ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-2463/2021 от 19.08.2021 АС Республики Карелия

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

25 августа 2021 года

Дело № А26-2463/2021

Резолютивная часть постановления объявлена      августа 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   августа 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Фуркало О.В.

судей  Денисюк М.И., Зотеевой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1,

при участии: 

от истца (заявителя): ФИО2, по доверенности от 19.08.2020;

от ответчика (должника): ФИО3, по доверенности от 28.12.2020;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-21405/2021 )  Карельской таможни на решение  Арбитражного суда   Республики Карелия от 14.05.2021 по делу № А26-2463/2021 , принятое

по заявлению  индивидуального предпринимателя ФИО4

к  Карельской таможне

о признании недействительным решения,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО4 (далее – заявитель, Предприниматель, ИП ФИО4) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Карельской таможне (далее – таможенный орган, Таможня) о признании недействительным решение от 17.03.2021 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары № 10210200/010920/0249967, вынесенное главным государственным таможенным инспектором отдела проверки деятельности лиц Карельской таможни ФИО5 на основании акта камеральной таможенной проверки от 04.02.2021 № 10227000/210/040221/А000031, и незаконными требования к Предпринимателю о внесении изменений в декларацию на товары № 10210200/010920/0249967 и представлении корректировки декларации на товары и ее электронной копии, как не соответствующие Таможенному кодексу Евразийского экономического союза, Закону Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» и постановлению Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Решением Арбитражного суда  Республики Карелия  от 14.05.2021 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение от 17.03.2021 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары № 10210200/010920/0249967, вынесенное главным государственным таможенным инспектором отдела проверки деятельности лиц Карельской таможни ФИО5 на основании акта камеральной таможенной проверки от 04.02.2021 № 10227000/210/040221/А000031, и незаконными требования к индивидуальному предпринимателю ФИО4 о внесении изменений в декларацию на товары № 10210200/010920/0249967 и представлении корректировки декларации на товары и ее электронной копии, как не соответствующие Таможенному кодексу Евразийского экономического союза, Закону Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» и постановлению Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Суд обязал Карельскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя ФИО4 путем отмены решения от 17.03.2021 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары № 10210200/010920/0249967.

Взыскал с Карельской таможни в пользу индивидуального предпринимателя ФИО4 судебные расходы в размере 300 рублей.

Не согласившись с вынесенным решением, Таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 14.05.2021, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Предприниматель при таможенном декларировании представила разовую лицензию от 13.12.2019 № 281RU19002010929, которая не подтверждает заявленные в ДТ сведения, в частности о применении ставки таможенной пошлины 13% в отношении ввезенных товаров.

По мнению подателя жалобы, лицензия не может являться основанием  для применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 13 %, поскольку не подтверждает право заявителя на экспорт именно тех лесоматериалов, сведения о которых заявлены в ДТ.

Предприниматель представила отзыв на апелляционную жалобу.

В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Предпринимателя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменном отзыве.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между ИП ФИО4(продавец) и «PolkkyMetsaKmoOy», Финляндия (покупатель) заключен контракт от 16.10.2019 № 246/0100029159/19 (далее – контракт), по условиям которого продавец продает, а покупатель покупает на условиях поставки EXW–«лесосека» (Инкотермс 2010) лесоматериалы необработанные, неокоренные, хвойных пород: по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 4403 23 110 0 и 4403 23 110 0) в объемах 12000 и 3 000 куб. м соответственно. Общая сумма контракта 774000 Евро; срок действия контракта – с момента подписания до 1 февраля 2021 года.

На основании указанного контракта заявителем получено разрешение на квоту от 21.10.2019 № RUFI 2000015.

Минпромторг России выдал Предпринимателю разовую лицензию от 13.12.2019 № 281RU19002010929 на экспорт из Российской Федерации товара: «Бревна из пихты (AbiesSPP.) белой европейского вида «AbiesAlba» и ели (PiceaSPP) обыкновенной вида «Piceaabieskarst», с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более (пиловочник еловый)»; код ТН ВЭД 4403 23 110 0; страна происхождения товара – Россия; стоимость – 150000 Евро.

Во исполнение обязательств по контракту предпринимателем помещен под таможенную процедуру экспорта вывезенный с таможенной территории ЕАЭС в Финляндию с применением временного периодического таможенного декларирования товар – «Бревна из пихты (AbiesSPP.) белой европейского вида «AbiesAlba» и ели (PiceaSPP) обыкновенной вида «Piceaabieskarst», с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более (пиловочник еловый)», неокоренные, не обработанные консервантом, небрусованные, объемом 289,56 куб. м», задекларированный в ПДТ № 10210200/010920/0249967 (л.д.61-63). Товар классифицирован по коду ТН ВЭД ЕАЭС 4403 23 110 0; таможенная стоимость товара составила 1238 543,80 руб.; изготовитель товара – ООО «Кардон».

При таможенном оформлении ИП ФИО4 выступала в качестве отправителя, декларанта и лица, ответственного за финансовое урегулирование, а также осуществляла таможенные операции по декларированию сведений о товарах.

Таможенные пошлины уплачены ИП ФИО4 исходя из ставок вывозных таможенных пошлин, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Указанным постановлением установлены следующие ставки вывозных таможенных пошлин на лесоматериалы, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе, на товары по коду ТН ВЭД ЕАЭС 4403 23 110 0:

– 80 процентов таможенной стоимости, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м (основная ставка);

– 13 процентов таможенной стоимости (по тарифной квоте при наличии лицензии, выданной компетентным органом).

Для применения ставок вывозной таможенной пошлины в размере 13 % от таможенной стоимости товаров предприниматель представил в таможенный орган разовую лицензию от 13.12.2019 № 281RU19002010929.

Согласно сведениям лицензии заявителем на получение лицензии выступала ИП ФИО4, ИНН <***> (графа 5); контракт от 16.10.2019 № 246/0100029159/19 заключен с покупателем «PolkkyMetsaKmoOy», Финляндия (графы 4 и 6); основания для выдачи лицензии: постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 № 779, решение коллегии ЕЭК от 16.08.2012 № 134, разрешение на квоту от 21.10.2019 № RUFI 2000015 (графа 17).

Должностными лицами Карельской таможни с 28 октября 2020 года в соответствии со статьей 332 ТК ЕАЭС проведена камеральная таможенная проверка в отношении ИП ФИО4 на предмет достоверности сведений, заявленных в декларациях на товары и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларациях на товары.

По результатам проверки декларации на товары № 10210200/010920/0249967 таможенным органом составлен акт камеральной таможенной проверки от 04.02.2021 № 10227000/210/040221/А000031 (л.д.26-33), в котором установлено, что поставка лесоматериалов в адрес ИП ФИО4 осуществлялась по договору от 29.10.2018 № А08, заключенному с ООО «Кардон» (л.д.36-44, 99-102), согласно которому предприниматель выступает в качестве агента и обязуется по поручению принципала от своего имени совершать сделки по реализации продукции, выполнять иные поручения; имущество, переданное принципалом для заключения сделок, а также имущество, приобретенное агентом для принципала, является собственностью принципала; собственником товара выступает ООО «Кардон»; переход права собственности на товар не предусмотрен. В лицензиях сведения о данном договоре не отражены.

Также в акте указано, что сведения о реализованных во исполнение посреднического договора иностранному контрагенту лесоматериалах, отраженные в бухгалтерском учете ИП ФИО4, корреспондировали со сведениями, заявленными в таможенной декларации на товары; суммы перечислений предпринимателя в адрес ООО «Кардон» корреспондировали с актами взаимных расчетов и данными бухгалтерского учета проверяемого лица.

Таможня посчитала, что ООО «Кардон», являющееся собственником товара, вывезенного и задекларированного ИП ФИО4 в ПДТ № 10210200/010920/0249967, могло передать права на данный товар комиссионеру (ИП ФИО4) в целях реализации товара на экспорт, однако, таких действий не предприняло.

В графе 17 лицензии и заявлении на выдачу лицензии отсутствовали сведения о договоре от 29.10.2018 № А08. Указанный договор в комплекте документов, представленных в Минпромторг России, отсутствовал.

В ходе проверки таможенный орган пришел к выводу о том, что лицензии были выданы предпринимателю как лицу, не являющемуся посредником и экспортирующему собственный товар. Соответственно при таможенном декларировании товаров по ПДТ № 10210200/010920/0249967 для вывоза товара в рамках тарифной квоты представленная разовая лицензии не была применима к данной партии товара. В связи с невозможностью применения лицензии для уплаты вывозной таможенной пошлины по ставке 13 % от таможенной стоимости товаров, в отношении товара, задекларированного в ПДТ № 10210200/010920/0249967, подлежали уплате вывозные таможенные пошлины по ставке 80 % от таможенной стоимости, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м. Предварительно рассчитанная сумма таможенных пошлин и налогов, подлежащих доначислению и довзысканию, составила 1242784,39 руб. без учета пеней

По результатам проверки таможней принято оспариваемое решение от 17.03.2021 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары № 10210200/010920/0249967, согласно которому ИП ФИО4 надлежало в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения решения представить корректировку декларации на товары и ее электронную копию, в случае корректировки таможенной стоимости товаров также декларацию таможенной стоимости и ее электронную копию.

Не согласившись с указанным решением, поскольку оно не соответствовало таможенному законодательству, нарушило права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности лишением возможности применить льготную ставку вывозных таможенных пошлин (13 % от таможенной стоимости товара), ИП ФИО4 обратиласьв арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Таможни и незаконным его требования о внесении изменений в декларацию на товары и представлении корректировки декларации на товары и ее электронной копии.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные ИП ФИО4 требования в полном объеме.

Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Таможни и отмены (изменения) обжалуемого решения суда от 14.05.2021 ввиду следующего.

Согласно пункту 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, в разделе 2.28 которого "Товары, в отношении которых государствами - членами Евразийского экономического союза применяются ограничения в соответствии с обязательствами, принятыми при присоединении к Всемирной торговой организации" включены Ель обыкновенная вида "Picea abies Karst." и пихта белая европейская вида "Abies alba Mill." (коды ТН ВЭД 4403 23 110 0, 4403 23 190 0, 4403 24 100 0), а также сосна обыкновенная вида "Pinus sylvestris L." (коды ТН ВЭД 4403 21 110 0, 4403 21 190 0, 4403 22 100 0). Ограничения применяются в отношении товаров, происходящих из государства - члена Евразийского экономического союза, устанавливающего тарифную квоту на экспорт в соответствии с обязательствами, принятыми при присоединении к Всемирной торговой организации, в порядке, установленном законодательством этого государства.

Протоколом о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г. (Женева, 16.12.2011) Российская Федерация взяла на себя обязательства по установлению пониженной ставки экспортной пошлины в отношении лесоматериалов, вывозимых в объеме установленной Протоколом о присоединении России к ВТО квоты (для Европейского Союза установлен отдельный объем квоты на вывоз), для лесоматериалов из ели обыкновенной или пихты белой европейской – 13 % от стоимости.

Администрирование тарифных квот, включая условия сотрудничества между органами власти Российской Федерации и Европейского Союза, устанавливается Протоколом между Правительством Российской Федерации и Европейским Союзом о технических модальностях во исполнение Соглашения в форме обмена письмами между Российской Федерацией и Европейским Союзом в отношении администрирования тарифных квот, применяемых в отношении экспорта леса из Российской Федерации в Европейский союз (Женева, 16.12.2011) (далее - Протокол о модальностях; применяется с 22.08.2012).

Указанный Протокол о модальностях применяется в отношении экспорта регулируемых товаров из России в ЕС (пункт 2 статьи 1 Протокола о модальностях).

Право экспортера лесоматериалов на доступ к тарифной квоте подтверждается экспортной лицензией, выдаваемой экспортеру компетентным органом России (пп. f) пункта 3 статьи 1 Протокола о модальностях).

Пунктом 3 статьи 8 Протокола о модальностях установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых для получения указанной лицензии, а именно: надлежаще заполненное заявление, копия контракта, копия документа о постановке экспортера на учет в налоговых органах, копия документа на оплату лицензионного сбора.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Протокола о модальностях предусмотрено, что вместе с вышеперечисленными документами для получения экспортной лицензии экспортером представляется разрешение на квоту, предоставленного импортеру в соответствии со статьей 5 Протокола о модальностях.

Протокол о присоединении России к ВТО, Протокол о модальностях, а также принятые в их развитие на основании Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе в Российской Федерации" от 21.05.1993 N 5003-1 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779, утвердившее Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в Европейский союз", представляют в своей совокупности нормы, регулирующие отношения, связанные с торговлей товарами в рамках ВТО.

Пунктом 1 статьи 2 Договора о функционировании Таможенного союза от 19.05.2011 (действующего в период спорных правоотношений согласно Приложению N 31 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014) установлено, что нормы ВТО имеют приоритет над правом Таможенного союза (впоследствии ЕАЭС), включая решения, принятые его органами.

Закон Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" определяет порядок применения ставок вывозных таможенных пошлин, установления ставок вывозных таможенных пошлин и перечня товаров, в отношении которых они применяются, а также особенности предоставления тарифных квот.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2012 N 779 "О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе" установлены тарифные квоты в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской (коды ТН ВЭД ТС 4403 20 110 и 4403 20 190) и сосны обыкновенной (коды ТН ВЭД ТС 4403 20 310 и 4403 20 390), вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе, а также утверждены Правила распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в Европейский союз (далее - Правила N 779, в редакции, действовавшей на дату оформления спорной лицензии).

Пунктом 2 Правил N 779 предусмотрено, что распределение тарифных квот осуществляется в порядке, предусмотренном международным договором Российской Федерации, посредством выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации разовых лицензий (далее - лицензия).

В соответствии с пунктом 6 Правил N 779 для оформления лицензии участником внешнеэкономической деятельности (далее - заявитель) представляются следующие документы: заявление о выдаче лицензии и электронная копия заявления с указанием в графе 16 "Дополнительная информация" номера и даты подачи декларации о сделках с древесиной; копия внешнеторгового договора (контракта); копия документа о постановке на учет в налоговом органе; копия документа, подтверждающего оплату государственной пошлины.

В силу пункта 7 Правил N 779 лицензия выдается при представлении оригинала или дубликата разрешения на квоту.

Таким образом, указанные положения пунктов 6 и 7 Правил N 779 содержат аналогичный перечень документов, что и статья 8 Протокола о модальностях.

При этом, в силу пункта 3 Правил N 779 лицензия выдается в порядке, установленном Правилами выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, предусмотренными приложением к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014), с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.

В соответствии с пунктом 8 Правил выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, предусмотренных приложением к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014), оформление заявления на выдачу лицензии и оформление лицензии осуществляются в соответствии с инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утверждаемой Комиссией.

В соответствии с подпунктом 17 пункта 6 Инструкции об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 N 199 (далее - Инструкция), в графе 17 заявления на выдачу лицензии "Основание для выдачи лицензии" указываются, в том числе: номера и даты контрактов (договоров) между заявителем и производителем или потребителем товара, если в качестве заявителя выступает посредник.

Согласно подпункту 3 пункта 8 Инструкции графа 17 выданной лицензии заполняется в соответствии с порядком заполнения соответствующей графы заявления на выдачу лицензии.

Таможенный орган по результатам проведенной проверки пришел к выводу о том, что ИП ФИО4, выступая в качестве заявителя на получение разовой лицензии от 13.12.2019 № 281RU19002010929, не являлась ни изготовителем, ни собственником лицензируемого товара, а оказывала посреднические услуги по продаже лицензируемого товара; при этом номер и дата договора между заявителем и производителем, сведения о собственниках товаров Предприниматель, выступая в качестве посредника, уполномоченному органу - Минпромторгу России при получении разовых лицензий не представляла.

Таким образом, поскольку в графе 17 заявления на выдачу лицензии отсутствует сведения о договоре от 29.10.2018 №А08, разовая лицензия от 13.12.2019 № 281RU19002010929 выдана заявителю как лицу, не являющемуся посредником, и экспортирующему собственный товар, при этом спорный товар экспортирован на основании агентского договора от 29.10.2018 N А08, в рамках которого Предприниматель является агентом (посредником), то по мнению таможенного органа, рассматриваемая лицензия не может являться основанием для применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 13%, поскольку не подтверждает право на экспорт в рамках тарифной квоты именно тех лесоматериалов, которые заявлены в спорной ДТ (при таможенном декларировании товаров по ДТ для вывоза товаров в рамках тарифных квот представленная лицензия не относится к спорным партиям товаров).

Указанные доводы таможенного органа правомерно не приняты судом первой инстанции в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, Предпринимателю Минпромторгом России выдана разовая лицензия от 13.12.2019 № 281RU19002010929, действие которой не прекращено и не приостановлено; отсутствие в графе 17 заявления о выдаче разовой лицензии и в самой лицензии указания на заключенный Предпринимателем агентский договор от 29.10.2018 №А08 с ООО "Кардон" не свидетельствует о незаконности выданной Предпринимателю лицензии.

При этом, экспортная лицензия выдана Предпринимателю на основании перечня документов, необходимых для получения лицензии в соответствии с требованиями статьи 8 Протокола о модальностях и пунктов 6 и 7 Правил N 779 и пункта 10 правил выдачи лицензии.

Указанные в экспортной лицензии сведения, а также наименование и объем вывозимых лесоматериалов полностью совпадают со сведениями, содержащимися в разрешении на квоту от 21.10.2019 N RUFI2000015, обратное таможенным органом в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ не доказано.

Доказательств того, что ИП ФИО4 вывезен объем лесоматериалов с применением льготной ставки сверх предусмотренного вышеуказанными разрешением на квоту и лицензией, Таможней в материалы дела также не представлено.

По представленному в материалы дела внешнеторговому контракту от 16.10.2019 N 246/0100029159/19, заключенному между ИП ФИО4 (продавец) и "Polkky Metsa Kmo Oy" (покупатель), спорная лицензия была выдана Предпринимателю, как поставщику по контракту, который непосредственно осуществляет поставку товара иностранному контрагенту, передает товары и право собственности на них. Этот же контракт указан в спорной ДТ (вместе с договором от 29.10.2018 N А08 с ООО "Кардон"), что таможенным органом не оспаривается и позволяет однозначно идентифицировать вывезенные по спорной ДТ лесоматериалы с выданной разовой экспортной лицензией.

Кроме того, как правомерно указал суд первой инстанции, Протокол о модальностях, Правила N 779, равно как и Инструкция об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденная Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 N 199, не содержат ограничений в праве получения разовой экспортной лицензии участником внешнеторговой деятельности, не имеющим статуса собственника товара, поскольку при оформлении лицензии принципиальное значение имеет только наличие внешнеторговой сделки, разрешения на квоту у иностранного контрагента, наименование и количество лицензируемого товара.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в системе действующего правового регулирования не установлен запрет вывоза в пределах выделенных тарифных квот товара, не принадлежащего владельцу лицензии, равно как не установлены требования о представлении соискателем лицензии в уполномоченный орган документов, подтверждающих, что он является собственником экспортируемой древесины (в том числе договоров купли-продажи).

Ограничение, установленное в отношении экспорта лесопродукции, сводится к количеству товаров, которое может быть вывезено российским экспортером с применением пониженной ставки таможенной пошлины (13 % или 15% вместо уплаты пошлины в размере 80%), и не связано с наличием у экспортера права собственности на него. Такой вывод следует из буквального толкования положений Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 N 779 и Протокола от 16.12.2011 "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994".

Следовательно, право собственности на экспортируемые лесоматериалы не является основанием для предоставления тарифной квоты и разовых экспортных лицензий и применения ставки вывозной таможенной пошлины в размере 15%, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе".

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.2017 N 302-КГ17-7631 по делу N А33-981/2016.

Согласно пункту 1 статьи 1005 ГК РФ по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Указанная форма взаимоотношений сторон предусматривает право агента заключать сделки и распоряжаться товаром принципала при исполнении обязательств по договору в силу закона, поэтому отдельного описания прав агента по распоряжению товаром в агентском договоре не требуется.

В данном случае из материалов дела усматривается, что по внешнеторговому контракту от 16.10.2019 № 246/0100029159/19 именно ИП ФИО4 выступала, как поставщик, который непосредственно осуществляет поставку товара иностранному контрагенту, передает товары и право собственности на них.

При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соблюдении ИП ФИО4 установленных таможенным законодательством запретов и ограничений, правомерном применении по спорной ДТ ставки вывозной таможенной пошлины в размере 13% на основании полученной разовой экспортной лицензии от 13.12.2019 № 281RU19002010929, и, как следствие, об отсутствии у Таможни оснований для принятия оспариваемого решения от 17.03.2021 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары № 10210200/010920/0249967  и применении ставки вывозной таможенной пошлины в размере 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м.

Оснований полагать, что представленная Предпринимателем лицензия не относится к вывозимому по спорной ДТ товару, с учетом вышеустановленных обстоятельств не имеется.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Предпринимателем требования в полном объеме.

Нарушения или неправильного применения судом первой инстанции норм материального права не допущено, судом правильно установлены фактические обстоятельства дела и дана им надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы таможни и отмены решения суда от 14.05.2021 не имеется.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 14.05.2021 по делу №  А26-2463/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Фуркало

Судьи

М.И. Денисюк

 Л.В. Зотеева