ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-4504/17 от 11.10.2017 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

03 ноября 2017 года

Дело № А26-4504/2017

Резолютивная часть постановления объявлена      октября 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме   ноября 2017 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Горбик В.М.,

судей  Кашиной Т.А., Колосовой Ж.В.,

при ведении протокола судебного заседания:  секретарем Ткаченко Я.А.,

при участии: 

от истца: представитель ФИО1 по доверенности от 16.08.2016 от Сегежского центрального лесничества

от ответчика: не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-23428/2017 )  акционерного общества «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» на решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 28.07.2017 по делу № А26-4504/2017 (судья Погосян А.А.), принятое

по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия

к акционерному обществу «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат»

об обязании выполнить работы,

установил:

Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (ОГРН: <***>; ИНН: <***>; место нахождения: 185035, <...>; далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к акционерному обществу «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, место нахождения: 186420, <...>; далее – ответчик, АО «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат», общество) об обязании выполнить работы: рубки ухода в молодняках на площади 156,0 га на лесных участках, арендованных по договору аренды лесного участка №57-з от 19.12.2008, содействие естественному возобновлению леса на площади 62,2 га на лесных участках, арендованных по договору аренды лесного участка от 19.12.2008 №57-з; содействие естественному возобновлению леса на площади              8,9 га на лесных участках, арендованных по договору аренды лесного участка от 19.12.2008 №58-з; строительство дорог противопожарного назначения протяженностью 2,0 км на лесных участках, арендованных по договору аренды лесного участка от 19.12.2008 №58-з.

Решением от 28.07.2017 Арбитражный суд Республики Карелия иск удовлетворил.

В апелляционной жалобе АО «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» к отмене решения суда от 28.07.2017 привел следующие доводы. Проекты освоения лесов к договорам аренды разработаны по данным лесоустройства 2009 года, но не актуальными на сегодняшний момент. В связи с давностью проведения лесоустройства на территории Сегежского лесничества лесные участки, определенные проектом освоения лесов, фактически не соответствуют установленным Правилами ухода за лесами,утвержденными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 №185 (далее - Правила ухода за лесами), требованиям к возрастным периодам проведения указанных рубок ухода. Выполнение рубок ухода в молодняках на данных лесных участках и в данных объемах объективно невозможно ввиду того, что фактический возраст лесных насаждений не совпадает с указанным в Проекте освоения лесов, что является нарушением проведения рубок ухода согласно Правилам по уходу за лесами. По мнению подателя жалобы, требуется проведение натурных обследований данных участков и внесение изменений в Проект освоения лесов, в связи с чем необходимо приведение объемов и сроков мероприятий по уходу за лесами (рубки ухода в молодняках осветления и прочистки), указанных в приложения №6, в соответствие с Правилами ухода за лесами. Проектом освоения лесов к договорам аренды лесных участков не предусмотрен план по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог противопожарного назначения. Создание лесной инфраструктуры является правом и имеет рекомендательный характер, и не является обязанностью арендатора.

Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия направило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в которой просило решение суда от 28.07.2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу –                без удовлетворения.

АО «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, поэтому в соответствии с данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 разъяснениями дело рассмотрено в их отсутствие.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодателем, правопредшественником истца) и ОАО «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» (арендатором) заключен договор аренды лесного участка от 19.12.2008 №57- з, согласно которому арендодатель передал, а арендатор принял в аренду находящийся в государственной собственности лесной участок площадью                    893426 га, расположенный на территории Сосновецкого центрального лесничества Сегежского муниципального района.

По договору аренды от 19.12.2008 №58-з арендодатель передал, арендатор принял лесной участок площадью 22 032 га, расположенный на территории Сосновецкого центрального лесничества Сегежского муниципального района.

Срок действия договоров №57-з, №58-з определен с момента государственной регистрации по 31.12.2053 (пункт 7.1). Договоры зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.04.2009, что подтверждено соответствующей отметкой регистрирующего органа.

Пунктом 1.4 договоров аренды предусмотрено, что лесные участки передаются арендатору для использования в целях заготовки древесины.

Согласно пункту 4.4.15 договоров аренды арендатор обязан выполнять на переданном в аренду лесном участке работы по охране, защите и воспроизводству лесов в объемах и сроки, установленные Проектом освоения лесов и приложением №6 к договору аренды, заключаемым сторонами ежегодно. Приложения №6 к договорам аренды №№57-з, 58-з на 2016 год, предусматривающие перечень мероприятий по охране, защите воспроизводству лесов, годовой объем и сроки их выполнения, подписаны со стороны арендатора без каких-либо замечаний (листы дела 37, 38).

Согласно отчетам об охране и защите лесов за январь-декабрь 2016 года по договорам №№57-з, 58-з АО «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» не полностью выполнило обусловленные приложением №6 и Проектом освоения лесов объемы работ по охране, защите и воспроизводству лесов на арендованных лесных участках.

Неисполненными остались следующие обязательства: по договору аренды лесного участка от 19.12.2008 №57-з - рубки ухода в молодняках на площади                156,0 га; содействие естественному возобновлению леса на площади 62,2 га; по договору аренды лесного участка от 19.12.2008 №58-з - содействие естественному возобновлению леса на площади 8,9 га; строительство дорог противопожарного назначения протяженностью 2,0 км. За невыполнение обязательств по приложению №6 на 2016 год по договорам аренды №№57-з, 58-з АО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат" постановлениями Министерства от 09.03.2017 №115/17л, от 09.03.2017 №116/17л привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Претензией от 10.03.2017 №256 истец потребовал от ответчика выполнения в срок до 10.06.2017 работ по охране, защите и воспроизводству лесов, предусмотренных приложением № 6 к договорам аренды №№57-з, 58-з.

Поскольку в добровольном порядке ответчик данные работы не произвел, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель в соответствии с пунктом 1 статьи 72 Лесного кодексаРоссийской Федерации предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Кодекса.

В статье 88 Лесного кодексаРоссийской Федерации предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют Проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса. Состав Проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 12 Лесного кодексаРоссийской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

В соответствии со статьей 62 Лесного кодексаРоссийской Федерации лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.

На основании пункта 2 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 29.06.2016 N375 (далее – Правила) лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов. Лесовосстановление должно обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов.

В пункте 8 Правил определено, что лесовосстановительные мероприятия осуществляются на каждом лесном участке, предназначенном для проведения лесовосстановления, в соответствии с проектом лесовосстановления. При составлении проекта лесовосстановления проводятся: обследование лесного участка; проектирование способа лесовосстановления; отвод лесного участка.

Арендатор обязан выполнять на переданном ему в аренду лесном участке работы по охране, защите и воспроизводству лесов в объемах и сроки, установленные Проектом освоения лесов и приложением N6 к настоящему договору (пункт 4.4.15 договора).

В приложении N6 к договору аренды лесного участка сторонами определены объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на лесном участке, переданном в аренду, в 2016 году. Указанным приложением установлены конкретные сроки выполнения лесохозяйственных работ.

В частности, приложением N6 предусмотрено выполнение обществом на      2016 год лесовосстановительных мероприятий по содействию естественному возобновлению  - сохранению подроста, уход за лесами – рубки ухода за молодняками (до 01.12.2016), ремонт и содержание дорог противопожарного значения.

Судом первой инстанции правомерно установлено, что данные мероприятия не выполнены. Данный факт подтверждается протоколами о привлечении АО «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» к административной ответственности в соответствии с частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отчетами об охране и защите лесов за январь-декабрь 2016 года.

Также судом первой инстанции правомерно не принят во внимание довод общества об отсутствии у него обязанности в строительстве дорог по договору аренды от 19.12.2008 № 58-з.

Пунктом 4.4.14 договора установлена обязанность арендатора по выполнению на переданном в аренду лесном участке работ по охране, защите и воспроизводству лесов в объемах и сроки, установленные Проектом освоения лесов и приложением N6 к договору; стороны согласовали, что приложение N6 к договору аренды заключается сторонами ежегодно и не подлежит государственной регистрации.

Арендатор принял на себя обязательства соблюдать требования правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, прокладку просек и противопожарных разрывов, создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных Проектом освоения лесов, приложением N6 к договору (пункт 4.4.15 договора).

На основании пункта 4.4.20 договора арендатор обязан осуществлять строительство, ремонт и содержание лесных дорог, необходимых для хозяйственной деятельности, на переданном в аренду лесном участке за свой счет в соответствии с Проектом освоения лесов.

Согласно части 1 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Как предусмотрено частью 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, к мерам противопожарного обустройства лесов отнесено строительство, реконструкция и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров (пункт 1).

Указанные меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании Проекта освоения лесов (часть 3 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации состав Проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Министерство приказом от 27.02.2010 №234 утвердило положительное заключение государственной экспертизы от 24.02.2010 №77, разделом 4 которого «Создание лесной инфраструктуры» предусмотрено строительство лесохозяйственных дорог (таблица 4.2 – Характеристика проектируемых объектов лесной инфраструктуры), где в примечании отмечено, что строительство дорог заключается в сводке леса, подсыпке и планировке дорожного полотна. Ширина дорог до 12 м. Все ремонтируемые и строящиеся дороги используются и как лесовозные, и как дороги противопожарного назначения.

АО «Сегежский ЦБК» за период действия Проекта освоения лесов с 2009 по 2017 год не подало ни одного акта оценки качества выполненных работ по строительству дорог противопожарного назначения, в то же время были поданы декларации на строительство лесовозных дорог (усов) по договору аренды лесного участка от 19.12.2008 №58-з. Арендатор не оформлял в установленном порядке акты оценки качества выполненных работ.

Доводы арендатора, что насаждения, где должны проводиться рубки ухода в молодняках, представлены низко продуктивными насаждениями 5, 5А и 5б класса бонитета, несостоятельны.

Бонитет - таксационная характеристика лесного насаждения, определяющая потенциальную продуктивность лесного насаждения и скорость роста деревьев, зависящий от климатических и почвенно-грунтовых условий.

В соответствии с проектом освоения лесов на территории аренды по договору аренды от 19.12.2008 №58-з преобладают леса средней производительности. Средний класс бонитета 4,5.

По проекту освоения лесов к договору аренды от 19.12.2008 №57-з  преобладают леса средней производительности, средний класс бонитета 3,3. По данным учета лесного фонда на 01.01.2017, площадь молодняков 2-4 класса бонитета составляет 69%.

Довод арендатора, что за время действия Проекта освоения лесов отсутствовали площади для проведения рубок ухода в молодняках, несостоятелен.

Всего на период 2009-2018 год по Проекту освоения лесов к договору аренды от 19.12.2008 №57-з необходимо выполнить уход за молодняками на площади 4183,4 га. По актам оценки качества выполненных работ и учету лесного фонда арендатором выполнено 3322,5 га рубок ухода в молодняках, недовыполнение составило 860,9 га.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы отклонены апелляционным судом по причине их несостоятельности; субъективная оценка подателем жалобы обстоятельств не отнесена к основаниям отмены судебного акта. Вместе с тем аргументам, изложенным участвующими в деле лицами, суд первой инстанции дал надлежащую оценку.

Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, апелляционная инстанция              не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела, отмены обжалуемого решения и удовлетворения жалобы.

Определением от 15.09.2017 апелляционный суд предложилАО «Сегежский ЦБК» представить подлинное платежное поручение от 22.08.2017 №28612 об уплате государственной пошлины. В связи с не выполнением указанного требования госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит взысканию с АО «Сегежский ЦБК» в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 28 июля 2017 года                  по делу № А26-4504/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу –                          без удовлетворения.

Взыскать с акционерного общества «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» в доход федерального бюджета 3 000 руб. госпошлины за подачу апелляционной жалобы.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

В.М. Горбик

Судьи

Т.А. Кашина

 Ж.В. Колосова