ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-4474/2021 от 01.12.2021 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

08 декабря 2021 года

Дело №А26-4474/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Полубехиной Н.С.

судей Баженовой Ю.С., Нестерова С.А.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии:

от заявителя: не явился, извещено.

от ответчика: не явился, извещено.

от 3-их лиц: не явились, извещены.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34389/2021) Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.09.2021 по делу № А26-4474/2021 (судья Буга Н.Г.), принятое по заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о признании незаконным уведомления, 3-и лица: 1) Невско-Ладожское бассейновое водное управление федерального агентства водных ресурсов; 2) Администрация Прионежского муниципального района

установил:

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее – ответчик, Управление) о признании незаконным уведомления от 28 апреля 2021 года № КУВД-001/2021-14370700/1 как нарушающего положения Федерального закона от 13.07.2015 года №218- ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и законные интересы Министерства.

Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 05 июля 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Невско – Ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов и Администрация Прионежского муниципального района.

Решением от 01.09.2021 в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с решением, Министерство обратилось с апелляционной жалобой об его отмене.

В обоснование жалобы Министерство указало, что распоряжение Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от 20.04.2016 № 236-р, которое послужило основанием для постановки на кадастровый учет спорного земельного участка, было отменено в установленном порядке.

Основанием для отмены послужило нарушение требований пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ, в соответствии с которым образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В рассматриваемом случае спорный земельный участок не может использоваться для строительства без нарушения требований водного законодательства по причине расположения в береговой полосе и водоохранной зоне водного объекта.

Поскольку основанием для отмены распоряжения об утверждении схемы расположения спорного земельного участка послужил факт формирования данного участка с нарушением требований статьи 11.9 ЗК РФ, правовые основания для сохранения сведений о данном земельном участке в ЕГРН отсутствуют.

Обстоятельства, свидетельствующие о нарушении закона при образовании и постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 10:20:0015511:441, являются основанием для вывода о незаконности оспариваемого решения Управления.

В настоящее время на государственном кадастровом учете находится земельный участок 10:20:0015511:441, тогда как документ-основание постановки данного земельного участка на государственный кадастровый учет (распоряжение комитета) отменено в порядке самоконтроля.

Управление, как орган осуществляющий государственную регистрацию прав и кадастровый учет, ответственный за подлинность информации в отношении недвижимого имущества, не имеет возможности самостоятельно устранить недостоверность сведений ЕГРН.

Вывод о незаконности осуществления государственного кадастрового учета земельного участка влечет вывод о том, что единственным надлежащим способом защиты нарушенного права Министерства в рассматриваемом случае является снятие земельного участка с государственного кадастрового учета на основании вступившего в законную силу судебного акта.

Учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, у Министерства отсутствует иной способ защиты нарушенного права.

Наличие в ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 10:20:0015511:441 нарушает права и законные интересы Министерства, поскольку препятствуют в формировании и распоряжении земельным участком, собственность на который не разграничена.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со ст. 156 АПК РФ.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, 13 апреля 2021 года представителем Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в электронном виде представлено заявление о снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:20:0015511:441, расположенного на территории Прионежского муниципального района, площадью 870 кв.м.

28 апреля 2021 года государственным регистратором прав принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав № КУВД-001/2021-14370700/1 на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Министерства, полагая, что решение, оформленное Уведомлением Управления от 28 апреля 2021 года № КУВД-001/2021-14370700/1, противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельного участка осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" под государственным кадастровым учетом земельного участка признается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о нем, которые подтверждают существование такого объекта с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи. Одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета являются вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5 части 2 статьи 14 Федерального закона). Государственный кадастровый учет без одновременной государственной регистрации прав осуществляется исключительно в случае прекращения существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы, (подпункт 2 пункта 5 статьи 14 Федерального закона) и в отношении земельных участков, образуемых в определенных законодателем случаях (пункты 7, 8, 9, 10 части 5 статьи 14 Федерального закона). В случае осуществления государственного кадастрового учета объекта недвижимости, поступающего в собственность муниципального образования, от его имени при подаче заявления выступает уполномоченный орган местного самоуправления (часть 5 статьи 15 Федерального закона). Государственный кадастровый учет включает в себя проведение правовой экспертизы представленных документов на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в его осуществлении (подпункт 3 пункта 1 статьи 29 Федерального закона). Орган регистрации прав снимает земельный участок с государственного кадастрового учета, если в течение пяти лет со дня такого учета не осуществлена государственная регистрация права на него (пункт 15 статьи 41 Федерального закона).

Временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованном публичном земельном участке, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 01.01.2017), сохраняется до момента государственной регистрации права на этот участок, но не позднее 01.03.2022. В течение срока действия временного характера таких сведений они могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение таким земельным участком органа (пункт 7 статьи 72 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").

В Порядке ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, определено присвоение в кадастре недвижимости статуса "актуальная" записи, содержащей актуальные сведения о характеристиках объекта недвижимости на любой текущий момент времени, при принятии решения об осуществлении кадастрового учета и внесении таких сведений в кадастр недвижимости, а в такой записи статуса "актуальные" - актуальным на любой текущий момент времени сведениям о характеристиках объекта недвижимости (пункт 12). Разделу Единого государственного реестра недвижимости статус "актуальный" присваивается при постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, если такой учет допускается без одновременной регистрации прав (пункт 14). В записи кадастра недвижимости указываются сведения об образовании земельного участка и срок его снятия с государственного кадастрового учета в предусмотренном частью 15 статьи 41 Закона N 218-ФЗ случае (подпункт 14 пункта 22). Сведениям государственного кадастра недвижимости со статусом "учтенный" присваивался статус сведений "актуальные" при включении их после 01.01.2017 в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 177).

В пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, указано на недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством. Если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.

В определении судебной коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823 указано на возможность снятия с кадастрового учета объекта недвижимости вследствие признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета этого объекта. Соответствующая правовая позиция включена в пункт 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019.

Как следует из материалов дела, 18.07.2016 года в отношении спорного земельного участка внесены сведения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Карелия. 05.04.2017 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" зарегистрировано право собственности Республики Карелия на указанный земельный участок.

Таким образом, спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, имеет статус "актуальный" и не является преобразуемым в порядке статей 11.4 - 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Соответствующих документов Министерством не представлено.

Таким образом, прекращение зарегистрированного права и снятие с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 10:01:0140151:23 противоречит действующему законодательству, на что правильно указано судом в решении.

Как следует из материалов дела, Государственным регистратором прав было рекомендовано представить в орган регистрации прав заявление о прекращении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Указанных документов заявителем не представлено.

С учетом изложенного довод об отсутствии иного способа защиты Министерством не обоснован.

В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.09.2021 А26-4474/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.С. Полубехина

Судьи

Ю.С. Баженова

С.А. Нестеров