ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
26 сентября 2017 года | Дело № А26-3166/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Желтянникова В.И., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-21480/2017 ) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.07.2017 по делу № А26-3166/2017 (судья Васильева Л.А.), принятое
по заявлению АО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат"
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия
о признании незаконным отказа,
установил:
Акционерное общество "Сегежский целлюлозно - бумажный комбинат" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее – Управление) от 30.01.2017 № 10/002/003/2017-1753 об отказе в государственной регистрации права собственности на здание насосной станции, площадью 58,6 кв.м., с кад.№10:06:0000000:1657, расположенное по адресу: Республика Карелия, <...>, год постройки -1968, обязании Управления осуществить государственную регистрацию права собственности Общества на указанное здание.
Решением от 13.07.2017 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление, считая решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая, что судом не учтено императивное требование закона о необходимости государственной регистрации ранее возникшего права на объект при государственной регистрации перехода данного права, государственная регистрация носит исключительно заявительный характер и не может быть осуществлена без соответствующего заявления второй стороны сделки и при отсутствии в реестре записи о правах на отчуждаемый объект; основным препятствием для государственной регистрации права собственности заявителя является необходимость государственной регистрации права собственности отчуждателя - ОАО "Сегежабумпром".
Общество возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно плану приватизации производственного объединения "Сегежабумпром", утвержденному распоряжением Госкомимущества Российской Федерации от 20.10.1992 N 573-р, перечню стоимости производственных зданий и сооружений, входящих в уставный капитал производственного объединения "Сегежабумпром" по состоянию на 01.07.1992, здание насосной станции, год постройки -1968 в числе другого имущества передано в уставный капитал ОАО "Сегежабумпром".
В соответствии с решением о создании Открытого акционерного общества «Сегежский целлюлозно - бумажный комбинат» от 27.05.1999 года и решением собрания кредиторов Открытого акционерного общества «Сегежабумпром» от 26.05.1999 по актам приёма - передачи имущества от 07.06.1999 года и от 01.07.1999 ОАО «Сегежабумпром» передало Открытому акционерному обществу «Сегежский целлюлозно - бумажный комбинат» в счёт вклада в уставной капитал здание насосной станции, расположенное по адресу: Республика Карелия, <...>, год постройки -1968, площадью 58,6 кв.м., кадастровый номер 10:06:0000000:1657.
ОАО "Сегежабумпром" ликвидировано на основании решения суда и согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) исключено из ЕГРЮЛ, о чем 28.09.2005 внесена соответствующая запись N2051001865858.
Общество обратилось в Управление с заявлением от 20.12.2016 о государственной регистрации права собственности на спорное здание, представив в регистрирующий орган решение о создании Открытого акционерного общества «Сегежский целлюлозно – бумажный комбинат» от 27.05.1999 года; выписку из протокола № 3 собрания кредиторов Открытого акционерного общества «Сегежабумпром» от 26.05.1999 года; акты приёма - передачи имущества в счёт вклада в уставной капитал Открытого акционерного общества «Сегежский целлюлозно – бумажный комбинат» от 01.07.1999 года и от 07.06.1999 года; перечень производственных зданий и сооружений (выписки из приложений № 1 и № 2 к актам приёма - передачи имущества от 01.07.1999 года и от 07.06.1999 года); план приватизации Производственного объединения «Сегежабумпром», утвержденный Комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом 20.10.1992 года; распоряжение Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 20.10.1992 года № 573-р; перечень стоимости производственных зданий и сооружений, входящих в уставный капитал Производственного объединения «Сегежабумпром» по состоянию на 01.07.1992 года, утвержденный Министром Государственной собственности Республики Карелия; копию свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 10:06:0011402:35.
Уведомлением от 28.12.2016 государственная регистрация приостановлена, уведомлением от 30.01.2017 № 10/002/003/2017-1753 в государственной регистрации права собственности Обществу отказано со ссылкой на пункт 44 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», непредставление для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества заявления и документов, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» перехода данного права, его ограничения или обременения либо совершенной после вступления в силу указанного федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Полагая отказ Управления незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что заявленные требования удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии с частью 5 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Федеральный закон N 218-ФЗ по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Таким образом, государственная регистрация прав на основании заявлений и необходимых для этого документов, поступивших в территориальные органы Росреестра и филиалы ФГБУ "ФКП Росреестра" до 01.01.2017, должна осуществляться по правилам, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее – Закон о регистрации), в частности, в отношении требований к представляемым для предоставления государственной услуги документам, оснований для приостановления (отказа) в государственной регистрации прав и т.п.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Право заинтересованного лица обжаловать в суд, арбитражный суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права или сделки предусмотрено пунктом 5 статьи 131 ГК РФ, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Закона о регистрации в редакции, действовавшей до 01.01.2017.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о регистрации, согласно абзацу 9 пункта 1 которой в государственной регистрации может быть отказано, если правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Как следует из пункта 3 статьи 49 и пункта 2 статьи 51 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент создания ОАО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат", правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц; юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Согласно толкованиям норм права, приведенным в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в случае полной выплаты пая членом потребительского кооператива, в порядке наследования и реорганизации юридического лица (абзацы второй, третий пункта 2, пункт 4 статьи 218 ГК РФ, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). Так, если наследодателю или реорганизованному юридическому лицу (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику или вновь возникшему юридическому лицу независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ), а в случае реорганизации - с момента завершения реорганизации юридического лица (статья 16 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Наследник или вновь возникшее юридическое лицо вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственный регистратор), после принятия наследства или завершения реорганизации. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
Акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в ЕГРЮЛ становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Таким образом, ОАО "Сегежабумпром" с момента его государственной регистрации в ЕГРЮЛ стало собственником имущества, включенного в план приватизации производственного объединения "Сегежабумпром", независимо от государственной регистрации права.
Как следует из толкования норм права, изложенного в пункте 12 Постановления N 10/22, согласно статье 213 ГК РФ коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям. При внесении недвижимого имущества в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал юридического лица право собственности на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации права за таким юридическим лицом в ЕГРП.
Суд первой инстанции, установив на основании имеющихся в деле доказательств, что заявитель представил в регистрирующий орган документы, подтверждающие переход права собственности на спорный объект недвижимого имущества в порядке правопреемства в процессе приватизации производственного объединения к ОАО "Сегежабумпром", а также документы, подтверждающие внесения названного объекта учредителем - ОАО "Сегежабумпром" в оплату акций созданного АО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат", сделал обоснованный вывод о том, что заявителем в Управление Росреестра представлены все необходимые документы для совершения регистрационных действий и у Управления Росреестра не имелось оснований для отказа в государственной регистрации права.
Учитывая изложенное, доводы подателя апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.07.2017 по делу № А26-3166/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | И.А. Тимухина | |
Судьи | В.И. Желтянников Е.В. Жиляева |