ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-4097/2023 от 11.10.2023 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

19 октября 2023 года

Дело №А26-4097/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Полубехиной Н.С.

судей Балакир М.В., Нестерова С.А.

при ведении протокола секретарем судебного заседания: Ворониной Е.Ю.

при участии: согласно протоколу судебного заседания от 11.10.2023

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27878/2023) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.07.2023 по делу № А26-4097/2023 (судья Таратунин Р.Б.), принятое по заявлению:

индивидуального предпринимателя ФИО1

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия

3-е лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия

о признании незаконными решений об отказе государственной регистрации права и возложении обязанности осуществить регистрационные действия по договорам купли-продажи земельных участков,

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, Предприниматель, Истец) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (Управление Росреестра по Республике Карелия) (далее – Управление, Ответчик) о признании незаконными решений от 24.04.2023 № КУВД-001/2023-992220/17, № КУВД-001/2023-991550/14 и № КУВД-001/2023-991313/17 об отказе государственной регистрации права и возложении на Управление Росреестра по Республике Карелия обязанности осуществить регистрационные действия по договорам купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 10:13:0072601:1014, 10:03:0072601:182 и 10:03:0072601:1021.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 28.07.2023 по делу № А26-4097/2023 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом при вынесении судебного акта не было учтено отсутствие в числе представленных на государственную регистрацию прав документов, подтверждающих, что ФИО1 является главой крестьянско-фермерского хозяйства. ФИО1 в нарушение статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) приобрел земельный участок без торгов как физическое лицо.

Предпринимателем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он оспаривает доводы апелляционной жалобы и просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания по рассмотрению обоснованности апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, в феврале 2022 года ФИО1 обратился в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером 10:03:0072601:1021.

Предоставление земельного участка обосновано необходимостью создания крестьянского (фермерского) хозяйства.

Распоряжениями от 06.05.2022 № 2648-м/20р, № 2649-м/20р и № 2650-м/20р Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия предварительно согласовало предоставление в собственность ФИО1 земельных участков с кадастровыми номерами, соответственно, 10:03:0072601:1014, 10:03:0072601:182 и 10:03:0072601:1021.

На основании указанных распоряжений 11.01.2023 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (продавец) заключило с ФИО1 (покупатель) договоры купли-продажи земельных участков, по условиям которых покупателю передаются в собственность земельные участки с кадастровыми номерами 10:03:0072601:1014, 10:03:0072601:182 и 10:03:0072601:1021.

14.01.2023 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия представило в Управление Росреестра по Республике Карелия заявления о государственной регистрации перехода права и права собственности в отношении указанных земельных участков, обусловленные заключенными с ФИО1 договорами купли-продажи.

24.01.2023 проведение регистрационных действий по договору купли-продажи земельного участка приостановлено.

Согласно письму Управления Росреестра по Республике Карелия от 08.02.2023 (исх. №00487) причиной к приостановлению государственной регистрации права послужило отсутствие оснований для предоставления спорного земельного участка в собственность без торгов.

Осуществление действий по государственной регистрации права приостановлено до устранения причин приостановления, но не более чем на 3 месяца (до 24.04.2023).

Поскольку изложенное в письме (исх. №00487) предложение не было исполнено, Управление Росреестра по Республике Карелия вынесло оспариваемые решения.

Считая, что отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости является незаконным и нарушает права Предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятого по делу решения ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, требование о признании незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения этим актом прав и законных интересов заявителя.

В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Вместе с тем заявитель в силу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемым ненормативным правовым актом.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Законом порядке.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ предусмотрено приостановление осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации

Кроме того, в силу пункта 13 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной.

В уведомлении от 08.02.2023 о приостановке, Управление применительно к пунктам 7 и 13 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ указало,основанием для отказа в государственной регистрации права собственности заявителя на спорные земельные участки послужило то обстоятельство, что земельные участки с видом разрешенного использования «Для сельскохозяйственного использования» не могут быть предоставлены в частную собственность без проведения торгов на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 5 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 1 статьи 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства):

- крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, животноводство, садоводство или огородничество для собственных нужд;

- хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

- некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

- казачьими обществами;

- опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;

- общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.

Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определено, что крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (пункты 1-3 статьи 1). В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение. Соглашение о создании фермерского хозяйства должно содержать сведения о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства (пункты 1 и 2, подпункт 2 пункта 3 статьи 4). Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства (пункт 1 статьи 16).

Из совокупности приведенных правовых норм следует, что гражданин, единолично занимающийся сельскохозяйственной деятельностью не для личных нужд (то есть в коммерческих целях как крестьянское (фермерское) хозяйство), должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Действительно, ФИО1 приобрел статус индивидуального предпринимателя 01.03.2023.

Между тем, тот факт, что регистрация ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя была произведена уже после заключения договоров купли-продажи спорных земельных участков и обращения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в Управление Росреестра по Республике Карелия о государственной регистрации перехода прав и прав собственности на их основании, не влияет на разрешение рассматриваемого спора, поскольку на момент вынесения оспариваемых решений все условия, предусмотренные подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3 и статьи 39.18 ЗК РФ, были выполнены.

В силу пункта 1 статьи 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Статьями 11 и 19 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определено, что для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

По сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 зарегистрирован с целью осуществления такого основного вида деятельности как пчеловодство.

Согласно статье 1 Федерального закона от 30.12.2020 № 490-ФЗ «О пчеловодстве в Российской Федерации» настоящий закон устанавливает правовые основы развития пчеловодства как сельскохозяйственной деятельности. В статье 5 названного закона указано, что для пчеловодства допускается использование земель сельскохозяйственного назначения.

Как следует из распоряжений Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 06.05.2022, спорные земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования.

Таким образом, на испрашиваемых земельных участках может вестись тот вид хозяйственной деятельности, для осуществления которой ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что оснований для отказа в осуществлении государственной регистрации прав, возникших в результате договоров купли-продажи земельных участков, заключенных между ФИО1 и Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия, на момент вынесения обжалуемых решений не имелось.

Частью 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» определено, что государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Сведений о недостаточности пакета документов, представленного Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия для регистрации договоров купли-продажи спорных земельных участков, ответчик не привел.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 56 постановления постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ с учетом подведомственности дела. Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части. Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость.

Сведений о наличие споров о правах на земельные участки с кадастровыми номерами 10:03:0072601:1014, 10:03:0072601:182 и 10:03:0072601:1021 суду не представлено.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» при государственной регистрации прав осуществляется внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственной регистрации прав.

Таким образом, восстановление нарушенных в результате принятия оспариваемых решений прав ФИО1 будет обеспечено посредством возложения на Управление Росреестра по Республике Карелия обязанности осуществить регистрационные действия на основании договоров купли-продажи земельных участков, заключенных между ФИО1 и Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

С учетом изложенных обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелляционной инстанции признал, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения либо опровергали выводы арбитражного суда, в связи с чем признаются судом несостоятельными.

По существу доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Поскольку судом полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.07.2023 по делу № А26-4097/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.С. Полубехина

Судьи

М.В. Балакир

С.А. Нестеров