ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
14 декабря 2020 года | Дело № А26-3149/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2020 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лебедева Г.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-26437/2020 ) АО "Тандер" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.08.2020 по делу № А26-3149/2020 , принятое
по заявлению АО "Тандер"
к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия
об оспаривании предписания
установил:
Акционерное общество «Тандер» (ОГРН: 1022301598549, адрес: 350002, г.Краснодар, ул. им. Леваневского, д. 185; далее – заявитель, Общество, АО «Тандер») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия (далее – ответчик, Управление) о признании недействительным предписания № 7/1/1 от 10.02.2020 в части пункта 2, согласно которому в срок до 01.08.2020 Обществу надлежит устранить выявленное нарушение требований пожарной безопасности.
Решением от 13.08.2020 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, АО "Тандер" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, на основании распоряжения от 10.01.2020 №7 отделом в период с 27.01.2020 по 10.02.2020 в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка объекта защиты (средней категории риска), принадлежащего АО "Тандер", расположенного по адресу: <...>.
В ходе проверки выявлено, что Обществом нарушены требования статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон № 123-ФЗ), пункта 7.2.4 Свода правил СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (далее - СП 1.13130.2009), утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 № 171, а именно: ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале магазина по адресу: <...> менее 2 м при торговой площади от 150 до 400 кв. м.
По результатам проверки должностным лицом Управления 10.02.2020 составлен акт №7 и Обществу выдано предписание №7/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Не согласившись с указанным предписанием, АО "Тандер" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В силу требований статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Закон № 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1).
Положения указанного закона обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (пункт 1 части 2 статьи 1 Закона № 123-ФЗ).
В соответствии со статьей 5 Закона № 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (часть 1). Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре (часть 2). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Законом № 123-ФЗ, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара (часть 4).
В силу части 1 статьи 6 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных названным Техническим регламентом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований названного Технического регламента (часть 3 статьи 4 Закон № 123-ФЗ).
Соблюдение общих требований, связанных с противопожарной защитой, обеспечивается применением положений нормативных документов, в том числе СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденный приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 171 (далее - СП 1.13130.2009).
Названный Свод правил разработан в соответствии с Законом № 123-ФЗ, является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.
Пунктом 7.2.4 СП 1.13130.2009, действовавшего на момент проверки Общества, предусмотрено, что ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале должна быть не менее 2 м - при торговой площади св. 150 до 400 м2.
Площадь проходов между турникетами, кабинами контролеров-кассиров и проходов с наружной стороны торгового зала вдоль расчетного узла в площадь основных эвакуационных проходов не включается.
Апелляционным судом установлено, что СП 1.13130.2009 утратил силу в связи с изданием Приказа МЧС от 19.03.2020 № 194, утвердившего новый Свод правил СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы".
Пунктом 7.6.4 СП 1.13130.2020, действующего в настоящее время СП, также предусмотрено, что ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале должна быть не менее 2 м - при торговой площади св. 150 до 400 м2.
Апелляционный суд отмечает также, что магазин розничной торговли, принадлежащий Обществу, является объектом массового пребывания людей, при этом требования СП 1.13130.2009, а в настоящее время СП 1.13130.2020, направлены на своевременную и беспрепятственную эвакуацию людей, которые могут подвергнуться воздействию опасных факторов пожара.
Ссылка общества на применение ВНПБ 70-17 Стандарт организации "Магазины формата ММ/МК розничной сети "Магнит" обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку указанный стандарт не соответствует требованиям технических регламентов.
При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о том, что АО "Тандер" не выполнены требования пожарной безопасности, установленные нормативными документами по пожарной безопасности.
Не указание в предписании конкретного способа устранения нарушения не затрагивает права и законные интересы общества, поскольку предоставляет последнему возможность самостоятельно избрать приемлемый для него механизм исполнения предписания.
С учетом изложенного суд обоснованно отказал АО "Тандер" в удовлетворении заявленного требования, поскольку оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества.
Доводы апелляционной жалобы ответчика отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Излишне уплаченная Обществом при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 27.08.2020 №182224 государственная пошлина в размере 1500руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13 августа 2020 года по делу № А26-3149/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Тандер» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.Б. Семенова | |
Судьи | Г.В. Лебедев О.В. Фуркало |