ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-4768/2021 от 06.04.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

06 апреля 2022 года

Дело №

А26-4768/2021

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г.,

рассмотрев 05.04.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2021 по делу № А26-4768/2021,

у с т а н о в и л:

Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая компания № 1», адрес: 197198, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 16,
корп. 2А, пом. 54Н, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса,
д. 4, ОГРН 1091001011265, ИНН 1001225288 (далее – Комитет), от 27.05.2021
№ 035/3509.

Решением суда первой инстанции от 29.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.12.2021, в удовлетворении заявления Общества отказано.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 29.09.2021 и постановление от 03.12.2021, принять по делу новый судебный акт – о признании недействительным предписания Комитета.

Как указывает податель кассационной жалобы, оспариваемым предписанием Комитет обязал Общество произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению, оказанную в январе – феврале 2021 года, по формуле 2(3) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), с применением норматива потребления коммунальной услуги по отоплению с учетом коэффициента периодичности внесения потребителями платы за такую коммунальную услугу. При этом расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года производится по формуле 2(4) приложения № 2 к Правилам № 354; вопреки выводу судов Правительство Республики Карелия не принимало решения о выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или в течение календарного года); при временной неисправности общедомового прибора учета тепловой энергии многоквартирный жилой дом считается оборудованным таким прибором учета.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

До начала судебного заседания от Общества поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.

Комитет, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в нем не направил, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, в Комитет поступило обращение (от 31.03.2021 вх. № 2250) гражданина Ефимова Анатолия Ивановича, проживающего в многоквартирном жилом доме 24 по ул. Ватутина в г. Петрозаводске (далее – МКД), по вопросу правильности начисления платы за коммунальную услугу по отоплению за октябрь – декабрь 2020 года, январь – февраль 2021 года.

Комитет на основании своего распоряжения от 28.04.2021 № 035/Р/1908 провел в отношении Общества в период с 29.04.2021 по 28.05.2021 внеплановую документарную проверку с целью оценки фактов, изложенных в обращении гражданина от 31.03.2021 вх. № 2250, по результатам которой 27.05.2021 составил акт № 035/А/1908.

В ходе проверки Комитет выявил и зафиксировал в акте нарушение пункта 42(1) Правил № 354, выразившееся в неправомерном применении Обществом при расчете платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД за январь – февраль 2021 года норматива потребления тепловой энергии 0,02699 Гкал/кв. м, установленного приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее – Министерство ЖКХ) от 29.07.2016 № 196 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территории Республики Карелия» (далее – Приказ № 196), вместо норматива потребления тепловой энергии 0,01799 Гкал/кв. м, установленного названным Приказом с учетом коэффициента периодичности внесения потребителями платы за такую коммунальную услугу.

В акте Комитет указал, что расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в МКД должен был осуществляться по формуле 2(3) приложения № 2 к Правилам № 354 с учетом норматива потребления тепловой энергии
0,01799 Гкал/кв. м, установленного Приказом № 196.

По факту выявленного в ходе проверки нарушения Комитет 27.05.2021 выдал Обществу предписание № 035/3509, которым обязал заявителя произвести собственникам жилых помещений в МКД перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению, начисленной с января по февраль 2021 года, по формуле 2(3) Правил № 354 исходя из норматива потребления тепловой энергии 0,01799 Гкал/кв. м, утвержденного Приказом № 196.

Не согласившись с предписанием Комитета, Общество оспорило его в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении требований Общества.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определен Правилами
№ 354.

Как видно из материалов дела, МКД оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, который согласно письму Общества от 23.04.2021
№ 376-03/135 был допущен в эксплуатацию на период с 08.01.2019 по 17.10.2020.

С 18.10.2020 и на дату составления акта проверки акт периодической поверки общедомового прибора учета тепловой энергии не был представлен Обществу – ресурсоснабжающей организации.

В связи с данными обстоятельствами в период с 19.10.2020 до конца декабря 2020 года Общество начисляло собственникам помещений в МКД плату за коммунальную услугу по отоплению на основании пункта 59(1) Правил № 354 исходя из среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 60(1) Правил № 354 по истечении указанного в пункте 59(1) названных Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу по отоплению определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается в порядке, указанном в абзаце втором пункта 42(1) Правил № 354.

Согласно абзацу первому пункта 42(1) Правил № 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов – в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № 2 к Правилам № 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (абзац второй пункта 42(1) Правил № 354).

Суды обоснованно отклонили доводы Общества о незаконности предписания Комитета исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» (далее – Постановление № 603) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение пяти рабочих дней со дня его принятия.

Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года – с 1 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа (пункт 42(2) Правил № 354).

В силу пункта 3 Постановления № 603 до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за указанную коммунальную услугу определяется в порядке, установленном Правилами № 354, с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу названного Постановления.

Суды, установив, что на момент вступления в силу Постановления № 603 на территории Республики Карелия при осуществлении расчетов с потребителями использовался способ оплаты коммунальных услуг по отоплению равномерно в течение календарного года, правомерно поддержали вывод Комитета о необходимости определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению за январь – февраль 2021 года в МКД в соответствии с пунктом 42(1) Правил № 354 по формуле с учетом норматива потребления тепловой энергии 0,01799 Гкал/кв. м с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению.

Следовательно, применяемый в отсутствие общедомового прибора учета тепловой энергии норматив потребления такой энергии на нужды отопления в Республике Карелия, в том числе в Петрозаводском городском округе, устанавливается в целом на календарный год, а потребители оплачивают коммунальную услугу по отоплению исходя из норматива потребления равномерно за весь календарный год.

Указанный порядок не может быть изменен в случае, если в конкретном доме при наличии общедомового прибора учета тепловой энергии расчет объема потребления производится в нем по показаниям такого прибора в течение отопительного периода, поскольку вывод о равномерном внесении платы за отопление касается периодов отопления в отсутствие общедомового прибора учета (в данном случае вследствие истечения периода эксплуатации такого прибора и его последующего недопуска в эксплуатацию).

В рассматриваемом случае Общество применяло для расчета платы за коммунальную услугу по отоплению значение норматива потребления
0,02699 Гкал/кв. м, при этом коэффициент периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, равный отношению количества месяцев отопительного периода, в том числе неполных, к количеству месяцев в календарном году, не применяло (применяло равным 1).

Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домах на территории Республики Карелия утверждены Приказом № 196 (в редакции приказа Министерства ЖКХ от 29.08.2017 № 231).

В отношении МКД (шестиэтажного, постороенного после 1999 года), норматив потребления тепловой энергии составляет 0,02699 Гкал/кв. м без учета коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению или 0,01799 Гкал/кв. м с учетом такого коэффициента периодичности.

Формулой 2(4) приложения № 2 к Правилам № 354 предусмотрен расчет платы за коммунальную услугу по отоплению в каждом жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года, с учетом коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению

В кассационной жалобе Общество указывает на незаконность предписания Комитета, поскольку данным ненормативным актом Обществу предписано произвести перерасчет по формуле 2(3) приложения № 2 к Правилам № 354, предусматривающей определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению при осуществлении оплаты такой услуги в течение отопительного периода, а не по формуле 2(4) приложения № 2 к Правилам № 354.

Между тем Комитет при рассмотрении дела в суде первой инстанции представил расчеты платы за коммунальную услугу по отоплению по формулам 2(3), 2(4) приложения № 2 к правилам № 354 с применением норматива 0,01799 Гкал/кв. м, установленного с учетом коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению.

Суды первой и апелляционной инстанций установили совпадение расчетов платы за коммунальную услугу по отоплению по обеим указанным формулам из приложения № 2 к Правилам № 354 с применением норматива потребления тепловой энергии 0,01799 Гкал/кв. м.

Приняв во внимание изложенное, суды, руководствуясь положениями части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), обоснованно не усмотрели оснований для признания недействительным оспариваемого представления.

Всем доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанции дана полная и объективная оценка на основании имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки.

Сама по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции»).

Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.09.2021 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2021 по делу № А26-4768/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 1» – без удовлетворения.

Председательствующий

С.В. Соколова

Судьи

Ю.А. Родин

И.Г. Савицкая