ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
19 ноября 2018 года | Дело № А26-2598/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме ноября 2018 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии:
от истца: ФИО2 по доверенности от 09.01.2918;
от ответчика: ФИО3, по доверенности от 19.04.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-28152/2018 ) Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно – коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.09.2018 по делу № А26-2598/2018 (судья Подкопаев А.В.), принятое
по иску акционерного общества "Карелгаз" Филиал-трест "Петрозаводскгоргаз"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании 87 986 рублей 48 копеек,
установил:
акционерное общество «Карелгаз» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - Учреждение) 87 986 рублей 48 копеек задолженности за техническое обслуживание в ноябре-декабре 2017 года групповых подземных установок и наружных газопроводов, находящихся в оперативном управлении учреждения, и расположенных в Прионежском и Пряжинском районах Республики Карелия.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 10.09.2018 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Учреждение просит решение от 10.09.2018 отменить, в иске отказать, поскольку в спорный период Общество являлось поставщиком газа по договору поставки газа, заключенного между Обществом и ООО «ГУЖФ» (управляющая компания); расчеты с населением по газоснабжению осуществляла управляющая компания. Между Обществом и Учреждением в спорный период договорные отношения по обслуживанию газового оборудования отсутствовали. Доказательств направления в адрес Учреждения оферты на заключение договора на обслуживание газового оборудования Общество не представило, в том числе не представило доказательств направления графиков выполнения работ на период с 26.10.2017, актов выполненных работ в период с октября по декабрь 2017 года, выполнения текущего ремонта и использование автотранспортного средства и технического обслуживания ГПУ. Податель жалобы указывает, что Учреждение приступило к работам с 09.01.2018.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Карелия от 10.09.2018 проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждение в г. Петрозаводске имеет обособленное подразделение – жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел (ЖЭКО) № 13 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, которое расположено по адресу: <...>.
Общество является специализированной газораспределительной и газоснабжающей организацией, ответственной за надлежащее предоставление коммунальной услуги по газоснабжению населения Республики Карелия, в том числе, - на территории Прионежского и Пряжинского районов.
В границах Прионежского района Республики Карелия в пос. Бесовец расположена система газоснабжения, включающая в себя подземные групповые резервуарные установки сжиженного углеводородного газа и идущие от нее к жилым домам газопроводы низкого давления, посредством которых осуществляется газоснабжение многоквартирных жилых домов по ул. Завражного и ул. Весельницкого.
В границах Пряжинского района Республики Карелия в пос. Пряжа расположена система газоснабжения, включающая в себя подземную групповую резервуарную установку сжиженного углеводородного газа и идущий от нее к жилым домам газопровод низкого давления, посредством которого осуществляется газоснабжение многоквартирных жилых домов в пос. Пряжа, воинская часть.
Арбитражным судом Республики Карелия по делу А26-8502/2017 установлено, что собственником указанных систем газоснабжения является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, указанное имущество с 26.10.2017 на праве оперативного управления закреплено в установленном порядке за ответчиком.
В 2017 году АО «Карелгаз» направило Учреждению оферту по заключению договоров на 4 квартал 2017 года на техническое обслуживание групповых подземных установок и наружных газопроводов, с приложением проектов договоров и расчетов к ним.
Учреждение договоры не подписало.
АО «Карелгаз» направило в адрес Учреждения уведомление от 08.06.2017 о том, что в целях безопасного и бесперебойного снабжения газом жителей многоквартирных домов, несмотря на отсутствие заключенного договора, оно вынуждено проводить техническое обслуживание групповых подземных установок и наружных газопроводов, через которые поступает газ в квартиры жилых домов.
В период с 01.11.2017 по 31.12.2017 Общество выполнило техническое обслуживание указанных систем газоснабжения, включающих в себя подземные резервуарные установки сжиженного углеводородного газа и газопроводы низкого давления, расположенные в п. Бесовец и п. Пряжа Республики Карелия на сумму 87986 рублей 48 копеек.
АО «Карелгаз» направило в адрес Учреждения претензию № 35 от 19.01.2018 с требованием об оплате задолженности в спорный период.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд иск удовлетворил. Решение суда обжаловано.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения судебного акта.
Согласно пункту 9 Правил № 542, организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, должны:
- выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии;
- выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления.
В случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятие должно заключить договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ.
Факт выполнения Обществом работ подтвержден картами-заданиями технического обслуживания, картами-заданиями по выполнению работ по проверке пружинных клапанов, рапортами обходчиков трассы газопроводов и ГРУ, графиками проведения техобслуживания и текущего ремонта.
Доказательств, что в спорный период, с 01.11.2017 по 31.12.2017 Учреждением заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с иной организацией, имеющей опыт проведения указанных работ в материалы дела не представлено.
Приказом Ростехнадзора № 558 от 21.11.2013 утверждены Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 134 Правил, при эксплуатации резервуаров должно осуществляться их ежесменное техническое обслуживание в объеме: осмотр резервуаров и арматуры в целях выявления и устранения неисправностей и утечек газа; проверка уровня СУГ в резервуарах.
Кроме того, Правилами установлена периодичность проведения технического обслуживания газовых резервуаров и газопроводов: наружный осмотр резервуаров проводится не реже одного раза в три месяца (пункт 138); осмотр надземных газопроводов должен производиться не реже одного раза в три месяца (пункт 57); устройства защиты, блокировок и сигнализации на срабатывание проверяются не реже одного раза в месяц (пункт 203 Правил), проверка срабатывания устройств сигнализации и блокировок автоматики безопасности должна производиться не реже одного раза в месяц (пункт 207 Правил), газопроводы и арматура должны ежесменно осматриваться дежурным персоналом в целях выявления и устранения утечек СУГ.
В соответствии с пунктом 224 Правил, техническое обслуживание газопроводов и арматуры проводится в следующие сроки: осмотр всех наружных газопроводов и арматуры в целях выявления и устранения неисправности и утечек СУГ - ежемесячно; проверка на герметичность при рабочем давлении резьбовых и фланцевых соединений газопроводов и арматуры, сальниковых уплотнений, находящихся в помещении, - ежемесячно; проверка загазованности колодцев подземных коммуникаций в пределах территории объекта, использующего СУГ, - по графику, утвержденному техническим руководителем (главным инженером) объекта, использующего СУГ.
Пунктом 59 Правил установлено, что периодичность обхода трасс подземных газопроводов должна устанавливаться в зависимости от их технического состояния, наличия и эффективности электрозащитных установок, категории газопровода по давлению; наличия особых грунтовых и природных условий (просадочности и степени набухания грунтов, пучинистости, горных подработок, сейсмичности района, времени года и других факторов), по графику, утвержденному техническим руководителем (главным инженером).
Запрета более частого обслуживания резервуара и надземных газопроводов в целях безопасной эксплуатации Правилами не установлено.
Согласно пункту 58 Правил, при обходе подземных газопроводов СУГ в поселениях должны выявляться утечки СУГ на трассе газопровода по внешним признакам и приборами на присутствие СУГ в колодцах и камерах инженерных подземных сооружений (коммуникаций), контрольных трубках, подвалах зданий.
В соответствии с пунктом 295 Правил, осмотр, ремонт, проветривание колодцев, слив неиспарившихся остатков СУГ из резервуаров и баллонов, проведение технического обслуживания газопроводов и технических устройств, наполнение резервуаров СУГ во время эксплуатации разрешается проводить двумя рабочими.
Работы, произведенные Обществом, регламентированы действующим нормативным правовым актом. Учреждение не предоставило доказательств того, что в спорный период газораспределительные установки были законсервированы и не нуждались в техническом обслуживании и ремонте.
Ссылки подателя жалобы на контракты № 864605, № 864609 с ООО «Эргопром» на техническое обслуживание СУГ и на ТО и АДО газовых сетей, находящихся в оперативном управлении Учреждения подлежит отклонению, поскольку контракты заключены 09.01.2018, что исключает их распространение на предшествующий период. Доказательства того, что ООО «Эргопром» в спорный период фактически выполняло техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, находящихся в оперативном управлении Учреждения, также не представлены.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с указанным Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" эксплуатация государственными органами и организациями закрепленных за ними на праве оперативного управления или хозяйственного ведения административных зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется ими самостоятельно за счет средств, выделяемых по смете, и (или) иных разрешенных источников (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.03.2006 № 156).
Таким образом, субъекты права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на его содержание, в том числе по оплате коммунальных услуг.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно возложил на Учреждение, в оперативном управлении которого находилось имущество, обязанность по оплате его технического обслуживания.
Жалоба не содержат ссылки на обстоятельства, которые бы подтвердили необоснованность и незаконность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.09.2018 по делу № А26-2598/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | С.И. Несмиян | |
Судьи | Н.М. Попова |
Я.Г. Смирнова