ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
28 сентября 2023 года
Дело №А26-4426/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2023 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Балакир М.В., Изотовой С.В.
при ведении протокола судебного заседания: Зотовой А.И.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 20.09.2023,
рассмотрев в закрытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16815/2023) Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.04.2023 по делу № А26-4426/2021 (судья Киселева О.В.), принятое по иску Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации к Публичному акционерному обществу «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» о передаче в установленные места хранения 1253 куб. метра древесины, третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, Карельское предприятие магистральных электрических сетей филиал публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы»
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Карельскому предприятию магистральных электрических сетей филиал публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» (далее – ответчик) о передаче в установленные места хранения 1253 куб. метра древесины.
Определением от 03.12.2021 суд привлек к участию в деле в качестве соответчика публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы», а также Министерство обороны Российской Федерации и Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением от 01.04.2022 суд изменил процессуальный статус Филиала ПАО «ФСК ЕЭС» – Карельского предприятия магистральных электрических сетей с соответчика на третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора; принял к рассмотрению исковые требования в уточнений редакции.
Окончательно уточнив исковые требования, истец просил суд обязать публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания - Россети» (ОГРН: 1024701893336, ИНН: 4716016979) передать Хвойному лесничеству Минобороны России - филиалу Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации вырубленную древесину, сосредоточенную в настоящее время вдоль трасс линий электропередач: - 170, 157, 156 кварталы Горского участкового лесничества, вырубленную древесину объёмом 821 куб. метр, местом хранения древесины в Горском участковом лесничестве (Мурманская область), считать квартал № 144 выдел 10, 16 (координаты 67.205066,32.363859); - 330 квартал Скалистого участкового лесничества, вырубленную древесину объёмом 432 куб. метра, местом хранения древесины в Скалистом участковом лесничестве (Республика Карелия), считать квартал № 238 выдел 11 (координаты 61.879035, 33.963390).
Решением от 12.04.2023 иск удовлетворен.
Не согласившись с решением, ПАО «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы» обратилось с апелляционной жалобой об его отмене, указав, что спиленная древесина на территории Кемского района принята ГКУ КУ «Кемским центральным лесничеством». По результатам мониторинга состояния просек при помощи вертолетного облета установлено, что в период с 2021 по 2022 гг вся спиленная древесина в Кемском районе вывезена собственником с просек в том числе с земель, принадлежащих Министерству обороны России.
Из отзыва Министерсва природных ресурсов и экологии Республики Карелия на иск следует, что спорная древесина была реализована ТУ «Росимущества» ИП Коккову Г.В.
Определением от 19.07.2023 апелляционный суд обязал сторон произвести обследование территории кварталов 170, 157, 156 кварталы Горского участкового лесничества, 330 квартала Скалистого участкового лесничества на предмет наличия/отсутствия спорной древесины.
В судебном заседании 20.09.2023 произведена замена состава суда. В порядке ч. 3 ст. 18 АПК РФ судья Черемошкина В.В. заменена на судью Балакир М.В.
Из представленных сторонами актов осмотра следует, что в районе кварталов Горского участкового лесничества установлен факт наличия вырубленной древесины; в квартале Скалистого участкового лесничества установлен факт рубки древесины при этом сама древесина не обнаружена.
В судебном заседании представитель ответчика заявил ходатайство о проведении экспертизы ввиду отсутствия у ПАО «Россетти» специалиста в области лесного хозяйства для определения объема, качества и вида древесины, находящейся на территории кварталов Горского участкового лесничества.
С учетом имеющихся в материалах дела доказательств и предмета спора апелляционный суд в удовлетворении ходатайства ответчика о проведении экспертизы отказал.
Представитель ответчика доводы жалобы поддержал, представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражала по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, ответчик на территории лесных кварталов Хвойного лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России проводились работы по очистке (расширению) просеки ЛЭП до нормативов безопасности.
Не получив на это соответствующего разрешения Минобороны России, указанные работы проводились на территории следующих кварталов Хвойного лесничества Министерства обороны России:
1. 170, 157, 156 кварталы Горского участкового лесничества, объем вырубленной древесины составил 821 куб. метр;
2. 330 квартал Скалистого участкового лесничества, объем вырубленной древесины составил 432 куб. метра.
На момент рассмотрения спора вырубленная древесина оставлена на всем протяжении линии электропередач Хвойному лесничеству Министерства обороны России древесина не передавалась.
06.04.20211 истцом в адрес ответчика направлено претензионное письмо № 476 от 06.04.2021 с требованием о передаче истцу вырубленного объема древесины.
Оставление претензии без удовлетворения, послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ответчиком, на территории лесных кварталов Горского участкового лесничества Хвойного лесничества в кварталах 156, 157, 170, а так же Скалистого участкового лесничества, в квартале 330 проводились работы по очистке (расширению) просеки ЛЭП до нормативов безопасности.
Вырубленная древесина, образовавшаяся после проведения указанных работ, ответчиком в Хвойное лесничество не передавалась.
Данные обстоятельства привели к тому, что товарная стоимость вырубленной древесины существенно снизилась, а длительное нахождение древесины вне места её хранения привело к ещё большему ухудшению её свойств и товарного качества.
В апелляционной жалобе ответчик пояснил, что в связи с отсутствием в общем доступе сведений о принадлежности лесов и земель к землям Минобороны России им не было направлено уведомление о начале проведения работ по расширению просеки ЛЭП до нормативов безопасности. Кроме того, 15 дней до завершения работ в ГКУ РК «Кемское центральное лесничество» им было направлено уведомление о завершении работ с указанием объема, породного состава и места складирования выруленной древесины по договору № 537037-ИД от 12.03.2019.Ответным письмом от 28 февраля 2020 г. № 181 ГКУ РК Кемское центральное лесничество направило в адрес ответчика акты осмотра разрубки охранной линии электропередач. В результате вся вырубленная древесина, образовавшаяся вследствие проведения работ в Охранной зоне линейного объекта на территории Кемского района Республики Карелия была принята ГКУ РК Кемское центральное лесничество.
Таким образом, ответчик подтвердил, что фактического уведомления о завершений проведения работ, а так же уведомления о необходимости принять вырубленную древесину в адрес истца не направлял.
Вместе с тем в соответствии с пунктами 1-4 Порядка закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02 февраля 1998 г. № 135 (далее - Постановление № 135), леса, расположенные в границах лесничеств Минобороны России, переданы и закреплены за Минобороны России в целях постоянного их использования для нужд обороны, указанные леса исключены из состава земель лесного фонда Российской Федерации.
Леса Онежского и Скалистого участковых лесничеств Хвойного лесничества исключены из состава земель лесного фонда, переданы и закреплены за Минобороны России на основании Постановления № 135, приказа Федеральной службы лесного хозяйства России и Минобороны России от 13 апреля 1999 № 86/136 «Об утверждении актов о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны», акта на передачу (приемку) лесов, расположенных на землях обороны от 27 ноября 1998.
Кроме того, согласно пункту 10 статьи 1 Федерального Закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (далее - Закон об обороне) земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, относятся исключительно к федеральной собственности.
В силу положений подпункта 71 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Минобороны России осугцествляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными зд1астками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Пунктом 4 и 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, ограничиваются в обороте, либо изъяты из оборота, и не подлежат предоставлению в частную собственность.
В настоящее время, согласно материалам лесоустройства Онежского и Скалистого участковых лесничеств от 2003 года, имеющихся в распоряжении Хвойного лесничества следует, что ответчиком была проведена рубка лесных насаждений на территории Горского участкового лесничества, в кварталах № 156, 157, 170, а так же не территории Скалистого участкового лесничества, в квартале 330.
В соответствии с Постановлением № 135 леса переданы Минобороны России с целью постоянного использования их для обеспечения нужд обороны, в том числе для размещения, маскирования и функционирования ряда объектов военной инфраструктуры.
Подпунктом 71 пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (далее - Указ), определено, что Минобороны России осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, представленным в пользование Вооруженным Силам.
В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Согласно пункту 1 Указа Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имзш];еством Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
На основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации № 1184 ДСП от 08 декабря 2015 г. «Об установлении запретной зоны военного объекта - Хвойное лесничество Министерства обороны Российской Федерации», установлена запретная зона в отношении военного объекта -Хвойное лесничество Минобороны России, располагающегося в границах Ленинградской области, Вологодской области, Мурманской области, Республики Карелия.
Таким образом, лесные кварталы Хвойного лесничества Минобороны России, в границах которых проведена рубка лесных насаждений, произведенных Ответчиком, входят в запретную зону военного объекта - Хвойного лесничества Министерства обороны Российской Федерации, установленную в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2014 г. № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» (далее - Постановление №405).
Согласно п. 2 Постановления № 405 "запретная зона" - это территория вокруг военного объекта, - включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим постановлением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта; к военным объектам относятся существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно - исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны.
Согласно п. 5 Постановления № 405 целями установления запретных зон являются:
а) обеспечение обороны страны, защиты населения и бесперебойного функционирования военных объектов;
б) безопасность эксплуатации военных объектов и хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения;
в) недопущение разрушающего и иного воздействия на военные объекты, в том числе вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта (далее - чрезвычайная ситуация);
г) защита населения при функционировании военных объектов и возникновении чрезвычайных ситуаций на них.
Таким образом, лесные кварталы Хвойного лесничества Минобороны России, в границах которых проведена рубка лесных насаждений, произведенных ответчиком, входят в запретную зову военного объекта - Хвойного лесничества Министерства обороны Российской Федерации, установленную в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2014 г. № 405 «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны».
Кроме того, факт проведения работ по рубке лесных насаждений, осуществленной на территории истца, подтвержден представителями ответчика Масляковым С.С. - ведущий инженер службы эксплуатации ЛЭП филиала Россети Карельского ПМЭС, главным лесничим Хвойного лесничества Садковым А.В. опрошенными судом в судебном заседании.
Таким образом, в результате незаконной рубки образовалась древесина, принадлежащая истцу.
Ответчик полагает, что требование истца по вывозке вырубленной древесины на площадку хранения, расположенную в Кандалакшском районе Мурманской области, а так же в Пряжинском районе Республики Карелия нецелесообразно и влечет за собой увеличение затрат на содержание объектов энергетики, включенных в тариф на электроэнергию для населения и предприятий.
Вместе с тем истцом представлен расчет и предложена территория для осуществления хранения вырубленной древесины, исходя из следующих обстоятельств и требований:
Установленным местом хранения (складирования вырубленной древесины) на территории Скалистого участкового лесничества Хвойного лесничества (Республика Карелия), вырубленной в квартале 330 Скалистого участкового лесничества, в объеме 432 куб. метра, предложено признать территорию, официально установленную в Единой Государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС), согласованную с органами военного управления воинской части 55443-КП и отвечающую требованиям охраны, а так же пожарной и санитарной безопасности, расположенную по адресу: Республика Карелия, Пряжинский район, деревня Падозеро, квартал № 238 выдел 11 Скалистого участкового лесничества (координаты 61°52'46.85" Е 33°57'56.43" )
Установленным местом хранения (складирования вырубленной древесины) на территории Горского участкового лесничества (Мурманская область), вырубленную в квартале 156,157, 170 Горского участкового лесничества, в объеме 821 куб. метра, предложено признать территорию квартала 144, выдел 10,16. (координаты - N67''12'17.97" Е 32°21'50.93")
Данные места складирования установлены исходя и следующих обстоятельств:
Пунктом 31 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 октября 2020 г. № 1614 установлено, что складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: 20 метров от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; 40 метров от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.
Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой.
Таким образом, с учетом установленных требований об организации мест складирования заготовленной древесины, истцом представлены оптимальные площадки для организации мест хранения (складирования) древесины.
Определением апелляционного суда от 19.07.2023 сторонам предложено организовать и провести совместное обследование вырубленной древесины, с подписанием соответствующего акта осмотра.
26.07.2023 в ходе совместного осмотра лесного участка в районе квартала 330, 331 Скалистого участкового лесничества Хвойного лесничества Минобороны России (Республика Карелия) установлено отсутствие вырубленной древесины.
Вместе с тем Хвойному лесничеству Минобороны России - филиалу ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России, указанная древесина не передавалась. Предложения о приеме и вывозке вырубленной древесины в адрес истца от ответчика не направлялись.
28.07.2023 в ходе совместного осмотра лесного участка в районе кварталов № 144, 156, 157, 170, 171 Горского участкового лесничества (Мурманская область) установлен факт наличия на трассе линии электропередач вырубленной древесины, что зафиксировано в соответствующем акте осмотра от 28.07.2023.
Направление Обществом для осмотра Поживина А.Б., не обладающего специальными знаниями, оценено апелляционным судом с позиции ч. 2 ст. 9 АПК РФ. Последствия поведения ответчика выразились в отказе проведения экспертизы по ходатайству ответчика (с учетом участия в акте осмотра высоквалифицированных специалистов).
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства передачи спорной древесины в адрес ответчика, требования в части складирования древесины в установленных местах хранения отвечают требованиям охраны, пожарной и санитарной безопасности иск правомерно удовлетворен судом в полном объеме.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.04.2023 по делу № А26-4426/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.С. Полубехина
Судьи
М.В. Балакир
С.В. Изотова