ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-4296/2021 от 01.06.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

09 июня 2022 года

Дело №А26-4296/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Зотеевой Л.В.,

судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

при участии:

от заявителя: ФИО2 по доверенности;

от ответчика: ФИО3 по доверенности (онлайн);

от 3-го лица: ФИО4 по доверенности;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7017/2022) акционерного общества «Корпорация развития Республики Карелия» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.01.2022 по делу № А26-4296/2021, принятое

по заявлению акционерного общества «Корпорация развития Республики Карелия»

к Контрольно-счетной палате Республики Карелия

3-е лицо: Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия

об оспаривании представления в части,

установил:

акционерное общество «Корпорация развития Республики Карелия» (далее – заявитель, Корпорация, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Контрольно-счетной палате Республики Карелия (далее – ответчик, Контрольно-счетная палата, КСП) о признании недействительным пункта 6 представления от 16.04.2021 № 02-08/235.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия (далее – Министерство).

Решением суда от 26.01.2022 в удовлетворении заявления Обществу отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, необоснованно не приняты во внимание доводы заявителя о том, что не достигнутые Корпорацией, по мнению КСП, значение показателей не были включены в Порядок и установлены Соглашением № 23 дополнительно, то есть ошибочно. Неправильно истолкованы пункт 5.3.3.1. Соглашения №23 и пункт 18 Порядка № 178-П, из содержания которых следует, что при наличии решения Главного распорядителя средств бюджета Республики Карелия, принятого по согласованию с Министерством финансов Республики Карелия, неизрасходованные средства субсидии могу быть перенесены на следующий календарный год.

В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал; представитель Контрольно-счетной палаты выразил несогласие с доводами жалобы, представил письменный отзыв и дополнительные пояснения в порядке статьи 81 АПК РФ; Министерство в судебном заседании поддержало доводы жалобы Общества, представило письменный отзыв.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

В период с 15.01.2021 по 15.04.2021 Контрольно-счетной палатой в отношении Корпорации было проведено контрольное мероприятие «Выборочная проверка использования средств бюджета Республики Карелия, направленных на реализацию на территории Республики Карелия отдельных мероприятий федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в 2019-2020» годах» (далее -контрольное мероприятие).

По его результатам КСП было вынесено представление №02-08/235 от 16.04.2021 (далее - Представление). По мнению КСП РК, изложенному в пункте 6 представления, Корпорация допустила нарушение пункта 5 Порядка предоставления субсидий, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия № 178-П от 08.05.2019 (далее – Порядок № 178-П), и пункта 5.3.2. Соглашения от 24.05.2019 № 23 о предоставлении субсидии, заключенного между Корпорацией и Министерством экономического развития и промышленности Республики Карелия (далее - Соглашение № 23), в части недостижения значений отдельных показателей результативности. В этой связи КСП обязало Корпорацию произвести возврат субсидии в бюджет Республики Карелия в сумме 3 915 516 рублей 65 копеек.

Полагая представление в указанной части незаконным, Корпорация обратилась в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания пункта 6 представления КСП недействительным.

Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и заслушав мнение лица, участвующих в деле, не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Контрольно-счетной палатой проведено контрольное мероприятие «Выборочная проверка использования средств бюджета Республики Карелия, направленных на реализацию на территории Республики Карелия отдельных мероприятий федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в 2019-2020 годах».

Контрольное мероприятие проведено во исполнение Постановления Законодательного Собрания Республики Карелия от 28.11.2019 № 1201-VI ЗС, пункта 3.6. плана работы Контрольно-счетной палаты Республики Карелия на 2021 год, распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты от 15.01.2021 № 2.

Контрольное мероприятие проведено параллельно с экспертно-аналитическим мероприятием «Анализ результативности использования средств бюджета Республики Карелия, направленных на реализацию на территории Республики Карелия отдельных мероприятий федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в 2019 году и истекшем периоде 2020 года (выборочно)».

Осуществлена выборочная проверка документов, подтверждающих достижение показателей результативности.

Проверкой (применительно к оспариваемому пункту 6 представления от 16.04.2021 № 02-08/235) установлено следующее.

Распоряжением Министерства от 24.05.2019 принято решение о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии Корпорации развития на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства (создание и развитие центра «Мой бизнес»).

Соглашение о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии юридическому лицу (за исключением государственного (муниципального) учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу -производителю товаров, работ, услуг на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства (создание и развитие центра «Мой бизнес») № 23 заключено Министерством с Корпорацией развития 24.05.2019 (далее - Соглашение № 23).

Предметом данного соглашения явилось предоставление субсидии в целях финансового обеспечения затрат Получателя, связанных с реализацией мероприятия по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства (создание и развитие центра «Мой бизнес») на оказание комплекса услуг, сервисов и мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в центре «Мой Бизнес», в том числе финансовых (кредитных, гарантийных, лизинговых) услуг, консультационной и образовательной поддержки, поддержки по созданию и модернизации производств, социального предпринимательства и в таких сферах, как благоустройство городской среды и сельской местности, экология, женское предпринимательство, а также услуг АО «Корпорация «МСП» и АО «Российский экспортный Центр» (КБК 804 04 12 09 2 15 55275 813 код цели 19-Д46).

В 2019 году к Соглашению №23 заключены два дополнительных соглашения от 31.07.2019 и от 24.12.2019. В результате внесенных изменений размер субсидии в 2019 году составил 68 498,4 тыс. рублей, в том числе средства бюджета Республики Карелия - 685,0 тыс. рублей, средства бюджета Российской Федерации - 67 813,4 тыс. рублей.

Средства субсидии в полном объеме перечислены Корпорации платежными поручениями Министерства от 18.06.2019 и от 26.12.2019.

Согласно представленным в ходе проверки отчетам о расходах, по состоянию на 01.0.1.2020 сумма израсходованных Корпорацией средств (итоговые данные) составила 57 930,2 тыс. рублей. Дебиторская задолженность по состоянию на 01.01.2020 (неиспользованный остаток субсидии) составила 10 568,2 тыс. рублей.

Министерство финансов Республики Карелия письмом от 14.02.2020 в целях подтверждения потребности Корпорации в 2020 году остатков субсидий, неиспользованных в 2019 году, согласовало использование в 2020 году остатка субсидии в сумме 10 568,2 тыс. рублей по Соглашению № 23.

Распоряжением Министерства от 21.02.2020 в связи с необходимостью достижения цели (создание и развитие центра «Мой бизнес») принято решение о наличии потребности в направлении в 2020 году остатка субсидии, не использованного в 2019 году, на реализацию мероприятий, направленных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства (создание и развитие центра «Мой бизнес») в сумме 10 568,2 тыс. рублей.

В ходе проверки КСП установлено, что расходование субсидии осуществлялось в течение всего 2020 года. В частности, оплата запланированного к приобретению в 2019 году комплекса для аэрофотосъемки произведена в декабре 2020 года (договор поставки от 26.12.2020 стоимостью 1 471,2 тыс. рублей с ООО «ПЛАЗ») со сроком поставки оборудования в период с 26.12.2020 по 31.01.2021.

В 2020 году Корпорацией в Министерство представлены отчеты о расходах остатков субсидии, предоставленной в 2019 году, согласно которым фактические расходы (исполнение нарастающим итогом) составили 68 498,4 тыс. рублей (100,0 процентов от объема перечисленных средств в 2019 году). Таким образом, по состоянию на 01.01.2021 остаток неиспользованных средств субсидии по Соглашению № 23 отсутствует.

КСП установлено, что в 2020 году при использовании средств субсидии за 2019 год отчеты Корпорацией представлялись исключительно о расходах, источником финансового обеспечения которых являлась данная субсидия, отчеты о достижении значений показателей результативности не формировались и в Министерство не предоставлялись, что не соответствует пункту 5.3.4. Соглашения № 23 и пункту 14 Порядка № 178-П.

Сравнительный анализ исполнения плановых значений направлений расходов по отношению к фактическим показателям в разрезе наименований мероприятий (статей расходов), отраженным в представленных отчетах о расходах, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия за 2019-2020 годы, и сводным данным о расходовании средств субсидии, предоставленным главным бухгалтером Корпорации развития показал, что общий объем расходов по данным отчетов, полученный путем суммирования расходов по всем мероприятиям, меньше суммы, отраженной в регистрах бухгалтерского учета по расчетам с бюджетом по субсидии (разница составила 72,2 тыс. рублей). Установлены многочисленные несоответствия данных отчетов с фактическим исполнением по данным бухгалтерии Корпорации развития в разрезе мероприятий, что свидетельствует о недостоверности отчетности за 2019 год, представленной Корпорацией в Министерство.

Также КСП установлены иные нарушения, в том числе:

- в плане работы центра «Мой бизнес» отсутствуют роли участников мероприятий, ответственных лиц за проведение мероприятий, источники поступления ресурсов, необходимых для реализации мероприятий (отражен только стоимостной ресурс), а также, качественно и количественно измеримые результаты указанных мероприятий (подпункт «е» пункта 4.1.3. Требований, утвержденных Приказом № 125);

- на момент контрольного осмотра (акт от 15.02.2021) на информационных стендах отсутствовала актуальная и исчерпывающая информация, необходимая для получения услуг центра «Мой бизнес» (перечень услуг и сроки их предоставления, режим работы и иная информация, необходимая для получения услуг центра «Мой бизнес» (подпункт «б» пункта 4.1.4. Требований, утвержденных Приказом № 125) (в ходе проверки Корпорацией сообщено о размещении необходимой информации на стендах по состоянию на 18.02.2021);

- при составлении и утверждении сметы центра «Мой бизнес» на 2019 год Министерством необоснованно расширен перечень направлений расходов;

- в Центре сертификации, стандартизации и испытаний отсутствует парк высокотехнологичного оборудования, в том числе испытательного и сертификационного, предусматривающего, в том числе наличие системы мониторинга рабочего времени и простоя такого оборудования, и необходимого программного обеспечения (подпункт «з» пункта 4.3.7.2. Требований, утвержденных Приказом № 125).

- отсутствует штат высококвалифицированных специалистов, имеющих навыки и опыт работы на оборудовании Центра сертификации, стандартизации и испытаний, состоящего из инженеров-конструкторов, технологов, иных специалистов в сфере деятельности центра сертификации (в ходе проверки представлены копии дипломов о профессиональной переподготовке специалистов в сфере метрологии и стандартизации и дипломы о присуждении квалификации юрист по специализации «юриспруденция») (подпункт «и» пункта 4.3.7.2. Требований, утвержденных Приказом № 125).

Анализ результативности (эффективности) использования средств бюджета Республики Карелия, предоставленных в рамках соглашения о предоставлении субсидии, показал следующее.

Согласно отчету о достижении значений показателей результативности на 30.12.2019 по Соглашению №23 исполнение по 40 плановым показателям сложилось следующим образом:

- более 100 процентов (перевыполнение) - по 26 показателям, при этом по 20 показателям исполнение составило от 130 до 30 195 процентов (например, по показателю «объем реализованных товаров (работ, услуг) субъектами малого и среднего предпринимательства, являющимися участниками территориальных кластеров, курируемых центром кластерного развития (для центров кластерного развития, созданных до 1 января текущего года)» исполнение составило 30 195 процентов, по показателю «количество услуг, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства и физическим лицам, заинтересованным в начале осуществления предпринимательской деятельности, в том числе Центром сертификации, стандартизации и испытаний (коллективного пользования)» - 4 040 процентов);

- 100 процентов (101 процент) - по 8 показателям;

- от 22 до 48 процентов (невыполнение) - по 3 показателям, а именно:

1) «объем инвестиций, вложенных субъектами малого и среднего предпринимательства в реализацию программ модернизации / развития / перевооружения производства, разработанных при содействии инжинирингового центра» - фактическое исполнение составило 202,5 тыс. рублей или 40,5 процента от планового значения (500,0 тыс. рублей) (причина отклонения отсутствует, графа не заполнена). Согласно пояснениям Корпорации от 09.02.2021 показатель рассчитывается исходя из объема средств, вложенных субъектами малого и среднего предпринимательства как в разработку программы (сумма софинансирования по договору на разработку программы), так и в реализацию программы. В 2019 году учтен объем инвестиций ООО «Заготпром» по договору от 25.12.2019;

2) «общий объем возмездных работ (услуг), выполненных (оказанных) центром сертификации, стандартизации и испытаний (коллективного пользования) субъектам малого и среднего предпринимательства» - фактическое исполнение составило 48,0 тыс. рублей или 48,0 процентов от планового значения (100 тыс. рублей) (причиной отклонения указано то, что оборудование приобретено в октябре 2019 года, геодезическое оборудование используется в основном с весны до осени). Согласно пояснениям Корпорации от 09.02.2021 коэффициент, отражающий фактическое использование, рассчитывается исходя из суммы арендной платы за ультразвуковой дефектоскоп А 1214 EXPERT, в 2019 году заключено 3 соглашения на общую сумму 48,0 тыс. рублей;

3) «коэффициент загрузки оборудования и (или) программного обеспечения центром сертификации, стандартизации и испытаний (коллективного пользования) (со второго года работы центра сертификации и в случае, если в рамках использования субсидии предусмотрена закупка оборудования и (или) программного обеспечения)» - фактическое исполнение составило 6,6 процента или 22,0 процентов от планового значения (30,0 процентов) (причиной отклонения указано то, что коэффициент загрузки определяется со второго года работы центра сертификации).

Согласно пояснениям Корпорации от 09.02.2021 коэффициент рассчитывается исходя из количества дней аренды оборудования, которое в 2019 году было сдано в аренду на основании 3 договоров на общий срок сдачи 25 дней.

Согласно пояснениям Корпорации от 19.03.2021. помимо ультразвукового дефектоскопа А 1214 EXPERT в 2019 году за счет средств субсидии на создание и развитие центра «Мой бизнес» приобретен комплект геодезического оборудования на общую сумму 2 050,6 тыс. рублей (оплата по договору от 13.09.2019 с ООО «Эффективные технологии Центр» произведена платежным поручением от 18.09.2019).

При этом КСП установлено, что в проверяемый период и на момент проверки геодезическое оборудование Центром сертификации, стандартизации и испытаний не использовалось. Объявления о предоставлении субъектам малого и среднего предпринимательства указанного оборудования в аренду в средствах массой информации, на официальном сайте Корпорации не публиковались. Следовательно, средства субсидии на создание и развитие центра «Мой бизнес» в сумме 2 050,6 тыс. руб., направленные в 2019 году Корпорацией на приобретение геодезического оборудования, не оказали влияния на достигнутые значения показателей результативности субсидии (в связи с длительным неиспользованием оборудования (в период 2019-2020 годов и истекшем периоде 2021 года) для целей оказания услуг и мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства);

4) фактическое значение равно «0» - по 1 показателю (плановое значение показателя «коэффициент загрузки оборудования и (или) программного обеспечения (в случае если в рамках использования субсидии предусмотрена закупка оборудования и (или) программного обеспечения)» утверждено со значением 50,0 процентов) (причина отклонения отсутствует, графа не заполнена). Согласно пояснениям Корпорации от 09.02.2021 и от 10.02.2021 данный показатель по Региональному центру инжиниринга рассчитывается в соответствии с методикой, утвержденной приказом Корпорацией от 04.02.2020. Приказ издан в связи с приобретением интерактивного стола Snake и вводом данного основного средства в эксплуатацию. На момент планирования, утверждения и исполнения показателя в течение 2019 года оборудование и методика расчета отсутствовали. Изменения значения планового показателя Корпорацией развития не инициировались.

Невыполнение (недостижение) плановых показателей результативности является нарушением пункта 5 Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением № 178-П, пункта 5.3.2. Соглашения №23 и влечет ответственность установленную пунктами 16, 17 Порядка № 178-П.

Контрольно-счетной палатой установлено, что по состоянию на 01.01.2020 возврат части субсидии в связи с недостижением отдельных показателей результативности Корпорацией не осуществлен, требование о возврате средств субсидии Министерством не направлялось.

Министерство письмом от 12.03.2020 № 2808/18-16/МЭР-и доведена информация об отсутствии фактов нарушений Корпорацией порядка, целей и условий предоставления субсидии.

По результатам проведенного контрольного мероприятия КСП составлен акт и отчет, утвержденный постановлением коллегии Контрольно-счетной палаты Республики Карелия от 07.04.2021 № 4.

В адрес Корпорации ответчиком направлено представление № 02-08/235 от 16.04.2021, в пункте 6 которого указано, что в нарушение пункта 5 Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением № 178-П, и пункта 5.3.2. Соглашения №23 Обществом не достигнуты значения отдельных показателей результативности предоставления субсидии на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства (создание и развитие центра «Мой бизнес»), что влечет ответственность установленную пунктами 16, 17 Порядка предоставления субсидий, утвержденного Постановлением № 178-П. Объем средств субсидии, подлежащий возврату в бюджет Республики Карелия, отражен в приложении 2 к настоящему представлению.

В соответствии с пунктом 17 Порядка № 178-П1 объем средств, подлежащих возврату в бюджет Республики Карелия (Vвозврата), рассчитывается по формуле: Vвозврата = V субсидии * k * m / n,

где: V субсидии - размер субсидии;

к - коэффициент возврата субсидии;

m - количество показателей результата предоставления субсидии, у которых индекс, отражающий уровень недостижения i-го показателя результата предоставления субсидии, имеет положительное значение;

n - общее количество показателей результата предоставления субсидии.

Коэффициент возврата субсидии (к) рассчитывается по формуле: к = SUM Di / m,

где: Di - индекс, отражающий уровень недостижения i-гo показателя результата предоставления субсидии.

Индекс, отражающий уровень недостижения i-гo показателя результата предоставления субсидии (Di), определяется по формуле: Di = 1 – Тi / S-i,

где: Ti - значение i-гo показателя результата предоставления субсидии, фактически достигнутое на отчетную дату;

Si - плановое значение i-гo показателя результата предоставления субсидии, установленное соглашением.

В расчете КСП не учтены следующие показатели результата:

коэффициент загрузки оборудования и (или) программного обеспечения центром сертификации, стандартизации и испытаний (коллективного пользования) (со второго года работы центра сертификации и в случае, если в рамках использования субсидии предусмотрена закупка оборудования и (или) программного обеспечения);

прирост количества созданных рабочих мест субъектами малого и среднего предпринимательства, являющихся участниками территориальных кластеров, курируемых центром кластерного развития (для центров кластерного развития, созданных до 1 января текущего года) (в связи с отсутствием информации о количества созданных рабочих мест в 20.18 году);

прирост объема реализованных товаров (работ, услуг) субъекта малого и среднего предпринимательства, являющихся участника территориальных кластеров, курируемых центром кластерного развития (центров кластерного развития, созданных до 1 января текущего года) (в связи с отсутствием информации об объеме реализованных товаров (работ, услуг в 2018 году).

Таким образом, общее количество показателей результата предоставления субсидии для целей расчета - 37 (40-3).

Объем субсидии, подлежащий возврату в бюджет Республики Карелия, рассчитан в связи с недостижением Обществом трех показателей результата по Соглашению № 23 и составил 3 915 516, 65 руб.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно руководствовался следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 2 статьи 78 БК РФ указанные субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В 2019 году действовали Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 4 Общих требований нормативный правовой акт, регулирующий предоставление субсидии, должен содержать в том числе информацию об установлении показателей результативности и (или) порядка расчета показателей результативности и право главного распорядителя как получателя бюджетных средств устанавливать в соглашении конкретные показатели результативности на основании указанного порядка (при необходимости).

Постановлением Правительства Республики Карелия от 08.05.2019 № 178-П утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства (создание и развитие центра «Мой бизнес»).

Согласно пунктам 2 и 3 Порядка № 178-П субсидия предоставляется в целях финансового обеспечения затрат юридических лиц (кроме некоммерческих организаций), которые относятся к инфраструктуре поддержки малого и среднего предпринимательства и одним из учредителей которых является Республика Карелия, на реализацию мероприятий по созданию и развитию центра "Мой бизнес" (далее - Центр). Субсидия предоставляется по результатам отбора Министерством экономического развития и промышленности Республики Карелия, до которого в соответствии с бюджетным законодательством как до получателя бюджетных средств доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год и плановый период (далее - отбор, Министерство). Критерии и порядок отбора устанавливаются Министерством с учетом требований, указанных в настоящем Порядке.

В пункте 5 Порядка № 178-П определены условия предоставления субсидии, в том числе принятие получателем субсидии обязательств по достижению значений показателей результативности предоставления субсидии, установленных Министерством в соглашении.

В пунктах 13 и 14 Порядка № 178-П закреплено, что показателями результативности предоставления субсидии являются:

создание Центра;

развитие Центра посредством оказания комплекса услуг, сервисов и мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе финансовых (кредитных, гарантийных, лизинговых) услуг, консультационной и образовательной поддержки, поддержки в части создания и модернизации производств, поддержки социального предпринимательства, женского предпринимательства и поддержки в таких сферах, как благоустройство городской среды и сельской местности, экология.

Конкретные значения показателей результативности предоставления субсидии, сроки и форма представления получателем субсидии отчетности о достижении установленных показателей результативности предоставления субсидии устанавливаются Министерством в соглашении.

В пункте 15 Порядка № 178-П установлено, что контроль за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидии осуществляется Министерством и уполномоченным органом государственного финансового контроля в соответствии с законодательством.

За нарушение получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии, выявленное по фактам проверок, проведенных Министерством и (или) уполномоченным органом государственного финансового контроля, предусматриваются следующие меры ответственности:

возврат субсидии в бюджет Республики Карелия в случае:

нецелевого использования субсидии - в полном размере;

нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, - в размере субсидии, полученной в период текущего финансового года, в котором установлено нарушение.

В случае, когда факты нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии установлены уполномоченным органом государственного финансового контроля, получатель субсидии возвращает в бюджет Республики Карелия субсидию в сроки и в порядке, установленные уполномоченным органом государственного финансового контроля, или в течение 30 дней со дня получения его представления, если срок не указан (пункт 16 Порядка № 178-П).

В случае если получателем субсидии по состоянию на 31 декабря текущего финансового года допущено нарушение обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с абзацем третьим пункта 5 настоящего Порядка, размер средств, подлежащих возврату в бюджет Республики Карелия в срок до 1 марта очередного финансового года, рассчитывается по вышеприведенной формуле.

В случае образования не использованного в отчетном финансовом году остатка субсидии на финансовое обеспечение затрат и отсутствия решения Министерства, принятого по согласованию с уполномоченным органом государственного финансового контроля, о наличии потребности в указанных средствах данные неиспользованные средства подлежат возврату в бюджет Республики Карелия по коду доходов бюджетной классификации, указанному в соглашении, в течение 10 рабочих дней со дня получения требования Министерства (пункт 18 Порядка № 178-П).

В случае если неиспользованный остаток субсидии не перечислен в бюджет Республики Карелия, указанные средства подлежат взысканию в судебном порядке (пункт 19 Порядка № 178-П).

Между Министерством и Корпорацией развития заключено Соглашение от 24.05.2019 №23 о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии юридическому лицу (за исключением государственного (муниципального) учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства (создание и развитие центра «Мой бизнес») в объеме 68 498 400 тыс. рублей, в том числе средства бюджета Республики Карелия - 685 000,0 тыс. рублей, средства федерального бюджета - 67 813 400,0 рублей.

В пунктах 5.1.3 - 5.1.5 Соглашении № 23 определены обязанности Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия (Главный распорядитель средств бюджета Республики Карелия): Министерство в целях реализации мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства (создание и развитие центра «Мой бизнес») обязуется определить показатели результативности в соответствии с приложением 2 к настоящему Соглашению и осуществить оценку их достижения; осуществлять контроль за соблюдением Получателем целей и условий предоставления Субсидии; в случае, если Получателем допущены нарушения порядка, целей и условий, предусмотренных настоящим Соглашением, направлять Получателю требование об обеспечении возврата средств Субсидии в бюджет Республики Карелия; в случае, если Получателем не достигнуты установленные значения показателей результативности, направлять Получателю требование об обеспечении возврата средств Субсидии в бюджет Республики Карелия в порядке, установленном пунктом 17 Порядка № 178-П.

Обязанности получателя закреплены в пунктах 5.3.2., 5.3.3.1 Соглашения № 23, согласно которым получатель обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности, установленных в Приложении 2 к настоящему Соглашению; обеспечить возврат Субсидии (остатков Субсидии) в случае образования не использованного в отчетном финансовом году остатка Субсидии и отсутствия решения Главного распорядителя средств бюджета Республики Карелия, принятого по согласованию с Министерством финансов Республики Карелия, о наличии потребности в указанных средствах, по коду доходов 804 116 3200002 0000140 в следующем порядке:

в срок до 1 марта очередного финансового года в следующих объёмах:

нецелевого использования - в полном объеме;

нарушения условий, установленных при ее предоставлении, - в объеме субсидии, полученной в период текущего финансового года, в котором установлено нарушение;

недостижения значений показателей результативности предоставления субсидии - в объёме средств, рассчитанном по формуле, установленной пунктом 17 Порядка предоставления из бюджета Республики Карелия субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства (создание и развитие центра «Мой бизнес»), утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 08 мая 2019 года № 178-П.

В Приложении 2 к Соглашению № 23 установлены показатели результативности на 2019 год, в том числе:

- Объем инвестиций, вложенных субъектами малого и среднего предпринимательства в реализацию программ модернизации / развития / перевооружения производства, разработанных при содействии инжинирингового центра. Плановое значение показателя – 500 тыс. руб.;

- Коэффициент загрузки оборудования и (или) программного обеспечения в случае, если в рамках использования субсидии предусмотрена закупка оборудования и (или) программного обеспечения). Плановое значение показателя – 50%;

- Общий объем возмездных работ (услуг), выполненных (оказанных) центром сертификации, стандартизации и испытаний (коллективного пользования) субъектам малого и среднего предпринимательства. Плановое значение показателя – 100 тыс. руб.

Проведенной Контрольно-счетной палатой проверкой установлено, что данные показатели результативности Корпорацией по состоянию на 31.12.2019 не достигнуты.

Данный факт не оспаривался Корпорацией в ходе судебного разбирательства.

По мнению Корпорация и Министерства, недостижение установленных в Соглашении показателей не может влечь последствий в виде наступления обязанности по возврату в бюджет средств субсидии, поскольку Подпрограммой 2 Государственной программы Республики Карелия, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 03.03.2014 № 49-П «Об утверждении государственной программы Республики Карелия «Экономическое развитие и инновационная экономика» (далее - государственная программа), предусмотрена в том числе реализация мероприятий федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», показателями результативности реализации указанной программы являлись:

• количество субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых граждан, получивших государственную поддержку в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»;

• количество субъектов малого и среднего предпринимательства, выведенных на экспорт при поддержке центров (агентств) координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.

Позиция Министерства сводится к тому, что показатели результативности, включенные в приложение 2 к Соглашению № 23, были включены в названное соглашение ошибочно, в результате действия человеческого фактора.

Судом первой инстанции правомерно отклонены данные доводы Корпорации и Министерства.

Так, приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.03.2019 № 125 утверждены Требования к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В Приложениях №№ 2, 3 к Требованиям установлены направления расходования субсидии на финансирование центра «Мой бизнес» и перечень ключевых показателей деятельности центра «Мой бизнес».

Как правомерно указал суд, направления расходов субсидии и плановые значения ключевых показателей эффективности деятельности центра «Мой бизнес» в рамках реализации федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» на 2019 год формировались Корпорацией, утверждались Министерством, а также направлялись для проверки и утверждения в Министерство экономического развития Российской Федерации. При этом плановые значения ключевых показателей эффективности деятельности центра «Мой бизнес», утвержденных Министерством и экспертной группой Министерства экономического развития Российской Федерации, соответствуют значениям показателей результативности предоставления субсидии, установленным Корпорации в Соглашении (полностью совпадают).

В ходе проводимой КСП проверки не установлено внесение в 2019 году Корпорацией или Министерством каких-либо изменений в плановые значения ключевых показателей эффективности деятельности центра «Мой бизнес» за 2019 год и показателей результативности предоставления субсидии по Соглашению, невыполнение которых стало основанием для включения в представление Контрольно-счетной палаты оспариваемого пункта о возврате субсидии. Показатели результативности субсидии, установленные Корпорации в Соглашении № 23, детализируют (в разрезе структурных подразделений центра «Мой бизнес») показатели федерального проекта, соответствующего регионального проекта и государственной программы, направлены на их достижение.

При этом, как уже было указано выше, недостижение Корпорацией планового значения показателя «коэффициент загрузки оборудования и (или) программного обеспечения центром сертификации, стандартизации и испытаний (коллективного пользования)» (предусмотрено со второго года работы центра сертификации) при расчете суммы возврата субсидии, указанной в представлении, не учитывалось, что подтвердили представители КСП в судебном заседании и не опровергнуто Корпорацией и Министерством.

На основании изложенного, следует согласиться с выводами суда о том, что Соглашение № 23 соответствует требованиям, изложенным в Порядке № 178-П (в редакции от 08.05.2019), а Корпорация, подписывая данное соглашение, приняла на себя обязательства по достижению показателей результативности, обозначенных в Приложении 2 к Соглашению № 23.

Министерством действительно было издано распоряжение о наличии потребности в направлении в 2020 году остатка субсидии, не использованного в 2019 году, на реализацию мероприятий, направленных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства (создание и развитие центра «Мой бизнес»), и данный остаток субсидии 2019 года был полностью израсходован в 2020 году.

Вместе с тем, как правомерно указал суд, издание Министерством распоряжения от 21.02.2020 № 7 о наличии потребности в направлении в 2020 году остатка субсидии, не использованного в 2019 году, на реализацию мероприятий, направленных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства (создание и развитие центра «Мой бизнес»), не опровергает факт нарушения Корпорацией по состоянию на 31.12.2019 обязательств по Соглашению № 23.

В ходе судебного разбирательства установлено и не оспорено заявителем и третьим лицом, что в 2020 году не были установлены показатели результативности в отношении остатка субсидии 2019 года, перенесенного на 2020 год. В 2020 году при использовании средств субсидии за 2019 год Корпорацией отчеты представлялись исключительно о расходах, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия. Отчеты о достижении значений показателей результативности в нарушение пункта 5.3.4. Соглашения № 23 и пункта 14 Порядка № 178-П) не формировались и в Министерство не предоставлялись, что повлекло невозможность осуществления оценки результативности использования остатка субсидии за 2019 год.

В Приложении 3 к отчету о результатах контрольного мероприятия ответчиком приведен анализ направлений расходов центра «Мой бизнес» в разрезе мероприятий (статей расходов) за 2019-2020 годы в части субсидии, предоставленной Корпорации по Соглашению № 23 (далее - таблица).

Таблица составлена Контрольно-счетной палатой по данным, представленным бухгалтерией Корпорации в ходе контрольного мероприятия. В графе 14 таблицы отражено использование в 2020 году центром «Мой бизнес» (Корпорацией) неиспользованного в 2019 году остатка субсидии по Соглашению № 23 в разрезе подразделений (центров) и статей расходов (позиций сметы).

Контрольно-счетная палата в ходе судебного разбирательства указала, что данные таблицы (результаты контрольного мероприятия) расходятся с данными, представленными Корпорацией в ходе судебного разбирательства.

В частности, по результатам контрольного мероприятия установлено, что использование в 2020 году остатка субсидии по Соглашению № 23 составило:

по Инжиниринговому центру - 1 334,7 тыс. рублей,

по Центру сертификации, стандартизации и испытаний - 3 016,8 тыс. рублей.

Вместе с тем, в соответствии с данными, дополнительно представленными Корпорацией в ходе судебного разбирательства, использование в 2020 году остатка субсидии по Соглашению № 23 составило:

по Инжиниринговому центру - 1 382,2 тыс. рублей

по Центру сертификации, стандартизации и испытаний 2 476,8 тыс. рублей.

Документы, представленные Корпорацией в ходе судебного разбирательства (договоры с поставщиками товаров, работ, услуг, акты выполненных работ), наряду с платежными документами, подтверждают лишь целевое использование средств субсидии по Соглашению № 23, но не подтверждают достижение в 2020 году показателей результативности субсидии, обозначенных в пункте 6 оспариваемого представления.

Более того, значения показателей результативности 2019 года должны были быть исполнены до 31.12.2019 включительно. Перенос их исполнения (перевыполнения) на 2020 год ни Порядком № 178-П, ни Соглашением № 23 не предусмотрен.

Ссылка Корпорации и третьего лица на принятое Министерством решение, согласованное с Министерством финансов Республики Карелия, о наличии потребности в направлении в 2020 году средств остатка субсидии, не использованного в 2019 году, на реализацию мероприятий, направленных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства (создание и развитие центра «Мой бизнес»), обоснованно отклонена судом, поскольку из содержания пункта 5.3.3.1 Соглашения № 23 во взаимосвязи с пунктами 5.3.2 Соглашения следует, что при недостижении значений показателей результативности предоставления субсидии денежные средства в любом случае должны быть возвращены в бюджет, а решение о переносе неиспользованной субсидии на следующий год возможно только в случае, если все показатели результативности на 2019 год достигнуты, неизрасходованные денежные средства являются, по сути, экономией бюджета в связи с достижением результатов меньшими средствами.

Более того, пункт 5.3.3.1 Соглашения в части установления возможности переноса субсидии на следующий год на основании решения Министерства в случае недостижения показателей результативности противоречит пунктам 16-18 Порядка № 178-П, согласно которым за нарушение получателем субсидии условий, целей и порядка предоставления субсидии, выявленное по фактам проверок, проведенных уполномоченным органом государственного финансового контроля, в качестве меры ответственности предусматривается возврат субсидии в бюджет Республики Карелия в случае:

нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии - в размере субсидии, полученной в период текущего финансового года, в котором установлено нарушение;

недостижения результата предоставления субсидии, значений показателей результата предоставления субсидии - в размере, установленном пунктом 17 Порядка предоставления субсидии.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления, не усмотрев предусмотренных статьями 198 и 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемого пункта представления недействительным.

Судом правильно применены и истолкованы нормы материального права, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Учитывая, что при обращении в суд с заявлением Корпорацией уплачена государственная пошлина в размере 150 руб., с подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ в доход федерального бюджета подлежит взысканию 1350 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 26 января 2022 года по делу № А26-4296/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Корпорация развития Республики Карелия» - без удовлетворения.

Взыскать с акционерного общества «Корпорация развития Республики Карелия» в доход федерального бюджета РФ государственную пошлина в размере 1350 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зотеева

Судьи

М.И. Денисюк

Н.И. Протас