ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-27/16 от 18.08.2016 АС Республики Карелия

196/2016-289272(1)

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 

Постановление изготовлено в полном объеме 23 августа 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:

председательствующего Горбачевой О.В.  судей Будылевой М.В., Лущаева С.В. 

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1  при участии: 

от истца (заявителя): не явился, извещен.  от ответчика (должника): не явился, извещен. 

от 3-го лица: 1,2,3 не явился, извещен.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  (регистрационный номер 13АП-16502/2016) СПИ ФИО2 Отдела судебных  приставов по г. Костомукша УФССП России по Республике Карелия на решение  Арбитражного суда Республики Карелия от 11.05.2016 по делу № А26-27/2016  (судья Кришталь Н.А.), принятое 

по заявлению ООО "Костомукшская строительная компания" 

к СПИ ФИО2 Отдела судебных приставов по г. Костомукша УФССП России  по Республике Карелия 

о признании недействительным постановлений

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Костомукшская строительная  компания" (место нахождения: 186930, <...>, ОГРН <***>, далее - общество, должник) обратилось в  Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании  недействительными постановлений об оценке вещи или имущественного права от  21.12.2015 (на основании отчета об оценке № 562/15 и № 568/15) по 


исполнительному производству N 8006/15/10006-ИП, вынесенных судебным  приставом-исполнителем Отдела судебных приставов города Костомукша  Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия  Ивановой И.А. (далее - судебный пристав-исполнитель). 

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных  требований относительно предмета спора, привлечены ИП ФИО3 (ОГРН  <***>, далее - взыскатель), оценщик ООО "ЭсАйДжи Оценка" ФИО4 (далее - оценщик), Управление Федеральной службы судебных приставов по  Республике Карелия (место нахождения: 185910, <...>, ОГРН <***>, далее - Управление). 

В ходе рассмотрения спора Общество отказалось от требований в части  признания недействительным постановления об оценке вещи или имущественного  права от 21.12.2015 (на основании отчета об оценке № 562/15) по исполнительному  производству N 8006/15/10006-ИП. 

Отказ от части требований принят судом; производство по делу в указанной  части прекращено. 

Решением суда первой инстанции от 11.05.2016 заявленные требования  удовлетворены. 

Постановление об оценке вещи или имущественного права от 21.12.2015,  вынесенное в рамках исполнительного производства N 8006/15/10006-ИП, признано  недействительным, установлена стоимость имущества ООО "Костомукшская  строительная компания": погрузчика VOLVO 4400, государственный  регистрационный знак <***>, 2001 г. выпуска в размере 1 525 423,73 руб. без  учета НДС; шасси погрузочного Амкодор 332С-01, государственный  регистрационный знак <***>, 2005 г. выпуска в размере 711 016,95 руб. без  учета НДС; крана пневмоколесного КС-5363Д, государственный регистрационный  знак <***>, 1992 г. выпуска в размере 167 343, 31 руб. без учета НДС; прицепа  600811, 2012 г. выпуска в размере 1 104 237,29 руб. без учета НДС; на судебного  пристава-исполнителя возложена обязанность вынести новое постановление с  указанием оценки движимого имущества установленной судом. С Управления  Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия в пользу  Общества взысканы расходы на проведение судебной экспертизы в размере 14 000  руб. 

В апелляционной жалобе, судебный пристав-исполнитель, ссылаясь на  нарушение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие  выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой  инстанции отменить и отказать Обществу в удовлетворении требований. 

Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения  жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не  направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием  для рассмотрения жалобы по существу. 

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в  апелляционном порядке. 

Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Республики  Карелия от 28.10.2014 по делу N А26-7050/2014 с Общества в пользу ИП ФИО3 взыскано 12 686 427,64 руб. задолженности по договорам от 01.02.2013 N 01, от  01.02.2013 N 02, от 10.01.2014 N 2014/15, 593 545,50 руб. процентов за пользование  чужими денежными средствами и 89 399,87 руб. расходов по уплате  государственной пошлины. 

Во исполнение данного решения судом выдан исполнительный лист серии  ФС N 000258454 от 26.03.2015 на общую сумму 13 369 373,01 руб., на основании 


которого постановлением от 02.04.2015 было возбуждено исполнительное  производство N 8006/15/10006-ИП. 

Поскольку в добровольном порядке требование исполнительного документа  обществом исполнено не было, судебным приставом-исполнителем 21.07.2015  произведена опись имущества и наложен арест на принадлежащее обществу  имущество - погрузчика VOLVO 4400, государственный регистрационный знак <***>, 2001 г. выпуска; шасси погрузочного Амкодор 332С-01, государственный  регистрационный знак <***>, 2005 г. выпуска; крана пневмоколесного КС- 5363Д, государственный регистрационный знак <***>, 1992 г. выпуска; прицепа  600811, 2012 г. выпуска. 

Оценщиком ООО "ЭсАйДжи Оценка" ФИО4 была произведена  оценка рыночной стоимости движимого имущества должника. Согласно отчету об  оценке N 568/15 рыночная стоимость указанного имущества по состоянию на  01.12.2015 без учета НДС составила: погрузчик VOLVO 4400 - 471 186,44 руб.,  прицеп 600811 - 643 220,34 руб., кран пневмоколесный КС-5363Д - 283 050,85 руб.,  шасси погрузочное Амкодор 332С-01 - 578 813,56 руб.. 

Постановлением от 21.12.2015 судебный пристав-исполнитель принял  результаты оценки самоходной машины на основании отчета об оценке N 568/15. 

Считая постановление об оценке вещи или имущественного права от  21.12.2015 не соответствующим статьи 11 Федерального закона "Об оценочной  деятельности в Российской Федерации" и нарушающим права и законные интересы  должника в исполнительном производстве, общество обратилось в арбитражный  суд. 

Определением суда от 25.02.2016 удовлетворено ходатайство Общества о  назначении судебной экспертизы арестованного имущества. 

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, с учетом  результатов судебной экспертизы, пришел к выводу о том, что оспариваемое  постановление судебного пристава - исполнителя от 21.12.2015 содержит  недостоверные сведения о реальной рыночной стоимости арестованного  имущества должника, что не соответствует требованиям Закона об исполнительном  производстве, и нарушает имущественные интересы заявителя. 

Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы  апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения решения  суда первой инстанции. 

Согласно статьям 1, 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О  судебных приставах" на судебных приставов возлагаются задачи, в том числе, по  исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных  Федеральным законом об исполнительном производстве. В своей деятельности  судебные приставы руководствуются Конституцией Российской Федерации,  Федеральным законом "О судебных приставах", Федеральным законом "Об  исполнительном производстве" и иными федеральными законами. 

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других  органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном  производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному,  полному и правильному исполнению исполнительных документов, для чего имеет  право совершать действия, предусмотренные названной нормой, а также совершать 


иные действия, предусмотренные Федеральным законом об исполнительном  производстве (части 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О  судебных приставах"). 

В соответствии со статьей 2 Закона об исполнительном производстве  задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное  исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в  предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение  иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов  граждан и организаций. 

В силу положений части 1 статьи 64 Закона об исполнительном  производстве исполнительными действиями являются совершаемые судебным  приставом-исполнителем в соответствии с указанным Федеральным законом  действия, направленные на создание условий для применения мер  принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному,  правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в  исполнительном документе. 

Судебный пристав-исполнитель вправе совершать, в том числе следующие  исполнительные действия: в целях обеспечения исполнения исполнительного  документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и  ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое  имущество на хранение; в порядке и пределах, которые установлены указанным  Федеральным законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки  имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства  Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик). 

Согласно части 1 статьи 85 Закона об исполнительном производстве оценка  имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным  приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено  законодательством Российской Федерации. 

В соответствии с частью 2 указанной статьи судебный пристав-исполнитель  обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь  оценщика для оценки: недвижимого имущества; ценных бумаг, не обращающихся на  организованных торгах (за исключением инвестиционных паев открытых и  интервальных паевых инвестиционных фондов); имущественных прав (за  исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах); драгоценных  металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий;  коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте; предметов,  имеющих историческую или художественную ценность; вещи, стоимость которой по  предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей. 

Если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки  отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель: в  акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного  права и делает отметку о предварительном характере оценки; назначает  специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков; выносит  постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со  дня получения отчета оценщика. 

Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть  оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней  со дня их извещения о произведенной оценке (часть 4 статьи 85 Закона об  исполнительном производстве). 

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 5  Постановления от 16 мая 2014 года N 27 "О некоторых вопросах применения 


законодательства об исполнительном производстве" разъяснил, что статьей 85  Закона об исполнительном производстве предусмотрен ряд случаев, когда  судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной  вещи или имущественного права. При этом частью 7 данной статьи предусмотрено,  что стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена  в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их  извещения о произведенной оценке. 

Пунктом 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской  Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при  рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного  производства" определено, что стороны исполнительного производства вправе  оспорить в суде постановление судебного пристава-исполнителя об оценке  имущества должника в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24  АПК РФ, либо в срок не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной  оценке в исковом порядке оспорить стоимость объекта оценки, указанную  оценщиком в отчете (пункты 3, 4 части 4 статьи 85 Закона об исполнительном  производстве). 

Таким образом, оспаривание результатов оценки, приведенной оценщиком в  отчете, посредством предъявления отдельного иска допускается законом и  направлено на защиту прав и законных интересов сторон исполнительного  производства. Вместе с тем, не исключается и оспаривание постановления  судебного пристава-исполнителя об оценке имущества. 

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов  определяются Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ. 

Задачами исполнительного производства являются правильное и  своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав,  свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2 Федерального закона  от 02.10.2007 N 229-ФЗ). 

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ  законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве  основано на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего  Федерального закона, Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных  приставах" и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок  принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных  лиц. 

По части 1 статьи 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ  исполнительное производство осуществляется на принципах законности,  своевременности совершения исполнительных действий и применения мер  принудительного исполнения. 

Анализ статей 64, 68, 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ  позволяет сделать вывод о том, что с момента вынесения постановления о  возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязан  принять своевременные и достаточные меры для исполнения исполнительного  документа, которые обеспечили или могли обеспечить при наличии имущества у  должника исполнение исполнительного документа в установленный законом срок. 

В силу пунктов 7, 8 и 9 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02.10.2007  N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель вправе в целях обеспечения исполнения  исполнительного документа накладывать арест на имущество; в порядке и  пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить  оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, 


соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об  оценочной деятельности. 

Согласно части 5 статьи 80 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ  арест имущества должника производится судебным приставом-исполнителем с  составлением акта о наложении ареста (описи имущества). 

Оценка имущества должника, на которое обращается взыскание,  производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное  не установлено законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 85  Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ). 

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 85 Федерального закона от  02.10.2007 N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного  месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки  вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч  рублей. 

Согласно части 4 статьи 85 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ,  если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки  отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель: 1) в  акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного  права и делает отметку о предварительном характере оценки; 2) назначает  специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков; 3) выносит  постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со  дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в  отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении  указанного постановления, но может быть оспорена в суде сторонами  исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о  произведенной оценке; 4) направляет сторонам копию заключения оценщика по  результатам отчета об оценке не позднее трех дней со дня его получения. 

Материалам дела установлено, что судебным приставом-исполнителем  произведен арест имущества должника (автопогрузчик) о чем составлен акт о  наложении ареста (описи имущества) от 21.07.2015. 

По указанному акту предварительная стоимость арестованного имущества  составила 4 300 000 рублей. 

Судебному приставу-исполнителю поступил отчет от 21.12.2015 N 568/15 об  оценке рыночной стоимости арестованного имущества. Рыночная стоимость  имущества согласно приведенному отчету установлена в сумме 1 976 271,19 рублей  без НДС. 

Постановлением судебного пристава-исполнителя о принятии результатов  оценки от 21.12.2015, приняты результаты оценки в соответствии с указанным  отчетом. 

Пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 16.05.2014 N 27 "О некоторых вопросах применения  законодательства об исполнительном производстве" разъяснено, что при  рассмотрении споров об оценке имущества арбитражный суд делает вывод о  достоверности произведенной оценки независимо от того, как сформулировал  требование заявитель - оспаривание результата оценки или постановления  судебного пристава-исполнителя, поскольку в обоих случаях существо спора  заключается в определении достоверности произведенной оценки. 

В силу статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ итоговым  документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки  независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта  оценки 


Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного  документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки,  нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа,  осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной  деятельности. 

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в  заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения  оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения  оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и  недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки,  отраженных в отчете. 

В отчете должны быть указаны, в том числе точное описание объекта  оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих  количественные и качественные характеристики объекта оценки. 

Отчет также может содержать иные сведения, являющиеся, по мнению  оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода  расчета стоимости конкретного объекта оценки. 

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ  оценщик обязан соблюдать требования настоящего Федерального закона. 

Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ итоговая  величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете,  составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим  Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей  совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено  иное. 

Таким образом, отчет об оценке объекта оценки, составленный по  результатам определения стоимости объекта оценки, в котором стоимость объекта  оценки является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении  постановления об оценке вещи, должен быть достоверным, соответствовать  требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ. 

Для целей Закона N 135-ФЗ под рыночной стоимостью объекта оценки  понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может  быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки  действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине  цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть  когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона  не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о  предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на  открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных  объектов оценки (статья 3 Закона N 135-ФЗ). 

Как предусмотрено статьей 12 Закона N 135-ФЗ, итоговая величина  рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по  основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным  законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с  объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской  Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. 

В пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными  судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым  оценщиком" разъяснено, что в случае оспаривания величины стоимости объекта 


оценки в рамках рассмотрения конкретного спора судам следует учитывать, что  согласно статье 12 Закона N 135-ФЗ отчет независимого оценщика является одним  из доказательств по делу. Для проверки достоверности и подлинности отчета  оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия  участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной  независимой оценки. 

Как видно из материалов дела, определением Арбитражного суда  Республики Карелия от 25.02.2016 по настоящему делу назначена судебная  экспертиза, проведение которой поручено эксперту оценщику общества с  ограниченной ответственностью «Оценка» ФИО5, члену саморегулируемой  организации оценщиков - Общероссийская общественная организация «Российское  общество оценщиков». Перед экспертом поставлены следующие вопрос: Какова  рыночная стоимость без НДС погрузчика VOLVO 4400, государственный  регистрационный знак <***>, 2001 г. выпуска; шасси погрузочного Амкодор  332С-01, государственный регистрационный знак <***>, 2005 г. выпуска;  крана пневмоколесного КС-5363Д, государственный регистрационный знак  <***>, 1992 г. выпуска; прицепа 600811, 2012 г. выпуска. 

Согласно заключению эксперта № 125/03/2016 рыночная стоимость  движимого имущества по состоянию на 01 декабря 2015 года составляет: погрузчика  VOLVO 4400, государственный регистрационный знак 4108 KB 10, 2001 г. выпуска1 800 000,00 руб.; шасси погрузочного Амкодор 332С-01, государственный  регистрационный знак <***>, 2005 г. выпуска - 839 000,00 руб.; крана  пневмоколесного КС-5363Д, государственный регистрационный знак <***>,  1992 г. выпуска - 167 343,31 руб.; прицепа 600811, VIN <***>, 2012 г.  выпуска - 1 303 000,00 руб. 

 Поскольку в заключении № 125/03/2016 эксперт не указал с учетом или  без учета НДС определена рыночная стоимость движимого имущества, с целью  выяснения данного обстоятельства определением суда от 12.04.2016 назначена  дополнительная экспертиза, проведение которой поручено тому же эксперту. 

Согласно дополнительному заключению эксперта стоимость имущества  составила погрузчика VOLVO 4400, государственный регистрационный знак <***>, 2001 г. выпуска в размере 1 525 423,73 руб. без учета НДС; шасси погрузочного  Амкодор 332С-01, государственный регистрационный знак <***>, 2005 г.  выпуска в размере 711 016,95 руб. без учета НДС; крана пневмоколесного КС- 5363Д, государственный регистрационный знак <***>, 1992 г. выпуска в размере  167 343, 31 руб. без учета НДС; прицепа 600811, 2012 г. выпуска в размере 1 104  237,29 руб. без учета НДС. 

Между тем рыночная стоимость того же имущества, указанная в отчете   № 568/15 в размере, принятом судебным приставом-исполнителем, существенно  ниже и правомерно отклонена судом первой инстанции. 

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал на  отсутствие у судебного пристава-исполнителя оснований для принятия отчета  оценщика, содержащего недостоверную информацию о рыночной цене объектов. 

На основании части 2 статьи 64, части 3 статьи 86 АПК РФ заключения  экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с  другими доказательствами. 

Следуя материалам дела судом первой инстанции заключение судебной  экспертизы оценено наряду с другими доказательствами по делу, что не лишало  участвующих в деле лиц заявить возражения относительно выводов, содержащихся  в заключении эксперта. 


Заключение эксперта соответствует требованиям, предъявляемым к  доказательствам данного вида (статья 86 АПК РФ), поэтому оснований для  признания его ненадлежащим доказательством не имеется. 

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по  делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться  указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения  незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные  нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении  требования заявителя полностью или в части. 

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 50 Постановления  от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении  некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства"  разъяснил, что в резолютивной части судебного акта по делам об оспаривании  постановления судебного пристава-исполнителя об оценке или по делам об  оспаривании результатов оценки суд указывает надлежащую оценку имущества  должника, которая впоследствии должна использоваться в исполнительном  производстве. В том случае, когда постановление судебного пристава-исполнителя  об оценке признано незаконным, в резолютивной части судебного акта суд также  обязывает судебного пристава-исполнителя вынести новое постановление с  указанием оценки имущества должника, установленной судом. 

Из статьи 126 Конституции Российской Федерации, статьи 2 Федерального  конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" от 05.02.2014  N 3-ФКЗ, пунктов 1, 4 статьи 19 Федерального конституционного закона от  31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" следует, что  Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по  гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным,  административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии  с Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской  Федерации" и федеральными законами, осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью  этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. В целях  обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации  Верховный Суд Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам  судебной практики на основе ее изучения и обобщения. 

Разъяснения по вопросам судебной практики, содержащиеся в частности в  Постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации (пункт 3.1  Регламента Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного  Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2014 N  2), формируют правоприменительную практику и являются обязательными для  судов, применяющих в процессе рассмотрения дела нормы материального права. 

Суд первой инстанции, в порядке устранения нарушений прав заявителя в  резолютивной части обжалуемого решения установил стоимость имущества для  целей принудительной реализации имущества в рамках исполнительного  производства. 

Указанным решением суд также обязал судебного пристава-исполнителя  вынести новые постановления с указанием оценки имущества должника,  установленной судом. 

Вместе с этим, судебный пристав-исполнитель указывает на то, что в случае  несогласия заинтересованного лица с результатом оценки имущества, данное лицо 


должно оспаривать непосредственно отчет оценщика, а не постановление  судебного пристава-исполнителя о принятии результатов оценки, поскольку в силу  пункта 3 статьи 85 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ оценка, указанная  оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя. 

Указанный довод не принимается апелляционным судом как основанный на  неверном толковании положений указанного Закона. 

Закрепленное непосредственно в Федеральном законе от 02.10.2007 N 229- ФЗ право сторон исполнительного производства оспорить в суде стоимость объекта  оценки, указанную оценщиком в отчете, и являющуюся обязательной для судебного  пристава-исполнителя при вынесении постановления об оценке вещи или  имущественного права, не ограничено указанием на конкретную форму такого  оспаривания. 

В случаях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 85 Федерального закона  от 02.10.2007 N 229-ФЗ оценка имущества должника производится судебным  приставом-исполнителем с обязательным привлечением оценщика, указанная  таким оценщиком в отчете стоимость объекта оценки является обязательной для  судебного пристава-исполнителя, который выносит постановление об оценке вещи  или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика  и в тот же срок направляет сторонам исполнительного производства копию  заключения оценщика. 

Стороны исполнительного производства вправе оспорить в суде  постановление судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника в  порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса, либо  в срок не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке в  исковом порядке оспорить стоимость объекта оценки, указанную оценщиком в  отчете (пункты 3, 4 части 4 статьи 85 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ). 

Суд делает вывод о достоверности произведенной оценки независимо от  того, как сформулировал требование заявитель - оспаривание результата оценки  или оспаривание постановления судебного пристава-исполнителя, поскольку в  обоих случаях данное обстоятельство является существенным для спора. 

Таким образом, при несогласии сторон исполнительного производства с  оценкой имущества должника, указанной в постановлении судебного пристава- исполнителя и осуществленной с привлечением оценщика оспаривание этой  оценки, указанное лицо вправе оспорить как непосредственно отчет оценщика, так и  постановление судебного пристава-исполнителя о принятии результатов оценки. 

Указанный подход соответствует правовой позиции Пленума Верховного  Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 50 Постановления от 17.11.2015  N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых  вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства". 

То обстоятельство, что в данном случае у судебного пристава-исполнителя в  силу положений статьи 85 Федерального закона от 02.10.2007 не было правовых  оснований не принимать указанный отчет, не изменяет вывод суда первой  инстанции о недостоверности отчета об оценке 568/15. 

Доводы судебного пристава-исполнителя о неправомерном отнесении на  Управление расходов по проведению судебной экспертизы подлежат отклонению. 

В случае признания постановления судебного пристава-исполнителя об  оценке имущества должника в связи с недостоверностью отчета оценщика,  судебные расходы (в отсутствие неправомерных действий со стороны ответчика)  подлежат взысканию с ответчика (управления судебных приставов), а не с  оценщика. 


При этом, в случае, когда основанием для отмены постановления судебного  пристава-исполнителя об оценке имущества должника явились нарушения,  допущенные оценщиком, территориальный орган ФССП России как заказчик оценки  вправе в соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 29.07.1997 N 135-ФЗ  требовать от оценщика возмещения причиненных убытков, в том числе в размере  понесенных судебных расходов по делу об оспаривании постановления судебного  пристава-исполнителя об оценке имущества (пункт 51 Постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами  законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе  исполнительного производства"). 

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции соответствует  закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле  доказательствам, в связи с чем, отсутствуют основания для его отмены или  изменения и удовлетворения апелляционной жалобы. 

Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.05.2016 по делу N 

А26-27/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-

Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий О.В. Горбачева 

Судьи М.В. Будылева 

 С.В. Лущаев