ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-2343/2021 от 23.09.2021 АС Республики Карелия

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

28 сентября 2021 года

Дело № А26-2343/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      сентября 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   сентября 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Баженовой Ю.С.

судей  Галенкиной К.В., Нестерова С.А.

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Вороной Б.И.

при участии:

от заявителей: 1 – представитель ФИО1 по доверенности от 27.12.2019;

2 – представитель ФИО2 по доверенности от 11.05.2021 с использованием системы веб-конференции (онлайн-заседание);

от ответчика: не явился, извещен;

рассмотрев апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-21413/2021, 13АП-21511/2021) публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» и акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети» на решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 17.05.2021 по делу № А26-2343/2021, принятое

по заявлению 1) публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» (197198, Санкт-Петербург, проспект Добролюбова, дом 16, корпус 2А, помещение 54Н, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

2) акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети» (185035, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к  Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (185035, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

о признании недействительным приказа,  

установил:

Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания (далее – Компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее – Ответчик, Министерство) о признании недействительным с момента принятия приказа от 24.02.2021 № 61 «Об определении организации для содержания и обслуживания тепловой сети, расположенной на территории г. Петрозаводска в районе ул. Онежской флотилии» в части возложения на Компанию обязанностей пунктом 2 данного приказа (с учетом уточнений требований, принятого судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Определением Арбитражного суда  Республики Карелия от 13.04.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети».

Протокольным определением суда от 17.05.2021 акционерное общество «Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети» (далее – Общество) привлечено к участию в деле в качестве второго заявителя.

Протокольным определением от 17.05.2021 суд первой инстанции принял к рассмотрению требование Общества о признании приказа от 24.02.2021 №61 недействительным с момента его принятия в части возложения на Общество обязанностей пунктом 1 данного приказа.

Решением Арбитражного суда  Республики Карелия от 17.05.2021 отказано в удовлетворении заявлений Компании и Общества.

Не согласившись с решением суда, Компания обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ее податель указывает, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не дана надлежащая оценка доводам Заявителя о том, что спорная тепловая сеть не обладает признаками бесхозяйной.

Общество также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ее податель указывает, что вывод суда первой инстанции об издании оспариваемого Приказа уполномоченным лицом основан на неверном толковании норм материального права и противоречит нормам действующего законодательства. По мнению подателя жалобы, тепловая сеть, переданная Министерством для обслуживания  Обществу, не обладает признаками бесхозяйной вещи.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.

В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.

Представитель Общества поддержал доводы своей апелляционной жалобы, ходатайствовал об истребовании у нотариуса Прионежского нотариального округа Республики Карелия Нотариальной палаты Республики Карелия ФИО3 информации о лицах (наследниках), вступивших в наследство ФИО4 (наследственное дело №39/2021), в рамках указанного наследственного дела и сведений о дате фактического принятия наследства (дате подачи заявления наследника о принятии наследства).

Министерство извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, своего представителя в суд не направило, отзывы на апелляционные жалобы не представило.

Учитывая предмет доказывания по настоящему делу в соответствии с подлежащими применению нормами материального права, в удовлетворении ходатайства Общества об истребовании доказательств апелляционным судом отказано, поскольку оценка доводов сторон может быть дана исходя из представленных в материалы дела доказательств.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, заслушав пояснения представителей Компании и Общества, апелляционный суд установил следующее.

Согласно сведениям ЕГРЮЛ к дополнительным видам деятельности Компании относится также – 35.30.1. Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) (ГРН от 25.03.2005).

В соответствии с частью 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении, Законом РК о перераспределении полномочий, Положением о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденном постановлением Правительства Республики Карелия от 09.07.2013 № 216-П, в связи с установлением факта смерти 18.01.2021 собственника тепловой сети, расположенной в районе ул. Онежской флотилии, д. 1 в г. Петрозаводске, с кадастровым номером 10:01:0000000:16408, а также отсутствием сведений об иных владельцах указанного имущества и отсутствием эксплуатирующей организации объектов теплоснабжения, Министерство издало приказ от 24.02.2021 № 61 «Об определении организации для содержания и обслуживания тепловой сети, расположенной на территории г. Петрозаводска в районе ул. Онежской флотилии», в котором определило:

1) Общество теплосетевой организацией, осуществляющей содержание и обслуживание:

– тепловой сети (подающий и обратный трубопроводы) от места выхода трубопроводов из здания котельной в сторону микрорайона Ключевая (по стене),

– тепловой сети (подающий и обратный трубопроводы) от места выхода трубопроводов из здания котельной в сторону микрорайона Кемская (по крыше) по причине наличия непосредственно соединенных тепловых сетей (пункт 1);

2) Компанию, наделенную постановлением Главы администрации Петрозаводского городского округа от 25.09.2014 № 4786 статусом единой теплоснабжающей организации на территории Петрозаводского городского округа, организацией, осуществляющей содержание и обслуживание тепловой сети (подающий и обратный трубопроводы) от места выхода трубопроводов из здания котельной в сторону завода «Авангард» по стене (пункт 2).

Приказ был направлен Компании и Обществу для исполнения.

Не согласившись с данным приказом, Компания обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Общество также не согласилось с приказом Министерства от 24.02.2021 № 61, оспорив его в части пункта 1.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявлений Компании и Общества, указав на то, что содержавшиеся в приказе положения соответствовали целям и задачам, направленным на обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территории Петрозаводского городского округа, защиту прав потребителей при получении коммунальной услуги теплоснабжения, и не нарушили права и законные интересы заявителей в сфере экономической деятельности, поскольку возложили на них исключительно предусмотренные законом обязанности и не создали препятствий для осуществления ими своей деятельности.

Проверив  законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом решения и действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого приказа, в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Указанным приказом в соответствии с указанной нормой обязанность по обслуживанию и эксплуатации тепловой сети, не имеющей эксплуатирующей организации, возложена на АО «ПКС-Тепловые сети» в отношении 2–х участков сети, непосредственно соединенных с тепловыми сетями указанной теплосетевой организации, и на ПАО «ТГК-1»,  которая имеет статус единой теплоснабжающей организации на территории Петрозаводского городского округа, в отношении участка сети в сторону завода «Авангард», не имевшего непосредственно соединенных сетей.

Статьей 6.1 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере теплоснабжения, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Закона об общих принципах местного самоуправления.

На основании части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах местного самоуправления) законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

Согласно п.3 ст.1 Закона Республики Карелия от 26.06.2015 N 1908-ЗРК "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия" органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения городских округов в Республике Карелия по организации в границах городского округа электро-, тепло- и газоснабжения населения.

Названный закон вступил в силу с 1 января 2016 года, полномочия перераспределяются на неопределенный срок, и осуществляются органами исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченными Правительством Республики Карелия. Такие полномочия осуществляет Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.

Подпунктами 33, 38 и 116 пункта 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 09.07.2013 № 216-П, в полномочия Министерства включено определение системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов в соответствии с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации; мониторинг разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений и городских округов; организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергии на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

С учетом изложенного, оспариваемый приказ принят Министерством в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с положениями Закона о теплоснабжении, действовавшими на момент его принятия, направлен на обеспечение бесперебойного теплоснабжения потребителей на территории Петрозаводского городского округа, и не нарушает права и законные интересы Заявителей в сфере экономической деятельности.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований Компании и Общества.

Доводы апелляционных жалоб не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия  от 17.05.2021 по делу №  А26-2343/2021  оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.С. Баженова

Судьи

К.В. Галенкина

 С.А. Нестеров