 5 пункта 3 приложения № 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306). Установив, что на момент вступления в силу постановления Правительства № 603 на территории Республики Карелия при осуществлении расчетов с потребителями использовался способ оплаты коммунальных услуг по отоплению равномерно в течение календарного года, суды первой и апелляционной инстанций поддержали выводы Комитета о необходимости определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в проверенном МКД в декабре 2020 года и январе 2021 года в соответствии с пунктом 42 (1) Правил № 354 по формуле 2 (4) приложения № 2 к Правилам № 354, с учетом К-периодичности или по нормативу потребления тепловой энергии - 0,023 Гкал/кв. м. Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований. Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ). Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов. Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.05.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2021 по делу № А26-2267/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» – без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | Е.А. Аникина | |||
Судьи | О.А. Алешкевич И.Г. Савицкая | |||