ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
13 сентября 2017 года | Дело № А26-2876/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Колосовой Ж.В.
судей Полубехиной Н.С., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Винниковым А.В.
при участии:
от заявителя: представитель ФИО1 по доверенности от 29.03.2017
от заинтересованного лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-15538/2017 Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.05.2017 по делу № А26-2876/2017 (судья Таратунин Р.Б.), принятое
по заявлению Администрации Петрозаводского городского округа
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия
о признании незаконным решения
установил:
Администрация Петрозаводского городского округа (ОГРН <***>, 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр-кт. Ленина, д. 2, далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (ОГРН <***>, 185910, <...>, далее - Управление) об отказе в постановке на учет бесхозяйного имущества, изложенное в письме от 17.01.2017 № 10/001/026/2016-4711.
Решением от 30.05.2017 суд признал недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решение Управления об отказе в постановке на учет бесхозяйного имущества, изложенное в письме от 17.01.2017 № 10/001/026/2016-471, и обязал Управление принять на учет бесхозяйное имущество, указанное в заявлении Администрации от 08.12.2016 № 10/001/026/2016-4711.
Управление не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя апелляционной жалобы, судом первой инстанции не принято во внимание, что согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), действовавшего на момент представления заявления о постановке на учет бесхозяйного имущества, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе.
При этом, как указало Управление, на момент представления заявления действовал Порядок принятия на учет бесхозяйны недвижимых вещей, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 № 701 (далее - Порядок № 701), которым установлен перечень прилагаемых необходимых документов, и что не было исполнено Администрацией, и в связи с чем, Управление приостановило принятие на учет объекта недвижимого имущества.
Управление также указало, что в Едином государственном реестре недвижимости сведения о государственной регистрации прав на заявленный к регистрации объект отсутствуют, кадастровый паспорт объекта недвижимости в Управление не предоставлялся, таким образом, как полагает податель апелляционной жалобы, ввиду того, что вышеуказанные объекты не поставлены на государственный кадастровый учет, принятие их на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества не представлялось возможным.
Кроме того, Управление указало, что с 01.01.2017 такой порядок установлен приказом Минэкономразвития РФ от 10.12.2015 № 931 (далее - Приказ № 931) и в соответствии с пунктом 3 Приказа № 931 в случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом о регистрации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своего представителя в судебное заседание не направило, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 08.12.2016 в Управление поступило заявление № 10/001/026/2016-4711 Администрации о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимости – участка трубопровода теплосети (регистрационный номер А24-01396-0012 от 20.11.2015), расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, в районе пересечения улицы Сыктывкарской, граница ПАО: наружная поверхность стены тепловой камеры УТ-1 до теплового пункта многоквартирного жилого дома.
16.12.2016 Управлением было принято решение о приостановлении государственной регистрации постановки вышеуказанного имущества на учет в качестве бесхозяйного в связи с отсутствием документа, подтверждающего внесение сведений об этом имуществе в государственном кадастре недвижимости, заявителю предложено обеспечить внесение этих сведений.
В связи с неустранением Администрацией причин, препятствующих проведению государственной регистрации, Управлением было принято решение об отказе в постановке на учет бесхозяйного имущества, изложенное в письме от 17.01.2017 № 10/001/026/2016-4711.
Полагая, что указанное решение является незаконным, Администрация обратилась с настоящим заявлением в Арбитражный суд.
Применив нормы гражданского и процессуального законодательства, исследовав представленные доказательства, суд первой инстанции счел требования обоснованными.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1), бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (пункт 3)
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей".
В силу пункта 5 Порядка недвижимые вещи, находящиеся на территориях муниципального образования, принимаются на учет на основании соответствующего заявления органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7 Порядка № 701 к заявлению прилагаются документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе:
- документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого
имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного
имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества,
выданный органами учета государственного и муниципального имущества;
- документ, подтверждающий, что право собственности на данный
объект недвижимого имущества не было зарегистрировано
соответствующими государственными органами (организациями),
осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в
действие Закона и до начала деятельности учреждения юстиции по
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При этом, алгоритм действий уполномоченного органа по принятию на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества определен в пункте 4 Порядка.
Согласно пункту 4 Порядка Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
В силу пункта 6 Порядка обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532 "Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости"
Согласно пункту 30 Правил органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в целях постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества направляют в орган регистрации прав соответствующее заявление с приложением следующих документов: в случае если здание, сооружение, помещение, машино-место не имеет собственника или его собственник неизвестен, - документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе:
- документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;
- документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 08.12.2016 в Управление Росреестра по Республике Карелия поступило заявление № 10/001/026/2016-4711 Администрации Петрозаводского городского округа о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимости – участка трубопровода теплосети (регистрационный номер А24-01396-0012 от 20.11.2015), расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, в районе пересечения улицы Сыктывкарской, граница ПАО: наружная поверхность стены тепловой камеры УТ-1 до теплового пункта многоквартирного жилого дома.
16.12.2016 Управлением Росреестра по Республике Карелия было принято решение о приостановлении государственной регистрации постановки вышеуказанного имущества на учет в качестве бесхозяйного, в связи с отсутствием документа, подтверждающего внесение сведений об этом имуществе в государственном кадастре недвижимости, заявителю предложено обеспечить внесение этих сведений, при этом как следует из данного решения, в силу пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей до 01.01.2017, далее – Закон № 122) не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Законом о кадастре.
Однако в связи с неустранением Администрацией Петрозаводского городского округа причин, препятствующих, как полагал регистрирующий орган, проведению государственной регистрации, вынесено оспариваемое решение.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции спорное имущество не имеет собственника, не числится в реестрах федерального имущества, государственного имущества Республики Карелия и муниципального имущества Петрозаводского городского округа, не поставлено на государственный кадастровый учет недвижимости.
При этом указанные сведения были представлены Администрацией в Управление при подаче заявления от 08.12.2016 № 10/001/026/2016-4711.
Кроме того, не принятое на учет в ЕГРН недвижимое имущество не может быть признано бесхозяйным при наличии хотя бы одного из обстоятельств: правопритязание на объект недвижимого имущества; фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом (осуществление охраны, текущего ремонта, оплата тепло-электроэнергии, используемой в ходе эксплуатации объекта, сдача объекта в аренду).
Как установлено судом первой инстанции, доказательств, свидетельствующих о правопритязаниях на спорный объект, не представлено, при этом, данное имущество не имеет собственника, не числится в реестрах.
Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.12.2015 № 943 и в разделе 6.6 устанавливает особенности внесения в ЕГРН записей при принятии на учет и снятии с учета бесхозяйного имущества.
При принятии на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного в реестр прав на недвижимость вносится запись, аналогичная по структуре записи о вещном праве, которая идентифицируется номером регистрации, присваиваемым в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 5 Закона, с добавлением к нему буквы «У»; при принятии на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, в записи о вещном праве указываются в отношении вида права – слова: «принят на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества», в отношении правообладателя – слова: «не установлен», в отношении документов-оснований – реквизиты заявления органа местного самоуправления, а также наименование данного органа (пункты 126-127).
Согласно пунктам 10 и 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации трубопроводы относятся к объектам капитального строительства. Следовательно, спорное имущество отвечает указанным в статье 225 Гражданского кодекса признакам бесхозяйной недвижимой вещи.
Тем самым, доводы Управления в указанной части судом апелляционной инстанции отклоняются как необоснованные.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что требования, предъявляемые при постановке на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного Администрацией Петрозаводского городского округа исполнены.
При этом, как правомерно указал суд первой инстанции, доводы Управления о том, что отсутствие спорных объектов недвижимости на государственном кадастровом учете не позволяет принять эти объекты на учет в качестве бесхозяйных, являются необоснованными и противоречат пункту 3 Порядка.
Тем самым, суд апелляционной инстанции, повторно исследовав представленные доказательства, приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, так как оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству, при этом нарушило законные интересы Администрации и препятствует выполнению надлежащего обеспечения упорядочения находящегося на территории муниципального образования имущества.
Доводы Управления об обратном признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При этом, доводы подателя жалобы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в силу чего отсутствуют основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 30.05.2017 по делу № А26-2876/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Ж.В. Колосова | |
Судьи | Н.С. Полубехина И.А. Тимухина |