ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-4699/20 от 26.01.2021 АС Республики Карелия

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

14 марта 2021 года

Дело № А26-4699/2020

Резолютивная часть постановления объявлена    января 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   марта 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Денисюк М.И.

судей  Зотеевой Л.В., Протас Н.И.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

при участии: 

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 12.01.2021

от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 19.03.2019

от третьего лица: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-32257/2020 ) Государственного унитарного предприятия Республики Карелия «Карелавтотранс-Сервис» на решение Арбитражного суда   Республики Карелия от 01.10.2020 по делу № А26-4699/2020 (судья  Лазарев А.Ю), принятое

по заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Карелия «Карелавтотранс – Сервис»

к  Министерству финансов Республики Карелия

третье лицо:  Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия

о признании недействительным предписания от 20.03.2020 № 2493/18.1-08/

установил:

Государственное унитарное предприятие Республики Карелия «Карелавтотранс-Сервис» (далее – заявитель, Предприятие, ГУП РК «Карелавтотранс-Сервис») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Министерства финансов Республики Карелия (далее – ответчик, Министерство финансов) от 20.03.2020 №2493/18.1-08/.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия (далее - Министерство по дорожному хозяйству).

Решением суда от 01.10.2020 в удовлетворении заявленных Предприятием требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Предприятие направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 01.10.2020, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Предприятием требований. Податель жалобы полагает, что выводы суда первой инстанции о том, что Предприятие допустило нецелевое расходование бюджетных средств, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и противоречат действующему законодательству. Податель жалобы ссылается на то, что Предприятием были исполнены все предусмотренные действующим законодательством условия предоставления субсидии на финансовое обеспечение затрат ГУП РК «Карелавтотранс-Сервис» по погашению кредиторской задолженности, возникшей в связи с осуществлением перевозок пассажиров и багажа, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг; нецелевого использования бюджетных средств Предприятием не допущено, поскольку погашение спорной кредиторской задолженности за счет средств субсидии изначально оговаривалось с главным распорядителем бюджетных средств еще на стадии согласования суммы субсидии.

В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Министерства финансов против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.

Министерство по дорожному хозяйству извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов», в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Министерством финансов в соответствии с приказом от 23.12.2019 № 805 в период с 24.12.2019 по 28.01.2020 проведена внеплановая выездная проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности, использования средств бюджета Республики Карелия  ГУП РК «Карелавтотранс-сервис».

В ходе проверки Министерством финансов выявлено нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета Республики Карелия, выразившееся в нецелевом использовании бюджетных средств в сумме 6 394 138,98 рублей.

Проверкой установлено, что между Министерством по дорожному хозяйству (Главный распорядитель) и ГУП РК «Карелавтотранс-Сервис» (Получатель) на основании статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Республики Карелия от 18.12.2018 № 473-П было заключено Соглашение от 01.03.2019 о предоставлении из бюджета Республики Карелия субсидии ГУП РК «Карелавтотранс-Сервис» на финансовое обеспечение затрат по погашению кредиторской задолженности, возникшей в связи с осуществлением перевозки пассажиров и багажа, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг (далее - Соглашение).

В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения его предметом является предоставление из бюджета Республики Карелия в 2019 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат Получателя, связанных с погашением кредиторской задолженности, возникшей в связи с осуществлением перевозки пассажиров и багажа, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг (далее - Субсидия).

Согласно пункту 2.1 Соглашения размер Субсидии, предоставляемой из бюджета Республики Карелия, составляет в 2019 году 8 818 800 рублей.

В соответствии с пунктом 2.2 Соглашения порядок расчета размера Субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер, предоставляемой на финансовое обеспечение затрат, направленных на достижение цели, указанной в пункте 1.1 настоящего Соглашения определяется в соответствии с пунктом 7 Порядка предоставления субсидии, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 18.12.2018 № 473-П.

В приложении № 1 к Соглашению также указано направление затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия - погашение кредиторской задолженности, возникшей в связи с осуществлением перевозки пассажиров и багажа.

Денежные средства в размере 8 818 800 рублей были перечислены Предприятию платежным поручением от 07.03.2019 № 561754.

Согласно Отчету о расходах, финансовым источником финансового обеспечения которых является субсидия, представленному ГУП РК «Карелавтотранс-Сервис» в Министерство по дорожному хозяйству (письмо от 13.03.2019 № 57/1) полученная в рамках Соглашения субсидия направлена Предприятием, в том числе:

 - на возврат излишне перечисленной выручки за продажу билетов по договору №20/10-2018-А от 01.01.2018 с ГУП РК «Карелавтотранс» на сумму 5 274 515,79 рублей.

 - на возврат аванса по контракту 04.07.2018 № 0506500000518000017-0863552-01 с ГУП РК «Карелавтотранс» на техническое обслуживание и ремонт автотранспорта на сумму 1 119 623,19 рублей.

Проверкой установлено, что договор от 01.01.2018 20/10-2018-А заключен между ГУП РК «Карелавтотранс» (Исполнитель) и ГУП РК «Карелавтотранс-Сервис» (Заказчик) на комплексное обслуживание перевозчика (далее - Договор). Согласно пункту 1.1 Договора ГУП РК «Карелавтотранс» (Исполнитель) обязуется за вознаграждение совершать по поручению Заказчика от его имени и за его счет осуществление на автовокзале продажи билетов пассажирам и юридическим лицам, а также принятие оплаты за провоз багажа по регулярным автобусным маршрутам, обслуживаемым автобусами, принадлежащими Заказчику, согласно расписанию, а также Исполнитель обязуется осуществлять вокзальное и диспетчерское обслуживание автобусов и экипажей водителей Заказчика, выполняющих рейсы согласно расписанию.

В соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 Договора Заказчик выплачивает Исполнителю вознаграждение за осуществление реализации проездных документов (билетов на проезд и провоз багажа) в размере 10% от суммы реализации; сумма вознаграждения удерживается Исполнителем самостоятельно из суммы выручки от реализации билетов на проезд пассажиров и провоз багажа.

Министерство финансов пришло к выводу о том, что излишне перечисленная ГУП РК «Карелавтотранс» Предприятию выручка за продажу билетов по Договору  на сумму 5 274 515,79 рублей не является кредиторской задолженностью Предприятия, возникшей в связи с осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

Между ГУП РК «Карелавтотранс» (Заказчик) и ГУП РК «Карелавтотранс-Сервис» (Исполнитель) был заключен контракт 04.07.2018 № 0506500000518000017-0863552-01 на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта в 2018 году на сумму 10 000 000 рублей (далее - Контракт). По Контракту ГУП РК «Карелавтотранс-Сервис» (Исполнитель) оказывает ГУП РК «Карелавтотранс» (Заказчик) услуги по техническому обслуживанию ремонту автотранспорта. В соответствии с пунктом 2.5 Контракта оплата оказания услуги осуществляется по цене единицы услуги исходя из объема фактически оказанной услуги, по цене каждой гласной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта; авансирование работ не предусмотрено.

Таким образом, Министерство финансов посчитало, что кредиторская задолженность в сумме 1 119 623,19 рублей, на погашения которой направлены средства субсидии, образовалась в результате перечисления ГУП РК «Карелатотранс» Предприятию денежных средств без оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта. При этом оказание Предприятием в рамках Контракта услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта для ГУП «Карелавтотранс» не относится к деятельности Предприятия по перевозке пассажиров и багажа.

Министерство пришло к выводу о том, что задолженность, образовавшаяся у Предприятия перед ГУП РК «Карелавтотранс» могла быть погашена путем зачета в счет полученной выручки и оказанных услуг по ремонту в 2019 году без привлечения средств субсидии.

По результатам проверки Министерством финансов  составлен акт выездной проверки от 18.02.2020 № 18.1-12/12-20 и вынесено предписание от 20.03.2020 №2493/18ю-08/, согласно которому Министерство финансов в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 61 Порядка осуществления внутреннего государственного финансового контроля в Республике Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 18.03.2015 № 84-П, потребовало от ГУП РК «Карелавтотранс-Сервис» принять меры по возврату в бюджет Республики Карелия средств в сумме 6 394 138,98 рублей в срок до 01.10.2020.

Не согласившись с указанным предписанием от 20.03.2020 №2493/18ю-08/, Предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции было отказано.

При этом, отказывая в удовлетворении заявленных Предприятием требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 08.10.2010 № 210-П Министерство финансов Республики Карелия является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим полномочия органа внутреннего государственного финансового контроля.

В соответствии со статьей 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля отнесен контроль за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета.

На основании пункта 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования, направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 18.03.2015 № 84-П утвержден Порядок осуществления внутреннего государственного финансового контроля в Республике Карелия», пунктом 61 которого предусмотрено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений орган контроля направляет представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

Согласно статье 270.2 БК РФ под предписанием понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок бюджетного нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.

В рассматриваемом случае, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, министерством финансов в рамках установленной компетенции приказом  в соответствии с приказом от 23.12.2019 № 805 проведена внеплановая выездная проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности, использования средств бюджета Республики Карелия ГУП РК «Карелавтотранс-Сервис», по результатам которой Министерством финансов в соответствии с предоставленными ему полномочиями в адрес Предприятия вынесено оспариваемое предписание от 20.03.2020 № 2493/18.1-08/ в связи с выявленным нецелевым расходованием средств субсидии, предоставленной по Соглашению, в размере 6 394 138,98 рублей.

В соответствии со статьей 38 БК РФ в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Как правомерно отметил суд первой инстанции, любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета объекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 306.4 БК РФнецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно пункту 11.3 Приложения 8 к Закону Республики Карелия «О бюджете Республики Карелия на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» в рамках выполнения подпрограммы «Развитие транспортного обслуживания населения» Государственной программы Республики Карелия «Транспортное обслуживание населения» ГУП «Карелавтотранс-Сервис» предусмотрена субсидия на финансовое обеспечение затрат по погашению кредиторской задолженности, возникшей в связи с осуществлением перевозки пассажиров и багажа (Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг) в размере 8 818 800 рублей.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 18.12.2018 № 473-П утвержден Порядок предоставления из бюджета Республики Карелия субсидии на финансовое обеспечение затрат по погашению кредиторской задолженности, возникшей в связи с осуществлением перевозки пассажиров и багажа, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг (далее – Порядок).

В силу пункта 4 Порядка предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения (договора) о предоставлении субсидии, заключенного между главным распорядителем и получателем субсидии, предусматривающего согласие получателя субсидии на осуществление проверок главным распорядителем и уполномоченным органом государственного финансового контроля соблюдения целей, условий и порядка предоставления субсидии.

В соответствии с пунктами 13 и14 Порядка орган исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющий функции органа внутреннего государственного финансового контроля осуществляет контроль за соблюдением целей предоставления субсидии, в случае установления факта нарушения получателем субсидии условий предоставления субсидии, выявленного проверкой органа контроля денежные средства, использованные не по целевому назначению, подлежат возврату в доход бюджета Республики Карелия.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проверки в деятельности ГУП РК «Карелавтотранс-Сервис» Министерством финансов выявлено нецелевое использование бюджетных средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения его предметом является предоставление из бюджета Республики Карелия в 2019 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат Получателя, связанных с погашением кредиторской задолженности, возникшей в связи с осуществлением перевозки пассажиров и багажа, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (далее - Субсидия).

В приложении № 1 к Соглашению также указано направление затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия - погашение кредиторской задолженности, возникшей в связи с осуществлением перевозки пассажиров и багажа.

Министерство финансов пришло к выводу о том. что нецелевым образом израсходованные средства субсидии образовались в результате погашения Предприятием кредиторской задолженности перед ГУП «Карелавтотранс» по двум основаниям двумя платежными поручениями: № 213 от 11.03.20119 на сумму 5 274 515,79 руб. и № 214 от 11.03.2019 на сумму 1 119 623,19 руб. (т.2 л.д.28, 29).

Так в ходе проверки установлено, что часть денежных средств, полученных в качестве субсидии, в размере 5 274 515,79 рублей направлена Предприятием на возврат излишне перечисленной выручки за продажу билетов по договору № 20/10-2018-А от 01.01.2018 (далее - Договор).

Согласно пункту 1.1 Договора ГУП РК «Карелавтотранс» (Исполнитель) обязуется за вознаграждение совершать по поручению Заказчика от его имени и за его счет осуществление на автовокзале продажи билетов пассажирам и юридическим лицам, а также принятие оплаты за провоз багажа по регулярным автобусным маршрутам, обслуживаемым автобусами, принадлежащими Заказчику, согласно расписанию, а также Исполнитель обязуется осуществлять вокзальное и диспетчерское обслуживание автобусов и экипажей водителей Заказчика, выполняющих рейсы согласно расписанию.

В соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 Договора Заказчик выплачивает Исполнителю вознаграждение за осуществление реализации проездных документов (билетов на проезд и провоз багажа) в размере 10% от суммы реализации; сумма вознаграждения удерживается Исполнителем самостоятельно из суммы выручки от реализации билетов на проезд пассажиров и провоз багажа.

Таким образом, в силу положений Договора никаких авансовых обязательств Исполнителя (ГУП РК «Карелавтотранс») перед Заказчиком (ГУП РК «Карелавтотранс-Сервис») не предусмотрено.

Положениями Договора предусмотрено право Исполнителя производить авансовое перечисление сумм выручки от реализации билетов (за вычетом вознаграждения) в текущем месяце (пункт 3.3 Договора в редакции Дополнительного соглашения №2), однако в данном случае речь идет не о средствах самого Исполнителя по договору, а о выручке от реализации билетов (собственные средства ГУП РК «Карелавтотранс-Сервис», которая в соответствии с абзацем первым этого же пункта 3.3 в обычном порядке перечисляется в течение 10 банковских дней с момента представления ежемесячного отчета исполнителя о количестве и стоимости проданных билетов. Таким образом, как обоснован указал суд первой инстанции, в силу пункта 3.3 Договора Исполнитель может перечислить ГУП РК «Карелавтотранс-Сервис» его же собственные средства, но за вычетом своего вознаграждения.

Тем самым получение ГУП РК «Карелавтотранс-Сервис» выручки за проданные билеты не образует кредиторскую задолженность перед Исполнителем и не является авансом Исполнителя. Перечисленная Исполнителем от продажи билетов выручка в любом случае не может образовать кредиторскую задолженность перед Исполнителем, так как выручка является собственностью ГУП РК «Карелавтотранс-Сервис» независимо от способа ее перечисления на счет Предприятия.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции полагает правомерным вывод Министерства финансов и суда первой инстанции о том, что в данном случае задолженность перед Заявителем была создана без каких-либо правовых оснований, а Заявитель направил средства субсидии на ее погашение.

Так как факт хозяйственной жизни, непосредственно связанный с осуществлением перевозки пассажиров и багажа в данном случае отсутствует (отсутствуют затраты по перевозке пассажиров и багажа, вследствие которых возникла указанная кредиторская задолженность), то данная кредиторская задолженность возникла не в связи с осуществлением перевозки пассажиров и багажа. Следовательно, Министерство финансов обоснованно посчитало, что направление средств субсидии, предоставленной в соответствии с Соглашением,  на погашение указанной задолженности Предприятия противоречит целям ее использования.

В ходе проверки Министерством также было установлено, что субсидия направлялась на погашение Предприятием кредиторской задолженности перед ГУП «РК «Карелавтотранс» в сумме 1 119 623,19 рублей по контракту от 04.07.2018 №0506500000518000017-0863552-01 на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта в 2018 году  (далее – Контракт), в рамках которого ГУП РК «Карелавтотранс-Сервис» (Исполнитель) оказывает ГУП РК «Карелавтотранс» (Заказчик) услуги по техническому обслуживанию ремонту автотранспорта.

В соответствии с пунктом 2.5 Контракта оплата оказания услуги осуществляется по цене единицы услуги исходя из объема фактически оказанной услуги, по цене каждой гласной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта; авансирование работ не предусмотрено.

Таким образом, кредиторская задолженность в сумме 1 119 623,19 рублей, на погашения которой направлены средства субсидии, образовалась в результате перечисления ГУП РК «Карелатотранс» Предприятию денежных средств без оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта, то есть без каких-либо оснований. Документального обоснования фактической задолженности заявителем не представлено.

При этом Министерство финансов также обоснованно посчитало, что  оказание Предприятием в рамках Контракта услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта для ГУП «Карелавтотранс» не относится к деятельности Предприятия по перевозке пассажиров и багажа, что само по себе является достаточным основанием для признания направления субсидии на погашение кредиторской задолженности по Контракту нецелевым расходованием средств субсидии.

Как правомерно отмечено судом первой инстанции, ни Договор, ни Контракт не порождают по вышеописанным причинам возникновение кредиторской задолженности, которая могла быть покрыта за счет целевой субсидии, выделенной Предприятию по условиям Соглашения.

Таким образом, действия Предприятия по направлению средств субсидии на погашение своей задолженности по Договору и Контракту не отвечают вышеизложенным требованиям бюджетного законодательства, являются нецелевым расходованием бюджетных средств.

Также не могут быть признаны обоснованными ссылки на то, что правомерность направления субсидии на погашение задолженности ГУП РК «Карелавтотранс-Сервис» перед ГУП РК «Карелавтотранс» подтверждается Законом Республики Карелия от 21.12.2018 № 2337-ЗРК «О бюджете Республики Карелия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», в котором предусмотрена субсидия в размере 8 818 800 руб. Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, законность выделения средств субсидии не означает безусловную правомерность и законность расходования указанных средств.

В рассматриваемом случае в нарушение приведенных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств - Предприятием не обеспечена результативность и целевой характер использования предоставленных из бюджета Республики Карелия средств субсидий.

Суд соглашается с выводами Министерства финансов о том, что заявителем создано формальное наличие кредиторской задолженности, на погашение которой безосновательно направлены средства субсидии. Вместе с тем, формальное документирование задолженности не является безусловным доказательством правомерности расходования средств бюджета.

При таких обстоятельствах, оспариваемое  предписание от 20.03.2020 №2493/18.1-08/ правомерно выдано Министерством финансов в рамках предоставленных ему полномочий при наличии достаточных к тому оснований, установленных в ходе проверки. В связи с чем предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания предписания Министерства финансов от 20.03.2020 №2493/18.1-08/ недействительным не имеется.

Судом первой инстанции правильно установлены имеющие значение для дела обстоятельства, дана надлежащая оценка доводам сторон, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам, нарушения или неправильного применения норм материального права, а также существенных нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение неправильного решения, судом первой инстанции не допущено.

Учитывая изложенное суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Предприятия и отмены решения суда первой инстанции от 01.10.2020.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в размере 1500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.

Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1500 руб., перечисленная платежным поручением от 18.11.2020 № 1272, подлежит возврату ГУП РК «Карелавтотранс-Сервис» из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.  

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 01 октября 2020 года по делу № А26-4699/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия Республики Карелия «Карелавтотранс - Сервис» - без удовлетворения.

Постановление  может быть  обжаловано  в  Арбитражный  суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

М.И. Денисюк

Судьи

Л.В. Зотеева

 Н.И. Протас