ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
23 июля 2021 года | Дело № А26-2782/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме июля 2021 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шпакович Ю.В.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-21174/2021 ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.05.2021 по делу № А26-2782/2021 (судья Моисеенко А.Б.), принятое
по иску ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области"
к ИП ФИО1
о взыскани
установил:
областное государственное казенное учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» (далее – истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ответчик, предприниматель) о взыскании 38 457 руб. платы в счет компенсации ущерба, причиненного автомобильным дорогам в результате провоза 29.04.2018 тяжеловесного груза транспортным средством – Вольво, государственный регистрационный номер <***>, с полуприцепом – Шмитц, государственный регистрационный номер АК 1841 10.
Решением суда первой инстанции от 24.05.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить исковые требования.
Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела 29.04.2018 на стационарном пункте весового контроля «Левый берег» областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», расположенном на автомобильной дороге «КазаньУльяновск» - «Ульяновск-Самара» км 12-+740, была проведена проверка весовых параметров транспортного средства и установлен факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов транспортным средством - Вольво, государственный регистрационный номер <***>, с полуприцепом – Шмитц, государственный регистрационный номер АК 1841 10, принадлежащим на праве собственности ФИО1, под управлением водителя ФИО2 при следовании по маршруту движения: р.п. Старая Майна – Мирный – до г.Ульяновск – а/д «Казань-Ульяновск –УльяновскСамара» мостовой переход через р. Волга) от а/д А151 «Цивильск-Ульяновскразъезд Лаишевский до а/д Р241 «Казань-Буинск-Ульяновск».
Специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, при наличии которого допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, полученного в установленном законом порядке водителем транспортного средства сотрудникам весового контроля не представлено.
Взвешивание транспортного средства было произведено работниками весового контроля ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» с применением весового оборудования - весов RW-15P, 20520-06.
По факту выявленного нарушения сотрудниками стационарного пункта весового контроля составлен Акт № 56 от 29.04.2018 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, согласно которому по результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения нагрузок на оси.
Согласно имеющейся в материалах дела копии свидетельства о регистрации транспортного средства, по состоянию на 29.04.2018 собственником транспортного средства - Вольво, государственный регистрационный номер <***> являлся ФИО1. Полуприцеп – Шмитц, государственный регистрационный номер АК 1841 10Т в спорный период принадлежал на праве собственности ФИО3, документы подтверждающие передачу полуприцепа в собственность ответчику, по настоящему делу не представлены.
В связи с выявленными нарушениями Учреждение направило предпринимателю ФИО1 претензию от 04.02.2019 № 92-ю с требованием возместить ущерб.
Поскольку претензия в добровольном порядке удовлетворена не была, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), пользователям автомобильных дорог запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Законом.
Согласно части 2 статьи 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, допускается при наличии специальных разрешений.
Для получения специального разрешения требуется возмещение владельцем тяжеловесного транспортного средства вреда, который будет причинен таким транспортным средством, в порядке, установленном частью 12 статьи 31 Закона N 257-ФЗ (пункт 2 части 6 статьи 31 Закона N 257-ФЗ).
Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 12 статьи 31 Закона N 257-ФЗ).
Как разъяснено Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 17.07.1998 г. N 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществления надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате.
Таким образом, возникновение обязанности по уплате указанного платежа, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, основано на выборе способа транспортировки груза. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров
Действовавшими до 31.01.2020 Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (далее - Правила N 934), установлен порядок расчета вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством.
Размер причиненного ущерба определен Учреждением на основании Правил N 934, а также с учетом показателей размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения утвержденных постановлением Правительства Ульяновской области от 25.07.2008 N 331-П "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области".
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона N 257-ФЗ установлено, что в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения могут устанавливаться временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам.
В соответствии с пунктом 2.1 части 2 статьи 30 Закона N 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 05.02.2018N 08-од "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области" ввиду возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, при которых снижается несущая способность конструктивных элементов автомобильных дорог, с 01.04.2018 по 30.04.2018 было введено временное ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза, следовавших по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси (пункт 1), а также утверждены предельно допустимые значения нагрузки на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения в весенний период в разрезе автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области и их участков.
Согласно пункту 9 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.08.2011 N 211 (далее - Порядок N 211) в случаях, предусмотренных главой IV Порядка N 211, информация о введении ограничений за 30 дней до начала временного ограничения движения размещается на официальном сайте Федерального дорожного агентства и сайтах, определенных владельцами частных автомобильных дорог.
Материалами дела установлено, что Приказ от 05.02.2018 был опубликован в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайтах: dorogi73.ru, build.ulgov.ru, и в средствах массовой информации (газета "Ульяновская правда" от 09.02.2018 N 9).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований указал, что поскольку истцом в материалы дела не представлены доказательства исполнения требования Приказа № 08-од по установке временных дорожных знаков, предупреждающих водителей о введенных ограничениях с приложением схемы такой установки, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Апелляционный суд, считает выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела во исполнение приказа № 08-од истец, как уполномоченный орган заключает государственные контракты на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, в рамках которых подрядные организации осуществляют размещение дорожных знаков 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства» на автомобильных дорогах в соответствии с Перечнем.
Информация о конкретных адресах, количестве и дате установки дорожных знаков отражается в Журналах производства работ.
В соответствии с Журналами производства работ 29.03.2018, 30.03.2018 подрядчиком ООО «Ульяновсктрансстрой» установлены временные дорожные знаки на период временного ограничения движения.
30.03.2018 проведена комиссионная проверка проверке световозвращения дорожных знаков 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства", установленных на участках автомобильной дороги Ульяновск - Димитровград – Самара – Старая Майна – Матвеевка – граница области, Ульяновск - Димитровград – Самара, что подтверждается представленными актами.
Таким образом, обязанность по установке временных дорожных знаков исполнена.
Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) предусмотрено, что временные ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Порядком осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам, утвержденным Приказом Министерства транспорта России от 12.08.2011 N 211 (далее - Приказ N 211), предусмотрено, что временные ограничения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий: вводятся в весенний период (с 1 апреля по 25 июня, с учетом природно-климатических условий территорий, по которым проходит такая автомобильная дорога) в целях предотвращения снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, вызванной их переувлажнением.
В пункте 11 раздела III Приказа N 211 указано, что после принятия акта о введении временных ограничений или прекращение движения при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог уполномоченный орган направляет копию данного акта, а также схему организации дорожного движения в соответствующие органы управления или подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В пункте 17 раздела IV приказа N 211 (приложение 1) указано, что Акт о введении временных ограничений движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий в весенний период согласовывается с органами управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 19 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" полиция обязана осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 21 статьи 13 указанного Закона полиция имеет право ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
За органами ГИБДД согласно Указу Президента РФ от 01.06.2013 N 527 "О внесении изменений в Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711" сохранен государственный контроль и надзор за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к строительству и реконструкции дорог.
В соответствии с пунктами 11 и 12 Указа Президента РФ от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" на Госавтоинспекцию возложены обязанности осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к строительству и реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения. И сотрудники Госавтоинспекции для выполнения возложенных на нее обязанностей имеют право предписывать или разрешать соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения.
Таким образом, в соответствии с пунктом 19 статьи 12 ФЗ от 07.02.11 N 3 "О полиции" и пунктом "а" статьи 11 Указа Президента РФ от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" в компетенцию Госавтоинспекции не входит рассмотрение и согласование проектов организации дорожного движения, так как из подпункта "н" статьи 11 Указа Президента РФ от 15.06.1998 N 711 в соответствии с Указом Президента РФ от 01.06.2013 N 527 исключены слова "проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах".
Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области N 08-од ввиду возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, при которых снижается несущая способность конструктивных элементов автомобильных дорог, в 2018 году были введены временные ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области.
Как указывал Истец, в соответствии с вышеуказанным приказом на территории Ульяновской области действует Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального межмуниципального и местного значения Ульяновской области (далее - Порядок осуществления временных ограничений Ульяновской области), утвержденный постановлением Правительства Ульяновской области от 22.03.2012 N 129-П.
Согласно пункту 3.1. Порядка осуществления временных ограничений Ульяновской области, копия акта о введении ограничения и схема организации дорожного движения направляется в Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области только при реконструкции, капитальном ремонте автомобильных дорог.
До 17.09.2012 в Порядке осуществления временных ограничений Ульяновской области был пункт 4.2., предусматривающий согласование с Управлением ГИБДД МВД РФ по Ульяновской области дислокации дорожных знаков при временных ограничениях движения при возникновении неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков. Однако, в дальнейшем данный пункт утратил силу.
На основании вышеизложенного, истец не обязан согласовывать дислокацию дорожных знаков, ограничивающих нагрузку на ось транспортных средств в период весеннего ограничения с УГИБДД МВД РФ по Ульяновской области, так как такие полномочия не входят в компетенцию ГИБДД.
При издании акта о введении ограничения владельцы автомобильных дорог в соответствии Приказом N 211 обязаны за 30 дней до начала введения временных ограничений информировать пользователей автомобильными дорогами путем размещения на сайтах в сети Интернет, а также через средства массовой информации о причинах и сроках таких ограничений.
Приказ от N 08-од был опубликован в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтах: dorogi73.ru, build.ulgov.ru и в средствах массовой информации (газета "Ульяновская правда").
Следовательно, информация о временном ограничении движения транспортных средств являлась общедоступной в силу опубликования акта о временном ограничении движения на официальных сайтах и в средствах массовой информации, в связи с чем Ответчик, осуществляя на профессиональной основе деятельность по перевозке грузов, мог и должен был знать об установлении ограничений.
Таким образом, перевозя тяжеловесные грузы, ответчик обязан был принять необходимые меры по получению необходимого разрешения на их перевозку, согласовав маршрут движения, а также ознакомиться с размещенными в сети Интернет, и средствах массовой информации распорядительными актами о введении временных ограничений движения.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что Учреждением соблюден порядок информирования пользователей автомобильных дорог о временных ограничениях движения.
Вина Ответчика заключается в неисполнении требований законодательства Российской Федерации об установлении допустимой нагрузки транспортного средства при передвижении по дороге общего пользования регионального значения.
Размер ущерба определен на основании постановления Правительства Ульяновской области от 25.07.2008 N 331-П.
Причинно-следственная связь между действиями Ответчика и возникшими убытками заключается в причинении дорожному полотну повреждений (в том числе способствующих разрушению полотна) ввиду нарушения Ответчиком требований законодательства о перевозке тяжеловесных грузов (перевозка с превышением предельно допустимой осевой нагрузки и отсутствием специального разрешения).
Соответственно, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а исковые требования – удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.05.2021 по делу N А26- 2782/2021 отменить.
Взыскать с индивидуальному предпринимателю ФИО1 в пользу областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» ущерб в сумме 38 457 рублей.
Взыскать с индивидуальному предпринимателю ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | О.В. Горбачева | |
Судьи | М.Л. Згурская Е.И. Трощенко |