ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-4722/20 от 17.06.2021 АС Республики Карелия

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

25 июня 2021 года

Дело № А26-4722/2020

Резолютивная часть постановления объявлена июня 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июня 2021 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего  Савиной Е.В., судей  Богдановской Г.Н., Слоневской А.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Апхудовым А.А.,

при участии: 

- от истца: ФИО1 (доверенность от 05.10.2020)

- от ответчика: ФИО2 (доверенность от 25.06.2020)

- от 3-го лица: не явились (извещены)

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-8716/2021 )  индивидуального предпринимателя Орендарчук Виктора Ивановича

на решение Арбитражного суда  Республики Карелия от 02.02.2021 по делу № А26-4722/2020 ,

принятое по иску общества с ограниченной ответственностью «Автоспецтранс» к  индивидуальному предпринимателю ФИО3

3-и лица: 

1) общество с ограниченной ответственностью «УК-САС»

2) общество с ограниченной ответственностью «АктивПро»

о взыскании

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Автоспецтранс» (далее –Общество, ООО «Автоспецтранс») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО3 о взыскании 119 116,66 руб., в том числе: 112 635,77 руб. задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с мая 2018 года по декабрь 2019 года, 6 480,89 руб. пеней за несвоевременную оплату за период с 11.01.2020 по 25.05.2020 и до даты фактического исполнения обязательства.

Определением от 26.10.2020 судом привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца, - общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания-САС» и общество с ограниченной ответственностью «АктивПро» (далее - третьи лица).

Решением суда от 02.02.2021 исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.

Податель жалобы полагает, что в поселке Летнереченском пакетный сбор ТКО не организован.

Население самостоятельно вывозит ТКО на санкционированные свалки возле населенных пунктов муниципальных образований.

28.05.2021 в апелляционный суд поступили возражения исца на апелляционную жалобу.

10.06.2021 от ответчика поступило ходатайство о приобщении к материалам дела решения Верховного суда Республики Карелия от 19.05.2021 №3а-42/2021.

15.06.2021 от истца направлено дополнение к ранее представленным возражениям, также истец ходатайствует о привлечении в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.

Поступившие документы приобщены  к материалам дела.

В судебном  заседании представитель ответчика поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель истца доводы жалобы отклонил и проси оставить без изменения решение суда первой инстанции.

Согласно части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.

Следовательно, третье лицо без самостоятельных требований является предполагаемым участником материального правоотношения, связанного по объекту и составу с тем, что является предметом разбирательства в арбитражном суде. Основанием для вступления (привлечения) в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновения права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязанностью основного спорного правоотношения между стороной и третьим лицом.

Целью участия третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, является предотвращение неблагоприятных для них последствий.

Истцом не представлено доказательств того, что судебный акт по настоящему делу может повлиять на права или обязанности Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия.

 Оснований для вывода о том, что настоящий спор затрагивает права, интересы или обязанности данных лиц, истец не приводит, из материалов дела наличие таких обстоятельств не усматривается.

При таких обстоятельствах, суд отклоняет указанное ходатайство.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в отсутствие представителей.

Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела, с 01.05.2018 ООО «Автоспецтранс» оказывает услуги по вывозу твердых коммунальных отходов, в связи с чем, в адрес ответчика направляет платежные документы (счета и акты) по оплате услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) исходя из объема оказанной услуги и тарифа ежемесячно.

В рамках настоящего дела, ООО «Автоспецтранс» в период с мая 2018 года по декабрь 2019 года оказывало ответчику услуги по вывозу ТКО, которые ответчиком не оплачены.

В исковом заявлении указано, что услуги оказывались на основании договора №37-168 АСТ от 28.11.2019, который направлялся в адрес Предпринимателя и  возвращен им с отказом от заключения договора.

Неисполнение требований, изложенных в претензии от 11.02.2020, явилось основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции признал предъявленные требования обоснованными как по праву, так и по размеру.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев предусмотренных законом.

В силу статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. На основании статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами; статус регионального оператора присваивается на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Такие правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» (далее - Правила).

Пунктом 4 Правил установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

ООО «Автоспецтранс» 19.02.2018 присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Карелия.

Между ООО «Автоспецтранс» и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО с 19.02.2018 сроком на 10 лет. Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25.04.2018 № 29 ООО «Автоспецтранс» установлены предельные единые тарифы на услуги по обращению с ТКО. Предложение регионального оператора о заключении договоров по обращению с ТКО (публичная оферта) было размещено в общедоступных для потребителей средствах информации 01.03.2018.

Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ региональный оператор не вправе отказать в заключении договора собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

В силу пункта 5 Правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1 (1) настоящих Правил.

Согласно подпункту «в» пункта 8 (1) раздела 1 (1) Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Пунктом 8 (4) указанного раздела Правил предусмотрено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом заявка потребителя должна содержать наименование и местонахождение помещений и иных объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 8 (1).

В силу пунктов 8 (8), 8 (10), 8 (10) заявка потребителя и документы рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления; если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, региональный оператор в течение 15 рабочих дней направляет потребителю 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем (проект составляется в соответствии с типовым договором).

Согласно пункту 8 (12) Правил в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.

В установленные сроки ФИО3 обязательств по заключению договора с региональным оператором не исполнил. Вместе с тем, обязательства сторон по обращению с ТКО в спорный период возникли в силу закона. Заключение договора с региональным оператором является обязанностью потребителя, реализуемой им в силу закона самостоятельно, путем направления соответствующей заявки, рассматриваемой в ограниченные сроки. Договор №37-168 АСТ считается заключенным.

Возможностью отказаться от заключения договора с региональным оператором имеют те юридические лица, которые обладают правом собственности или иным законным основанием на объекты размещения отходов, расположенные в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (пункт 6 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Доказательства того, что ООО «Автоспецтранс» в проверяемый период не осуществляло деятельность по вывозу ТКО с площадок, используемых потребителем, в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.

Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Карелия утверждены приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия от 23.03.2018 № 81.

Постановлением государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 25.04.2018 № 29 «О тарифах общества с ограниченной ответственностью «Автоспецтранс» на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (территория оказания услуг - Республика Карелия)» с изменениями внесенными 28.12.2018, для истца установлены тарифы, применяемые при начислении платы за услугу по обращению с ТКО.

Согласно пункту 16 договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора.

При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото - и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.

Доказательств невыполнения истцом своих обязанностей в рамках договора, путем составления и направления соответствующего акта истцу, а также в уполномоченный орган в порядке, предусмотренном пунктами 16 и 20 договора, ответчик в материалы дела не представил, претензий о ненадлежащем качестве услуг не заявлено, равно как не представлено доказательств того, что отходы не вывозились, или вывозились самостоятельно ответчиком. Составление и подписание акта оказанных услуг Правилами и условиями типового договора не предусмотрено.

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 8 (1) Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся в нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицами, владеющими такими нежилыми помещениями на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Поскольку доказательства соответствия ответчика критерию, указанному в пункте 6 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ материалы дела не содержат, при этом в установленном порядке и сроки ответчикк свою обязанность по заключению договора с региональным оператором не исполнил.

Доказательств того, что ООО «Автоспецтранс» в спорный период не осуществляло деятельность по выводу ТКО с площадок, используемых потребителем в нарушение требований 65 статьи АПК РФ не представлено.

Согласно статье 24.6 Закона № 89-ФЗ, если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться.

Таким образом, поскольку факт оказания услуг истцом в спорный период доказан представленными в материалы дела документами, ответчиком не опровергнут, оснований для отмены судебного акта и отказа в иске суд апелляционной инстанции не усматривает.

Довод ответчика о том, что решением Верховного суда Республики Карелия от 05.04.2021 №3а-42/2021 пункт 2 Приложения к Приказу Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК от 23.03.2018 N 81 "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Карелия" признан не действующим в части устанавливающей норматив накопления ТКО для продовольственных магазинов в размере 1, 036 для 1 кв.м общей площади, отклоняется судом.

Согласно указанному решению суда от 05.04.2021 нормативный правой акт в данной части признан не действующим с момента вступления решения суда субъекта в законную силу - 15.04.2021.

Таким образом, применяемые истцом нормативы с мая 2018 года по декабрь 2019 года являются правомерными и обоснованными.

Расчет пени проверен судом апелляционной инстанции, в указанной части ответчиком не оспаривается.

Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.

Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 02.02.2021 по делу №  А26-4722/2020   оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Е.В. Савина

Судьи

Г.Н. Богдановская

 А.Ю. Слоневская