ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
14 июля 2017 года | Дело № А26-4937/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена июля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме июля 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: ФИО1 (дов от 14.03.207) – до перерыва, после перерыва -не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-7687/2017 ) администрации Прионежского муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.02.2017 по делу № А26-4937/2016 (судья Пасаманик Н.М.), принятое
по иску акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы"
к администрации Прионежского муниципального района
о взыскании
установил:
Акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы", ОГРН: <***>, ИНН: <***>, место нахождения: 185035, <...> (далее – истец, АО «ПКС») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Прионежскому муниципальному району в лице Администрации Прионежского муниципального района, ОГРН: <***>, ИНН: <***>, место нахождения: 185506, Республика Карелия, <...> (далее – ответчик, Администрация) о взыскании убытков в размере 271500 руб. 00 коп. за счет средств казны муниципального образования.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 22.02.2017 исковые требования полностью удовлетворены.
Ответчик обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы ответчик указал, что постановлениями Карельского УФАС России о наложении административных штрафов по делам об административных правонарушениях истец признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ.
При этом антимонопольный орган не усмотрел отсутствие вины Общества во вменяемых ему правонарушениях и причинно-следственной связи между бездействием Администрации (как указывало Общество в своих пояснениях) и нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции». А наооборот Карельское УФАС России указало, что АО «ПКС» приступило к исполнению мероприятий по технологическому присоединению только в мае 2013 года (по истечении 12 месяцев после заключения договоров с потребителями), тогда как срок присоединения по договорам уже истек.
По мнению ответчика, суд абсолютно неправомерно делает вывод о том, что, рассматривая заявление АО «ПКС», Администрация должна была руководствоваться ст. 34 Земельного кодекса РФ, поскольку статьей 34 Земельного кодекса РФ регламентирован порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, тогда как АО «ПКС» испрашивало земельный участок для строительства линии электропередач и размещения ТП. Назначение такого земельного участка напрямую связано со строительством, именно поэтому Администрация формировала земельный участок в порядке, предусмотренном ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ.
Ответчик считает неправомерно ссылку суда на ст. 36 Земельного кодекса РФ, которая в рассматриваемом споре не применима, поскольку содержит положения о приобретении прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
По мнению ответчика, взысканный с АО «ПКС» штраф является санкцией за неисполнение истцом, как исполнителем по договору, в установленном порядке законных требований потребителя и не связан с неисполнением такого требования ответчиком, в связи с чем требования истца в части возмещения его судебных расходов, административных штрафов и исполнительского сбора не подлежат удовлетворению ввиду отсутствия причинно-следственной связи между действиями ответчика и несением истцом расходов; указанные расходы не могут быть включены в состав убытков и не подлежат взысканию с ответчика.
Ответчик считает неправомерным вывод суда о том, что в случае соблюдения Администрацией в 2014 году установленных Земельным кодексом РФ сроков по предоставлению земельного участка, у АО «ПКС» имелась реальная возможность завершить технологическое присоединение к электрическим сетям в срок, так как указанный вывод ничем не подтвержден, АО «ПКС» не представлено доказательств, позволяющих определить срок выполнения подобных видов работ.
Кроме того, Администрация считает, что судом были нарушены нормы процессуального права, так как доказательства соблюдения АО «ПКС» досудебного порядка урегулирования спора в материалах дела отсутствуют, в связи с чем иск не подлежал рассмотрению.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом, своих представителей не направили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке
Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются, в том числе, расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное."
Ознакомившись с материалами дела, доводами жалобы и отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Довод Администрации о том, что у АО «ПКС» имелась возможность исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения путем установления иного срока в договоре с потребителем, либо путем временного присоединения является ошибочным в виду следующего.
Договор об осуществлении технологического присоединения в числе прочих условий должен содержать, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и в силу п.п. б п. 16 Правил не может превышать 4 месяца для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Обратившись в Карельский УФАС России с соответствующими заявлениями, а также в Петрозаводский городской суд (№ 2-2983/22 от 10.04.2014г., № 2-9949/3-2014 от 22.12.2014г.) с исковыми заявлениями о понуждении АО «ПКС» исполнения условий договоров технологического присоединения, заявители подтвердили свое намерение требовать исполнения обязательств в установленные договорами сроки.
В соответствии с п.п. 50-53 Правил, временным технологическим присоединением является технологическое присоединение энергопринимающих устройств по третьей категории надежности электроснабжения на уровне напряжения ниже 35 кВ, осуществляемое на ограниченный период времени для обеспечения электроснабжения энергопринимающих устройств.
Временное технологическое присоединение, а также заключение и исполнение договоров об осуществлении временного технологического присоединения, на основании которых оно производится, осуществляется в соответствии с предусмотренными настоящими Правилами общим порядком технологического присоединения с учетом особенностей, установленных Правилами.
При временном технологическом присоединении заявителем самостоятельно обеспечивается проведение мероприятий по возведению новых объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства сетевой организации до присоединяемых энергопринимающих устройств.
Таким образом, временное технологическое присоединение осуществляется заявителем самостоятельно на основании договора об осуществлении временного технологического присоединения, заключенного между сторонами на основании заявки на осуществление временного технологического присоединения.
Заявители, в отношении которых АО «ПКС» не были исполнены обязательства по осуществлению технологического присоединения с соответствующими заявками на заключение договоров об осуществлении временного технологического присоединения в АО «ПКС» не обращались.
В п. 1 ст. 28 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В ст. 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9,10 и 11 ЗК РФ.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (п. 1 ст. 30 ЗК РФ).
Процедура выбора земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта предусмотрена в ст. 31 ЗК РФ.
Проведение работ по выбору земельного участка предполагает определение возможных вариантов размещения испрашиваемого земельного участка и его площади, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте данной территории в соответствии с возможными вариантами выбора (п.п. 2, 5 и 6 ст. 31 ЗК РФ).
Указанная в ст. 31 ЗК РФ процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта является поэтапной.
При этом бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления.
На данном этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с согласованием места размещения объекта определяется принципиальная возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в своем заявлении, на участке, выбранном для строительства. В случае невозможности строительства на испрашиваемом участке компетентный орган отказывает в размещении объекта.
В соответствии с п. 7 ст. 31 ЗК РФ, копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.
Абзацем первым п. 8 ст. 31 ЗК РФ определено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
29.05.2013г. АО «ПКС» и 17.06.2013г. обратилось в Администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия с заявлениями исх. № 105.02-1/1474 и № 105.02.-1/1665, соответственно, о предварительном согласовании места размещения земельных участков, расположенным в ур. Лососинное для строительства линий электропередачи и размещения трансформаторных подстанций.
Вопрос о выделении земельных участков в ур. Лососинное на основании заявления АО «ПКС» был вынесен на Комиссию по контролю за эффективностью управления земельными ресурсами, которая состоялась 20.06.2013г. На Комиссии единогласно были приняты решения об обеспечении выбора земельных участков, публикации в газете «Прионежье» и на официальном сайте Прионежского муниципального района.
Администрацией Прионежского муниципального района начата процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, предусмотренная ст. 31 ЗК РФ.
Согласно п. 6 ст. 31 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Таким образом, вышепоименованной нормой предусмотрен закрытый перечень решений, которые могут быть приняты по итогам рассмотрения заявления заинтересованного лица.
18.09.2013г. Комиссией по контролю за эффективностью управления земельными ресурсами Администрации Прионежского муниципального района было принято решение об отмене решений принятых Комиссией 20.06.2013г. об обеспечении выбора земельного участка к числу решений, предусмотренных п. 6 ст. 31 ЗК РФ не отнесено. О чем Обществу стало известно 07.10.2013г.
Поскольку решение об отказе в размещении объекта Администрацией Прионежского муниципального района принято и направлено в адрес АО «ПКС» не было, последнее полагало, что процедура рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка для строительства органом местного самоуправления продолжена. Согласно п. 7 ст. 31 ЗК РФ копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. Таким образом, Администрацией Прионежского муниципального района был нарушен срок извещения по данному решению.
Изложенный Обществом довод также подтверждается копией письма Администрации Прионежского муниципального района от 07.02.2014г. исх. № 1239/1-16 (поступило в АО «ПКС» 05.03.2014г.), из текста которого следует, что 31.01.2014г. на заседании комиссии по продаже земельных участков было принято решение о начале работ по формированию земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 10:20:0064701, ур. Лососинное, ориентировочной площадью . 4000 кв. м. каждый, для строительства линий электропередачи и размещения трансформаторных подстанций, в целях последующей продажи с аукциона права на заключение договора аренды земельных участков.
В качестве основания для отмены решения от 20.06.2013г. Комиссия по контролю за эффективность управления земельными ресурсами в своем решении от 18.09.2013г. сослалась на Решение Сессии Прионежского муниципального района № 4 от 11.10.2012г. вступившее в силу 01.01.2013г., которым установлен перечень случаев, когда предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности осуществляется исключительно на торгах, указав, что АО «ПКС» испрашивает земельный участок для строительства объектов бытового и коммунального обслуживания, причислив к таким объектам линии электропередачи и трансформаторные подстанции.
В соответствии с уставом, основным видом деятельности АО «ПКС» являлась передача электрической энергии (код ОКВЭД 40.12).
Согласно ОК 034-2007 (КПЕС 2002) «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» указанный вид деятельности отнесен к классу 40 «Электроэнергия, газ, пар и горячая вода». Особенностью класса 40 является включение в его состав услуг, относящихся к торговле электроэнергией, передаваемой по распределительным сетям.
АО «ПКС» являлось сетевой организацией, в силу норм Постановления Правительства РФ от 27.12.2004г. № 861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг...» - организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых оказывало услуги по передаче электрической энергии и осуществляло в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Не согласившись с решением Комиссии, принятым 18.09.2013г., в целях исполнения своих обязательств по договорам технологического присоединения к электрическим сетям, АО «ПКС», письмом исх. № 105.01-2/2976 от 28.10.2013г., обратилось к Главе Прионежского муниципального района и Главе Администрации Прионежского муниципального района с письмом о пересмотре Решения Комиссии от 18.09.20.1 Зг.
Письмом исх. № 10095/1-16 от 06.11.2013г. (поступило в Общество 11.11.2013г.), Администрация Прионежского муниципального района сообщила АО «ПКС», что вопрос возможности пересмотра решений будет рассмотрен на очередном заседании Комиссии по контролю за эффективностью управления земельными ресурсами, которое состоится 07.11.2013г.
07.11.2013г. состоялось заседание Комиссии по контролю за эффективностью управления земельными ресурсами, на котором было принято решение оставить в силе ранее принятое Комиссией решения.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также тот факт, что п. 9 Приложения к Решению Совета Прионежского муниципального района от 11.10.2012г. № 4 не предусматривал предоставление на торгах земельных участков с целью строительства объектов инженерной инфраструктуры, электрических сетей (линейных объектов, объектов электросетевого хозяйства), по мнению АО «ПКС» у Администрации Прионежского муниципального района отсутствовали правовые основания причислять указанные объекты к объектам коммунального и бытового обслуживания и принимать решения от 18.09.2013г. и решение от 07.11.2013г.
30.01.2014г. Обществом в адрес Администрации Прионежского муниципального района было направлен запрос исх. № 105.01-1/246 от 29.01.2016г. с просьбой предоставить информацию о сроках организации торгов, предметом которых будут являться испрашиваемые Обществом земельные участки.
Письмом исх. № 1239/1-16 от 17.02.2014г. Администрация сообщила АО «ПКС», что 31.01.2014г. на заседании комиссии по продаже земельных участков было принято решение о начале работ по формированию земельных участков в целях последующей продажи с аукциона права аренды.
Однако, аукцион, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002г. № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» не был проведен.
Ст. 38 ЗК РФ урегулирован порядок приобретения земельных участков в собственность или права на заключение договора аренды земельного участка на торгах.
В соответствии с п. 1 вышепоименованной статьи, предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с п.п. 1 п. 4 ст. 30 ЗК РФ земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Согласно п.п. 1 п. 4 ст. 30 ЗК РФ, проведение работ по формированию земельного участка включает в себя выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и поставка его на кадастровый учет, определение разрешенного использования, определение технических условий, принятие решения о проведении торгов.
В силу п. 2 постановления Правительства Российской Федерации № 808 от 11.11.2002г. «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков», орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление соответствующих земельных участков определяет на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения ("шаг аукциона") при проведении торгов в форме аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка и средства массовой информации, в которых подлежит опубликованию извещение о проведении торгов; заключает договоры аренды земельного участка.
Администрация относительно довода АО «ПКС» о допущенном в период с 18.09.2013г. по 04.04.2014г. бездействии, указала лишь, что не располагала отчетом независимого оценщика, необходимым для принятия решения о проведения торгов.
Каких - либо письменных доказательств, подтверждающих, что Администрацией после 31.01.2014г. (дата принятия решения о начале работ по формированию земельных участков) проводились работы по формированию земельного участка, подлежащего предоставлению по результатам торгов, постановке земельного участка на кадастровый учет, заключению договора на оценку в материалы дела предоставлено не было.
Представленные в материалы дела копии писем Администрации исх. № 8069//1-16 от 11.08.2014г. и исх. № 10435/04//1-16 от 22.10.2014г., направленные в адрес Управления Росреестра по Республике Карелия и ФГБУ «Управления мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Карелия, напротив, подтверждают, что до момента их направления ответчик не совершал действий, направленных на определения разрешенного использования испрашиваемого земельного участка.
Письмом исх. №105.01-1/926 от 08.04.2014г., в связи с принятием Совета Прионежского муниципального района Решения № 8 от 18.03.2014г., которым были внесены изменения в Решение Совета Прионежского муниципального района № 4 от 11.10.2012г., Общество вновь обратилось в Администрацию Прионежского муниципального района с просьбой в кратчайшие сроки вынести на рассмотрение вопрос о предоставлении земельных участков для строительства.
25.04.2014г. состоялось заседание комиссии по контролю за эффективностью управления земельными ресурсами.
Комиссия приняла решение об опубликовании информационного сообщения о возможном предоставлении земельного участка в ур. Лососинное, обеспечении процедуры выбора земельного участка, направлении в адрес Администрации Деревянского сельского поселения письма об учете возможного размещения земельного участка для строительства линий электропередачи и трансформаторных подстанций в правилах землепользования и застройки Деревянского сельского поселения.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации», в редакции, действовавшей на момент обращения с заявление о предоставлении земельного участка для строительства, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Как следовало из постановления Администрации Прионежского муниципального района № 2534 от 10.11.2014г. Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе ур. Лососинное, испрашиваемый земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - объекты транспортной и инженерной инфраструктуры.
В соответствии со ст. 77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В силу ч. 6 ст. 27 ЗК РФ, оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Статьей 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в редакции, действовавшей на момент обращения с заявлением, предусмотрен порядок предоставления юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления (ч. 2 ст. 10).
Статьей 34 ЗК РФ урегулирован следующий порядок предоставления земельных участков:
- подача лицом, заинтересованным в предоставлении земельного участка в аренду заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ (ч. 2 ст. 34);
- орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (ч. 4 ст. 34);
-орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (ч. 5 ст. 34);
-договор аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в п. 5 ст. 34 ЗК РФ (ч. 6 ст. 34).
В силу ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Кадастровый паспорт земельного участка предоставлен Обществом в Администрацию Прионежского муниципального района письмом исх. № 15.08.-1/1930 от 28.11.2014г. (вх. №19547/1-16 от 28.11.2014г.).
Решение о предоставление земельного участка в аренду должно было быть принято в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта, а договор аренды заключен в недельный срок со дня принятия указанного решения.
Как следует из Выписки из протокола заседания Комиссии по контролю за эффективностью управления земельными ресурсами от 25.04.2014г. на заседании комиссии рассматривалось обращение АО «ПКС» о пересмотре ранее вынесенных решений о предоставлении Обществу земельных участков в аренду.
Таким образом, даже если исчислять срок, предусмотренный ч. 2 ст. 34 ЗК РФ с даты принятия Комиссией решения, т.е. с 25.04.2014г., схема расположения земельного участка на кадастровом плане или карте должна была быть утверждена не позднее 25.05.2014г.
С указанной даты у Общества возникает возможность обеспечить постановку земельного участка на кадастровый учет.
Во исполнение Решения комиссии в газете «Прионежье» №17 от 08.05.2014г. опубликовано информационное сообщение.
Поскольку Администрацией п. 4 Выписки из протокола от 25.04.2014г. не исполнен, а именно, процедура выбора земельного участка в границах кадастрового квартала 10:20:0064701 АО «ПКС» не обеспечена, 08.07.2014г. АО «ПКС» направило в адрес Администрации письмо о предоставлении информации о том, какие действия надлежит совершить Обществу в целях получения в аренду испрашиваемого земельного участка. Ответ на указанное письмо АО «ПКС» не получен.
Письмами (поступило в Администрацию Прионежского муниципального района 15.09.2014г.) подрядчик Общества - ООО «Нордгеострой» и Общество исх. № 105.08-1/1497 от 30.09.2014г. просили утвердить схему расположения земельного участка и вынести постановление о предварительном согласовании места размещения объекта.
Вместе с тем, постановление Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе ур. Лососинное вынесено Администрацией только 10.11.2014г.
Таким образом, Администрация Прионежского муниципального района при рассмотрении заявлений Общества допустила незаконное бездействие, а именно:
- не совершила в период с 18.09.2013г. (дата отмены решения Комиссии по контролю за эффективностью управления земельными ресурсами от 20.06.2013г.) по 04.04.2014г. (дата вступления в силу Решения Совета Прионежского муниципального района № 8 от 18.03.2014г.) действий по формированию испрашиваемых земельных участков и организации и проведению торгов по продаже права аренды;
- не рассмотрела в разумные сроки заявление АО «ПКС» о предварительном согласовании места размещения объекта и не вынесла постановление о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее схему расположения земельного участка.
В силу ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Как следует из пояснений Администрации, заявление АО «ПКС» рассматривалось в соответствии со ст.ст. 30, 31 ЗК РФ, не устанавливающими сроки, в соответствии с которыми должна была действовать Администрация.
По мнению Администрации, предоставление отчета об оценке размера арендной платы являлось обязанностью заявителя, а не Администрации.
Согласно п.п. 1 п. 4 ст. 30 ЗК РФ, проведение работ по формированию земельного участка включает в себя выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и постановка его на кадастровый учет, определение разрешенного использования, определение технических условий, принятие решения о проведении торгов.
Таким образом, исполнение муниципальным органом вышеперечисленных стадий является необходимым условием для проведения торгов.
Указанные действия входят в состав бесплатно оказываемой муниципальной услуги по заключению договоров купли-продажи или аренды земельных участков, поскольку непосредственно связаны с обязанностью продавца (арендодателя) по подготовке товара (объекта аренды).
Согласно п. 2 ст. 2 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 названного Закона государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 настоящей статьи.
Пунктом 9 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» запрещено установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 3 ст. 38 ЗК РФ прямо предусмотрено, что именно собственник земельного участка определяет форму проведения торгов (конкурсов, аукционов), начальную цену предмета торгов (конкурсов, аукционов) и сумму задатка.
Таким образом, именно Администрация Прионежского муниципального района, приняв 18.09.2013 года решение об отмене решений Комиссии по контролю за эффективностью управления земельными ресурсами от 20.06.2013г., в котором указало на необходимость сформировать указанные земельные участки для предоставления их с торгов, должна была за собственный счет совершить комплекс действий, поименованных в ст. 38 ЗК РФ.
Вместе с тем, в период 19.09.2013г. и по 04.04.2014г. (дата вступления в законную силу Решения Совета Прионежского муниципального района № 8 от 18.03.2014г.), т.е. в течение более 6 месяцев каких - либо действий, направленных на формирование земельного участка и принятие решения о проведении торгов не совершила.
Какие - либо доказательства, опровергающие вышеизложенный довод и подтверждающие, что решение о начале работ по формированию земельных участков принималось и исполнялось Администрацией Прионежского муниципального района в материалы дела не представлены.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что бездействие Администрации в вопросе о предоставлении земельного участка Обществу является незаконным.
При этом бездействием Администрации нарушены права Общества, так как в связи с бездействием Администрации, выразившемся в непринятии решения о предоставлении земельного участка для строительства Общество не имело возможности исполнить свои обязательства перед заявителями в установленные договорами сроки и несло расходы по уплате штрафов и судебных расходов на основании решений суда общей юрисдикции, постановлений УФАС по РК.
Подлежит отклонению довод Администрации о том, что Обществом не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
Согласно федеральному закону № 47-ФЗ от 2 марта 2016 года внесены изменения в ч. 1 ст. 129 АПК РФ, а именно дополнен п. 5 следующего содержания: "Арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если такой порядок является обязательным в силу закона".
Данный закон вступил в силу 01 июня 2016 года, а исковое заявление было подано Обществом 31.05.2016г., то есть до вступления закона в силу, в связи с чем нет оснований применять положения указанного закона в данном деле.
Суд апелляционной инстанции не установил нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.02.2017 по делу № А26-4937/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Я.Г. Смирнова | |
Судьи | Т.В. Жукова Н.М. Попова |