ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-472/20 от 02.09.2020 АС Республики Карелия

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

09 сентября 2020 года

Дело № А26-472/2020

Резолютивная часть постановления объявлена      сентября 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме   сентября 2020 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:  председательствующего  Баженовой Ю.С.,

судей  Изотовой С.В., Тимухиной И.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шахрзаевым М.И.,

при участии: 

от истца: представитель ФИО1 по доверенности от 01.01.2020;

от ответчика: представитель ФИО2 по доверенности от 09.01.2020 с использованием системы веб-конференции (онлайн-заседания);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-17657/2020 ) общества с ограниченной ответственностью Деревообрабатывающий комбинат «Калевала» на решение Арбитражного суда   Республики Карелия от 10.06.2020 по делу № А26-472/2020 , принятое по иску общества с ограниченной ответственностью Деревообрабатывающий комбинат «Калевала» (185013, Россия, Республика Карелия, г.Петрозаводск, Шуйское шоссе (северная промзона р-н), д.80, ОГРН: 1067847352946, ИНН: 7807311832) к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия (185035, Россия, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Андропова (центр р-н), д.2/24, ОГРН: 1071001000828, ИНН: 1001016090);

о признании незаконным отказа в заключении договора

установил:

Общество с ограниченной ответственностью Деревообрабатывающий комбинат «Калевала» (далее – Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее – Ответчик, Министерство):

1) о признании отказа Министерства в заключении договора аренды лесных участков в целях реализации приоритетного инвестиционного проекта (без проведения торгов), выраженного в письме от 18.11.2019 № 2.3-22/16442, незаконным;

2) об обязании Министерства устранить допущенные нарушения права посредством подготовки и направления в адрес Общества в течение 30 (тридцати) дней с даты вступления в законную силу судебного акта проекта договора аренды лесных участков сроком на 49 лет без проведения торгов в Суоярвском центральном лесничестве общей площадью 107 701,9610 га, а именно:

- в Суоярвском участковом лесничестве 80 лесных участков общей площадью 18 300,2057 га с кадастровыми номерами 10:16:0000000:6904, 10:16:0000000:7385, 10:16:0000000:7386, 10:16:0000000:7387, 10:16:0000000:7388, 10:16:0000000:7389, 10:16:0000000:7390, 10:16:0000000:7391, 10:16:0000000:7392, 10:16:0040502:72, 10:16:0050601:207, 10:16:0050601:224, 10:16:0050601:225, 10:16:0050601:226,10:16:0050601:227, 10:16:0050601:228, 10:16:0050601:234, 10:16:0050601:373,10:16:0050601:374, 10:16:0050601:375, 10:16:0050602:15, 10:16:0050602:16, 10:16:0050602:18, 10:16:0050602:21, 10:16:0050602:24, 10:16:0050602:25, 10:16:0050602:138, 10:16:0050602:139, 10:16:0050602:140, 10:16:0050602:141,          10:16:0050602:142, 10:16:0050602:143, 10:16:0050602:144, 10:16:0050602:145, 10:16:0050604:79, 10:16:0050604:84, 10:16:0050604:85, 10:16:0050605:195,           10:16:0050605:202, 10:16:0101701:9, 10:16:0101701:121, 10:16:0101703:226,          10:16:0101703:230, 10:16:0101703:354, 10:16:0101703:355,10:16:0101703:357,          10:16:0101703:358, 10:16:0101704:114, 10:16:0101704:118,10:16:0101704:119,          10:16:0101704:120, 10:16:0101704:122, 10:16:0101704:123,10:16:0101704:124,          10:16:0101704:125, 10:16:0101705:292, 10:16:0101705:293,10:16:0101705:294,          10:16:0101705:295, 10:16:0101705:296, 10:16:0101705:297, 10:16:0101705:298, 10:16:0101705:299, 10:16:0101705:300, 10:16:0101705:302,10:16:0101705:305, 10:16:0101705:424, 10:16:0101707:5, 10:16:0101707:6, 10:16:0101707:118, 10:16:0101708:144, 10:16:0101708:148, 10:16:0101708:149, 10:16:0101708:150,10:16:0101708:152, 10:16.-0101708:153, 10:16:0101708:154, 10:16:0101708:265,10:16:0101708:266, 10:16:0101708:267;

-  в Толвоярвском участковом лесничестве 9 лесных участков обшей площадью 37 247,2286 га с кадастровыми номерами 10:16:0030202:94, 10:16:0030203:5, 10:16:0030203:13, 10:16:0060601:41, 10:16:0060601:42, 10:16:0060601:174, 10:16:0070301:42, 10:16:0070301:43, 10:16:0070301:49;

-  в Хаутаваарском участковом лесничестве 9 лесных участков общей площадью 3 152,2286 га с кадастровыми номерами 10:16:0090503:142, 10:16:0090503:263, 10:16:0101706:66, 10:16:0101706:69, 10:16:0101706:196, 10:16:0101709:121, 10:16:0101709:232, 10:16:0101709:233, 10:16:0101709:234;

-  в Куолисимском участковом лесничестве 9 лесных участков общей площадью 49 001,5445 га с кадастровыми номерами 10:16:0020404:23, 10:16:0020404:24, 10:16:0020404:139, 10:16:0030201:9, 10:16:0030201:10, 10:16:0030201:11, 10:16:0030202:96, 10:16:0030202:102, 10:16:0030202:103.

В ходе рассмотрения дела в суд первой инстанции Министерством подано встречное исковое заявление об обязании Общества представить в Министерство следующие документы:

- акт о вводе созданного объекта лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизированного объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры в эксплуатацию;

- отчет об исполненных в рамках инвестиционного проекта обязательствах по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;

- документы, подтверждающие постановку на баланс инвестора созданных объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры в рамках инвестиционного проекта;

- справку о количестве созданных рабочих мест;

- информацию о фактически выполненных мероприятиях в рамках реализации инвестиционного проекта.

Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 09.06.2020 встречный иск возвращен заявителю.

Решением от 10.06.2020 Арбитражный суд Республики Карелия признал соответствующим Земельному и Лесному кодексам Российской Федерации решение Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, изложенное в письме от 18.11.2019 № 2.3-22/16442, в удовлетворении заявления отказал.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме. Податель жалобы полагает, что судом первой инстанции неправильно применены положения постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 № 190, поскольку лесные участки испрашивались в рамках параметров Концепции инвестиционного проекта, уже утвержденной Приказом Минпромторга России от 22.04.2011 №554, принятие отдельного решения Минпромторгом РФ о внесении изменений в инвестиционный проект не требуется.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель Министерства возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения сторон, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 22.04.2011 № 554 в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов включен инвестиционный проект Общества «Создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры».

Как указывает Общество, в рамках указанного инвестиционного проекта Общество в период с 2010-2013 гг. создало и ввело в эксплуатацию 25.11.2013 деревообрабатывающее предприятие по производству ориентировочно-стружечной плиты с объемом производства 300 тыс. куб.м. в год при потреблении 500 тыс. куб.м. низкосортной древесины (балансы/дрова).

Ссылаясь на п.28 постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 № 190 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», Общество обратилось в Министерство с заявлением от 19.06.2018 № 246 о включении дополнительных лесных участков под утвержденный объем пользования в концепцию приоритетного инвестиционного проекта  общей площадью 109277,4 га, находящихся на территории Суоярвского, Толвоярвского, Хаутаваарского и Куолисимского участковых лесничеств Суоярвского центрального лесничества, для заключения договоров аренды этих участков сроком на 49 лет без проведения аукциона.

Распоряжением Министерства от 12.07.2018 №45-ро утверждена заявка Общества от 19.06.2018 №246 о включении дополнительных лесных участков в приоритетный инвестиционный проект в области освоения лесов, необходимых для реализации проекта.

В письме от 14.08.2018 Федеральное агентство лесного хозяйства сообщило, что считает возможным внесение изменений в состав сведений об инвестиционном  проекте Общества, в частности увеличение размера расчетной лесосеки на 86,4 тыс. куб.м.

Департамент легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России в письме от 20.08.2018 также указал, что считает возможным выделение Обществу дополнительных лесных участков в размере 86,4 тыс. куб.м. для реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов «Создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры».   

Приказом Министерства от 17.01.2019 № 55 утверждена проектная документация лесного участка общей площадью 109277,4 га, расположенного на территории Суоярвского, Толвоярвского, Хаутаваарского и Куолисимского участковых лесничеств.

По результатам выездной проверки хода реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов Общества «Создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры» Министерством составлен Акт от 21.02.2019, из которого следует, что Общество на 21.02.2019 завершило реализацию основного мероприятия проекта – строительство завода по производству ориентировочно-стружечной плиты – OSB, однако не произвело мероприятий по развитию собственных лесозаготовок на арендованных лесных участков, не производило закупки лесозаготовительной, лесовозной, дорожно-строительной техники.

Актом Министерства от 20.08.2019 Обществу предписано в связи с выполнением обязательств по вводу деревообрабатывающих мощностей в рамках инвестиционного проекта, в соответствии с пунктом 34 Положения представить в Министерство необходимый пакет документов для завершения инвестиционного проекта, а также предпринять меры по увеличению освоения расчетной лесосеки.

Общество обратилось в Министерство с заявлением № 453 от 25.10.2019 о заключении договора аренды лесного участка общей площадью 106777,4 га, находящегося на территории Суоярвского, Толвоярвского, Хаутаваарского и Куолисимского участковых лесничеств, с целью реализации инвестиционного проекта.

Письмом от 18.11.2019 № 2.3-22/16442 Министерство сообщило о невозможности заключения договора аренды лесного участка и необходимости непредставления пакета документов для завершения инвестиционного проекта, предусмотренного пунктом 34 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 №190.

Считая отказ Министерства в заключении договора аренды лесного участка незаконным, Общество обратилось с арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, указав на недоказанность наличия у заявителя права на получение в аренду испрашиваемых лесных участков без проведения торгов в связи с невнесением соответствующих изменений в инвестиционный проект.

Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201  АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 ЛК РФ.

Пунктом 2 части 3 ст.73.1 ЛК РФ предусмотрено, что договоры аренды лесных участков. находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения торгов, в частности, в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 3 ст.22 ЛК РФ).

На момент включения инвестиционного проекта Общества в перечень приоритетных инвестиционных проектов действовало Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419.

Заявка на включение дополнительных лесных участков в концепцию приоритетного инвестиционного проекта подана Обществом 19.06.2018, т.е. в период действия постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 № 190, которым утверждено Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее – Положение).

Подпунктами «д» и «е» пункта 4 Положения предусмотрено, что Министерство промышленности и торговли Российской Федерации осуществляет подготовку и утверждение перечня инвестиционных проектов, который содержит сведения об объеме потребляемого сырья и размере расчетной лесосеки.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 19 Положения акт об утверждении заинтересованным органом заявки потенциального инвестора на реализацию инвестиционного проекта также должен содержать перечень лесных участков, предназначенных для реализации инвестиционных проектов.

В силу пункта 25 Положения включение инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов является основанием для заключения заинтересованным органом договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, без проведения аукциона на условиях, указанных в решении, принятом заинтересованным органом в соответствии с пунктом 19 настоящего Положения.

Исходя из совокупности указанных норм, следует, что включение в инвестиционный проект дополнительных лесных участков является изменением его условий.

Порядок внесения изменений в инвестиционный проект установлен в пунктах 28-30 Положения и заключается в подаче инвестором в заинтересованный орган соответствующей заявки, ее согласование Федеральным агентством лесного хозяйства, утверждение согласованной заявки об изменении инвестиционного проекта заинтересованным органом и внесение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации изменений в состав сведений об инвестиционном проекте, предусмотренных пунктом 4 Положения, в том числе сведений об объеме потребляемого сырья и размере расчетной лесосеки.

Следовательно, само по себе утверждение заявки Общества от 19.06.2018 №246 Министерством и ее согласование с Федеральным агентством лесного хозяйства согласно письму от 14.08.2018 № АВ-06-32/13693 недостаточно для предоставления испрашиваемых лесных участков в аренду без проведения торгов в рамках реализации инвестиционного проекта.

Из содержания писем Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России от 20.08.2018 № 53346/08 и от 24.10.2019 № 75126/08 не следует, что Минпромторгом  было принято решение о внесении изменений в состав сведений об инвестиционном проекте «Создание объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры».

Пункт 31 постановления Правительства №190 подлежит применению при других обстоятельствах, а именно, в случае уточнения количественных и качественных характеристик лесных насаждений в ходе проведения лесоустроительных мероприятий, а также границ лесных участков при проведении государственного кадастрового учета в период реализации инвестиционного проекта. Наличие указанных обстоятельств в рассматриваемом случае Обществом не доказано.

С учетом изложенного вывод суд первой инстанции о недоказанности Обществом наличия у него права на получение в аренду испрашиваемых лесных участков без проведения торгов является обоснованным.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии с ч. 12 ст. 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

Вместе с тем, согласно ч.4 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными подлежит уплате государственная пошлина в размере 3 000 руб.

Следовательно, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы на решение арбитражного суда по настоящему делу составляет 1 500 руб.

Обществом в материалы дела представлено платежное поручение №489328 от 11.06.2020 на сумму 3 000 руб. за подачу апелляционной жалобы.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае ее уплаты в большем размере, чем предусмотрено главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату Обществу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 10.06.2020 по делу №  А26-472/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.С. Баженова

Судьи

С.В. Изотова

 И.А. Тимухина