ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
28 декабря 2018 года | Дело № А26-4595/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2018 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей О. В. Горбачевой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Н. А. Климцовой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-30112/2018 ) Межрайонной ИФНС России №9 по Республике Карелия
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.10.2018 по делу № А26-4595/2018 (судья С. Н. Гарист), принятое
по заявлению ОАО "Кондопожское лесопромышленное хозяйство"
к Межрайонной ИФНС России №9 по Республике Карелия
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 12.11.2018); ФИО2 (приказ от 24.06.2018); ФИО3 (доверенность от 07.07.2017)
от ответчика: ФИО4 (доверенность от 29.12.2017)
установил:
Открытое акционерное общество «Кондопожское лесопромышленное хозяйство» (далее – АО «КЛПХ», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Республике Карелия (далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 22.12.2017 №08-09/797 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда от 04.10.2018 заявление общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе АО «КЛПХ» в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, при вынесении решения судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В суде апелляционной инстанции представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, представители общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании, состоявшемся 21.12.2018, объявлялся перерыв до 24.12.2018. После перерыва рассмотрение дела продолжено тем же составом суда в отсутствие представителей инспекции.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 21.06.2017 общество представило в инспекцию уточненное (№1) уведомление о контролируемых сделках за 2016 год, содержащее сведения по предмету сделок денежного займа, аренды транспортного средства, оказания прочих услуг.
При проведении проверки было установлено, что между АО «Дженту Тимбер Лимитед» (Великобритания, остров Мэн, г. Дуглас, Атол Стрит, 5) и заявителем заключен контракт от 01.09.2015 № 246/00245629/22015 на поставку лесоматериалов. Указанный контракт каждый год пролонгируется, приняты дополнения к контракту от 02.11.2015 № 1, от 03.02.2016 № 2, от 24.10.2016 № 3.
Согласно условиям вышеуказанного контракта АО «Дженту Тимбер Лимитед» приобрело у заявителя балансы березовые, сумма доходов за 2016 год составила 42 986 827 руб. 04 коп.
Со стороны АО «Дженту Тимбер Лимитед» контракт подписан представителем по доверенности ФИО5, со стороны заявителя - генеральным директором ФИО2
Инспекция установила, что ФИО2 является генеральным директором представительства АО «Дженту Тимбер Лимитед» (Великобритания) и руководителем проверяемого лица.
Со ссылкой на пункт 2 статьи 11, подпункт 8 пункта 2 статьи 105.1, подпункт 3 пункта 1 статьи 105.14 и пункт 2 статьи 105.16 НК РФ налоговый орган указал, что:
- заявитель и представительство АО «Дженту Тимбер Лимитед» являются взаимозависимыми лицами, поскольку полномочия единоличного исполнительного органа в них осуществляет одно и то же лицо;
- сделки между АО «КЛПХ» и представительством АО «Дженту Тимбер Лимитед» являются контролируемыми;
- спорные сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми вне зависимости от размера суммы доходов, полученных по таким сделкам;
- в нарушение пункта 2 статьи 105.16 НК РФ представленное обществом в налоговый орган уведомление о контролируемых сделках, совершенных в 2016 году, содержит недостоверные сведения, в нем не отражен факт продажи на экспорт баланса березового АО «Дженту Тимбер Лимитед».
По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 25.10.2017 №08-28/926.
Решением инспекции от 22.12.2017 №08-09/797 (далее – решение инспекции) АО «КЛПХ» привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.4 НК РФ (с учетом положений 112 и 114 НК РФ), в виде штрафа в общей сумме 2 500 руб.
Не согласившись с указанным решением, АО «КЛПХ» обжаловало его в установленном порядке в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия от 20.02.2018 №13-12/02539а решение инспекции оставлено без изменения, жалоба АО «КЛПХ» без удовлетворения.
Полагая, что решение инспекции не соответствует закону, нарушает права и законные интересы АО «КЛПХ», общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление общества.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы инспекции.
В соответствии со статьей 129.4 НК РФ неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб.
Согласно пункту 1 статьи 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 настоящего Кодекса.
Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки (пункт 2 статьи 105.16 НК РФ).
Критерии и условия, при которых сделки признаются контролируемыми, установлены статьей 105.14 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей).
К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 настоящего Кодекса. В целях настоящего подпункта, если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень, указанный в настоящем подпункте, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень (подпункт 3 пункта 1 статьи 105.14 НК).
Пунктом 41 Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденного Приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н (далее – Перечень), в него включены отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, в том числе Остров Мэн.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ в целях настоящего Кодекса организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей главы 25 Кодекса понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.
При этом в соответствии с положениями пункта 1 статьи 307 НК РФ объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, признается:
доход, полученный иностранной организацией в результате осуществления деятельности на территории Российской Федерации через ее постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, определяемых с учетом положений пункта 4 указанной статьи;
доходы иностранной организации от владения, пользования и (или) распоряжения имуществом постоянного представительства этой организации в Российской Федерации за вычетом расходов, связанных с получением таких доходов;
другие доходы от источников в Российской Федерации, указанные в пункте 1 статьи 309 Кодекса, относящиеся к постоянному представительству.
Таким образом, в случае, если сделка осуществляется между взаимозависимыми лицами, одно из которых является лицом, образованным в соответствии с законодательством иностранного государства, но действующим через постоянное представительство, создается ситуация, когда местом регистрации или местом налогового резидентства конечных получателей доходов являются территории разных государств или территорий.
Учитывая изложенное и исходя из совокупности приведенных положений Кодекса, следует признать, что сделки между лицами, одно из которых является лицом, образованным в соответствии с законодательством иностранного государства или территории, включенных в Перечень, но действующим через постоянное представительство, приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами и на них распространяются нормы подпункта 3 пункта 1 статьи 105.14 Кодекса.
Из вводной части контракта от 01.09.2015 № 246/00245629/22015 следует, что он заключен между АО «КЛПХ» в лице генерального директора ФИО2 и АО «Дженту Тимбер Лимитед» (Великобритания, остров Мэн, г. Дуглас, Атол Стрит, 5) в лице представителя по доверенности от 18.04.2013 10 АА № 025594 ФИО6
Доверенность от 18.04.2013 10 АА № 025594 выдана ФИО6 от имени отделения в Российской Федерации АО «Дженту Тимбер Лимитед» а лице генерального директора ФИО2, действующего на основании устава.
При таких обстоятельствах следует признать, что указанная сделка совершена между взаимозависимыми лицами - АО «КЛПХ» и АО «Дженту Тимбер Лимитед», действующим через постоянное представительство.
Материалами дела подтверждено и не оспаривается заявителем, что АО «КЛПХ» и постоянное представительство в Российской Федерации АО «Дженту Тимбер Лимитед» являются взаимозависимыми лицами.
Вместе с тем, контролируемыми сделки между взаимозависимыми лицами могут быть признаны только в порядке, установленном статьей 105.14 НК РФ, и при обязательном учете особенностей, предусмотренных указанной статьей.
Министерство финансов Российской Федерации в письме от 17.02.2017 №03-12-11/1/9340 разъяснило, что сделки между лицами, одно из которых является лицом, образованным в соответствии с законодательством иностранного государства или территории, включенных в Перечень, но действующим через постоянное представительство, приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами и на них распространяются нормы подпункта 3 пункта 1 статьи 105.14 Кодекса.
При этом организацию, образованную в соответствии с законодательством иностранного государства или территории, включенных в Перечень, и ее постоянное представительство в Российской Федерации, следует рассматривать как одно лицо при определении суммы доходов по сделкам, совершенным с указанной организацией и ее представительством в Российской Федерации, в соответствии с пунктом 9 статьи 105.14 Кодекса для целей признания таких сделок контролируемыми.
Пунктом 7 статьи 105.14 НК РФ установлено, что сделки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.
В данном случае, сумма дохода составляет менее 60 миллионов рублей, а именно - 42 986 827 руб. 04 коп.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы инспекции о том, что разъяснения Министерства финансов Российской Федерации не должны приниматься во внимание, поскольку приведенное письмо не носит обязательного характера для их исполнения налоговым органом.
Согласно пункту 1 статьи 4 НК РФ и пункту 1 положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Минфин России, являющийся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Наряду с этим Министерство финансов Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 34.2 НК РФ дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, письмо имеет информационно-разъяснительный характер, в нем выражается позиция Минфина России по конкретному или общему вопросу, содержащаяся в индивидуальных или коллективных обращениях налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.
В соответствии со статьей 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента или иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
В силу пункта 2 статьи 109 НК РФ при отсутствии вины в совершении налогового правонарушения налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности.
Согласно же подпункту 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение им письменных разъяснений о порядке исчисления налога, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (названные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
Таким образом, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что привлечение заявителя к ответственности по статье 129.4 НК РФ является неправомерным, оспариваемое решение подлежит признанию недействительным как противоречащее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.10.2018 по делу № А26-4595/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | ФИО7 | |
Судьи | О.В. Горбачева ФИО8 |