АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
05 февраля 2024 года
Дело №
А26-4097/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2023 по делу № А26-4097/2023,
у с т а н о в и л:
Индивидуальный предприниматель ФИО1, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, адрес: 185028, <...> (Центр р-н), д. 31, ОГРН <***> ИНН <***> (далее – Управление Росреестра), о признании незаконными решений Управления Росреестра от 24.04.2023 об отказе в осуществлении государственной регистрации перехода права и права собственности ФИО1 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 10:03:0072601:1021, 10:03:0072601:1014, 10:03:0072601:182; обязании Управления Росреестра осуществить регистрационные действия по договорам купли-продажи в отношении названных земельных участков (с учетом объединения дел и уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, адрес: 185035, <...> (Центр р-н), д. 13, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Министерство).
Решением от 28.07.2023 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2023 данное решение оставлено без изменения.
Управление Росреестра в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам спора, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению подателя жалобы, поскольку на дату заключения договоров купли-продажи ФИО1 не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, земельные участки не могли быть проданы без проведения торгов и приобретены с нарушением требований Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Предприниматель ФИО1 в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов правильными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, предприниматель лично не явился, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в отсутствие участников процесса либо их представителей.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании заявлений ФИО1 распоряжениями Министерства от 06.05.2022 № 2648-м/20р, 2649-м/20р, 2650-м/20р со ссылкой на подпункт 10 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.15, 39.18 ЗК РФ ФИО1 предварительно согласовано предоставление в собственность земельных участков площадью 3177 кв. м с кадастровым номером 10:03:0072601:1014, площадью 4000 кв. м с кадастровым номером 10:03:0072601:182, площадью 7000 кв. м с кадастровым номером 10:03:0072601:1021 соответственно, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», расположенных по адресу: Кондопожский р-н, в кадастровом квартале 10:03:072601.
Министерство и ФИО1 заключили договоры купли-продажи в отношении трех названных земельных участков.
В январе 2023 года Министерство обратилось в регистрирующий орган за государственной регистрацией перехода права, права собственности ФИО1 в отношении этих земельных участков на основании заключенных с ФИО1 договоров купли-продажи.
Уведомлениями от 24.01.2023 Управление Росреестра сообщило о приостановлении регистрационных действий, поскольку исходя из положений подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.18 ЗК РФ земельные участки с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» не могут быть предоставлены в частную собственность без проведения торгов на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
В дальнейшем уведомлениями от 24.04.2023 Управление Росреестра сообщило об отказе в государственной регистрации прав на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) ввиду неустранения причин, вызвавших приостановление регистрационных действий, поскольку на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов земельный участок может быть предоставлен в собственность гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ, однако из представленных документов не следует, что ФИО1 является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, ФИО1 на момент заключения договоров купли-продажи не являлся главой крестьянского (фермерского) хозяйства и зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя только 01.03.2023.
Предприниматель ФИО1, считая, что препятствий в государственной регистрации прав на земельные участки на основании договоров купли-продажи, заключенных в соответствии с положениями ЗК РФ, не имелось, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отношения, связанные с государственным кадастровым учетом объектов недвижимости и государственной регистрацией прав на объекты недвижимости, а также сделок с таким имуществом регулируются Законом о регистрации.
Согласно части 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2).
Согласно части 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7); сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной (пункт 13).
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ.
Статьей 39.18 ЗК РФ установлены особенности предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Согласно данной статье в случае поступления заявления от гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка в указанных в этой статье целях уполномоченный орган должен обеспечить опубликование соответствующего извещения для выявления иных заинтересованных лиц.
На нарушение установленных статьей 39.18 ЗК РФ требований в части предварительного опубликования извещения о предстоящем предоставлении земельных участков регистрирующий орган в оспариваемых отказах и в ходе рассмотрения дела не ссылался. По мнению Управления Росреестра, поскольку на основании и в порядке, которые предусмотрены подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, статьей 39.18 ЗК РФ, земельные участки могут быть предоставлены гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, крестьянское (фермерское) хозяйство должно быть создано на момент заключения договора.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином (пункт 2 той же статьи). Порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается ЗК РФ (пункт 1 статьи 12).
Из буквального толкования положений подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.18 ЗК РФ не следует, что гражданин до обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности обязан создать фермерское хозяйство. Соответствующая правовая позиция изложена в кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.07.2019 № 33-КА19-6.
Суды, установив, что к моменту вынесения регистрирующим органом оспариваемых отказов в государственной регистрации прав ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и виды деятельности предпринимателя, указанные в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (пчеловодство, выращивание сельскохозяйственных культур), относятся к видам сельскохозяйственной деятельности, которые могут осуществляться на земельных участках из категории земель сельскохозяйственного назначения, правомерно признали оспариваемые решения Управления Росреестра незаконными и удовлетворили заявленные требования.
Доводы подателя жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают неправильное применение судам норм права при установленных судами обстоятельствах.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление законными, не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.07.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2023 по делу № А26-4097/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия – без удовлетворения.
Председательствующий
И.В. Сергеева
Судьи
М. В. Захарова
Т.И. Сапоткина