ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-2867/17 от 05.09.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

12 сентября 2017 года

Дело № А26-2867/2017

Резолютивная часть постановления объявлена      сентября 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме   сентября 2017 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Тимухиной И.А.

судей  Горбик В.М., Желтянникова В.И.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от истца: ФИО2 (доверенность от 11.03.2016)

от ответчика: ФИО3 (доверенность от 29.06.2017)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-20407/2017 )  Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелияна решение  Арбитражного суда  Республики Карелия от 30.06.2017 по делу № А26-2867/2017 (судья Погорелов В.А.), принятое

по иску ООО Научно-производственное объединение "ФинТек"

к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия

о признании незаконным пересчета размера арендной платы,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "ФинТек" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным действий   Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее –   Министерство) по   перерасчёту арендной платы по договору аренды лесного участка  от 29.05.2014 №159-з и отказ Министерства от применения коэффициента 0,5 к  утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 №310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее – Постановление №310) ставкам платы на период, равный сроку окупаемости инвестиционного проекта.

Решением от 30.06.2017 заявленные требования удовлетворены.

            В апелляционной жалобе Министерство, считая решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить,  в удовлетворении требований  отказать,  полагая, что на момент вынесения судом решения срок окупаемости инвестиционного проекта истек, к спорным правоотношениям    положения постановления  Правительства РФ от  09.06.2014  №537 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» не подлежат применению.

            Общество возразило против удовлетворения апелляционной жалобы  по основаниям, изложенным в отзыве.

            Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

            Как следует из материалов дела,   Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19.07.2013 № 1169 инвестиционный проект ООО НПО «ФинТек» «Организация лесозаготовок и глубокой переработки леса в условиях долгосрочной аренды участков лесов» включён в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Период окупаемости указанного инвестиционного проекта составляет 4 года 7 месяцев.

                 Между истцом (арендатор) и ответчиком (арендодатель) заключён договор  от 29.05.2014 № 157-з  аренды лесного участка площадью 250 625,4 га, расположенного:   Республика Карелия, Лоухский муниципальный район, Лоуховское лесничество, для заготовки древесины с целью реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов «Организация лесозаготовок и глубокой переработки леса».

Согласно пункту 7.1 договора  срок действия  договора устанавливается с момента  его государственной регистрации и составляет срок 48 лет 11 месяцев.

В соответствии с пунктом 2.1. договора размер арендной платы устанавливается  путем произведения установленного настоящим договором ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов с применением ( в течение срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов) коэффициента 0,5%  согласно  постановлению Правительства Российской Федерации  от 30.06.2007 №419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов». Окончание срока окупаемости данного приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов – 01.02.2017 (49 месяцев с начала срока его реализации – 01.01.2013).

            По окончании срока окупаемости инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (с 01.02.2017) размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных  отношений, на день окончания срока окупаемости проекта путем деления суммарного расчетного размера арендой платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте  Российской Федерации инвестиционных проектов.

Ответчик направил истцу уведомление  от 16.02.2017 о проведении перерасчёта арендной платы в 2017 году без применения инвестиционного коэффициента 0,5.

            Полагая исчисление арендной платы без применения понижающего коэффициента неправомерным, поскольку  срок окупаемости инвестиционного проекта не истек, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

            Суд  первой инстанции, сделав вывод,  о  том, что  срок окупаемости инвестиционного проекта   не может исчисляться ранее момента заключения соответствующего договора, а следовательно, не истек, удовлетворил  требования Общества.

            Исследовав материалы дела,  изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение подлежит отмене, в удовлетворении требований Общества следует отказать.

            Пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату); порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.

            Как установлено частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.

Размер арендной платы согласно части 1 статьи 73 ЛК РФ определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи.

            Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).

            Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.

            Пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

            Как следует из положений статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73, арендная плата за аренду земельных участков относится к регулируемым ценам. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не установлен. Изменения регулируемой арендной платы по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.

            В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N15837/11, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.

            Требование Общества о применении коэффициента 0,5 к утвержденным ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов со дня заключения договора аренды лесного участка на период, равный сроку окупаемости проекта, соответствует  редакции от 09.06.2014 постановления Правительства РФ № 310, действующей с 25.06.2014, то есть после подписания и государственной регистрации вышеуказанного спорного договора.

            Вместе с тем, в силу статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1).

            Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (пункт 2).

            Таким образом,  вывод суда о необходимости исчисления срока применения коэффициента 0,5 по спорному  договору    с даты его заключения, а  не с даты начала реализации инвестиционного проекта, является ошибочным, поскольку постановление Правительства РФ от 09.06.2014 № 537 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» не содержит положение о распространении   действия данного постановления на правоотношения, возникшие до его введения.         

При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворены судом неправомерно, обжалуемое решение подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 30.06.2017 по делу №  А26-2867/2017    отменить.

 В  удовлетворении требований отказать.

Взыскать  с общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "ФинТек" (адрес: 186931, <...> стр. 280, ОГРН: <***>)  в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

И.А. Тимухина

Судьи

В.М. Горбик

 В.И. Желтянников