ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-507/2023 от 21.06.2023 АС Республики Карелия

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

28 июня 2023 года

Дело № А26-507/2023

Резолютивная часть постановления объявлена      июня 2023 года

Постановление изготовлено в полном объеме   июня 2023 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего  Фуркало О.В.

судей  Мильгевской Н.А., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания:  Хариной И.С.,

при участии: 

от заявителя: не явился, извещен;

от заинтересованного лица: Суханов М.С., по доверенности от 30.12.2022 (онлайн);

от 3-го лица: не явились, извещены;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-14148/2023 )  Государственного казенного учреждения Республики Карелия  "Управление земельными ресурсами"  на решение  Арбитражного суда   Республики Карелия от 14.03.2023 по делу № А26-507/2023 (судья  Цыба И.С.), принятое

по  заявлению   Государственного казенного учреждения Республики Карелия  "Управление земельными ресурсами"

к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия

3-е лицо:  Козлов Дмитрий Александрович

общество с ограниченной ответственностью «Калевала»

Бортник Юлия Владимировна

Анекова Илона Владимировна

Бояров Артем Алексеевич

Жгунцов Александр Александрович

о признании незаконным и отмене решения, предписания,

установил:

государственное казенное учреждение Республики Карелия «Управление земельными ресурсами» (далее – заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия   (далее – ответчик, Управление) .

Решением суда от 14..03.2023 в удовлетворении заявленных требований Учреждению отказано.

Учреждение, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой сослалось, что им соблюдена процедура подготовки и организации аукциона по продаже земельных участков; заявки Козлова Д.А. были поданы с нарушением  требований Приказа №7 от 14.01.2015.

По мнению подателя жалобы, в случае исполнения Учреждением предписания Управления  необходимо аннулировать результаты аукционов на право заключения договоров купли – продажи земельных участков, в связи, с чем будут нарушены права участников аукциона.

Третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.

В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить.

Представитель Управления просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.

Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 29.03.2022 в Учреждение поступило заявление Жгунцова Александра Александровича (вх. № 12927) по продаже земельного участка с кадастровым номером 10:03:0072602:1360, по результатам рассмотрения которого Министерством вынесено распоряжение № 3354-м/20р от 31.05.2022 «О проведении аукциона по продаже земельного участка».

Согласно пп. 7 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ извещение должно содержать сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.

В извещении от 02.11.2022 указано следующее:

«Заявки принимаются по месту и в срок приема Заявки, указанные в разделе 1.1 Извещения о проведении аукциона путем вручения их Организатору аукциона. В случае подачи Заявки Заявителем посредством почтовой связи, риск несвоевременного ее поступления Организатору аукциона несет Заявитель. В случае подачи Заявки посредством направления по электронной почте Заявка и документы, прилагаемые к ней, должны быть подписаны с использованием электронной подписи.

Заявка считается принятой Организатором аукциона, если ей присвоен организатором аукциона номер входящего документа, о чем на заявке делается соответствующая отметка. При подаче Заявителями Заявок на участие в аукционе, сотрудником, осуществляющим прием и оформление документов, консультации не проводятся».

В период с 25.11.2022 по 08.12.2022 в Учреждение поступили заявки на участие в аукционе по продаже земельного участка с кадастровым номером 10:03:0072602:1359 от следующих лиц: ООО «Калевала», Бортник Юлии Владимировны, Анековой Илоны Владимировны.

В период с 25.11.2022 по 08.12.2022 в Учреждение поступили заявки на участие в аукционе по продаже земельного участка с кадастровым номером 10:03:0072602:1360 от следующих лиц: ООО «Калевала», Бортник Юлии Владимировны, Анековой Илоны Владимировны, Боярова Артема Алексеевича, Жгунцова Александра Александровича.

При этом в электронном обращении вложения «заявка паспорт задаток Лот1», «заявка паспорт задаток Лот 2» представлены в виде файлов в формате pdf.sig.

В соответствии с п. 5.2.5 Инструкции по делопроизводству в государственном казенном учреждении Республики Карелия «Управление земельными ресурсами», утвержденной приказом Учреждения № 40 от 28.02.2019, заявления о предоставлении услуги в сфере предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, поступившие в форме электронного документа по электронной почте, принимаются в работу, если подписаны электронной цифровой подписью заявителя (представителя заявителя) либо усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (представителя заявителя).

Учреждение не обладает технической возможностью считать данные файлы.

О выявленных нарушениях в формировании файла и технических проблемах при считывании файла было сообщено заявителю. Козлов Д.А. ответным письмом направил для организатора торгов инструкцию по работе с файлами, не приводящую к результату, нарушения не устранил.

Учреждение указало, что по данным основаниям заявка Козлова Д.А. не могла быть принята к рассмотрению.

Согласно протоколу рассмотрения заявок комиссией принято решение о допуске к участию в аукционе на право заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 10:03:0072602:1359 ООО «Калевала», Бортник Ю.В., Анековой И.В., к участию в аукционе на право заключения договора купли- продажи земельного участка с кадастровым номером 10:03:0072602:1360 -  ООО «Калевала», Анековой И.В., Жгунцова А.А., Бортник Ю.В.

Согласно протоколу о проведении аукциона от 13.12.2022 победителем аукциона право заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 10:03:0072602:1359 признано ООО «Калевала».

Согласно протоколу о проведении аукциона от 13.12.2022 на право заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 10:03:0072602:1360 признан Жгунцов А.А.

Решением Управления № 010/01/18.1-896/2022 от 09.01.2023 признана обоснованной жалоба Козлова Д.А. на действия организатора торгов – ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» при проведении аукциона в электронной форме по продаже земельных участков с кадастровыми номерами 10:03:0072602:1359 (лот 1) и 10:03:0072602:1360 (лот 2) (извещение № 22000154380000000035). В действиях организатора торгов – ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» признано наличие нарушений требований пунктов 3, 9 и 10 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с предписанием от 09.01.2023 № 010/01/18.1-896/2022 организатору торгов – ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» вменено в обязанность в течение трех рабочих дней с момента получения предписания совершить действия, направленные на устранение нарушений требований пунктов 3, 9 и 10 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации путем отмены протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе № 2200015438000000003500201 от 09.12.2022, протокола о результатах аукциона № 2200015438000000003500202 от 13.12.2022, повторном рассмотрении всех заявок участников и дальнейшем проведении аукциона с учетом требований действующего законодательства.

Не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием, Учреждение обратилось в арбитражный с настоящим заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции отказано.

Суд апелляционной инстанции оснований для отмены решения суда не усматривает на основании следующего.

В соответствии с пунктом 18 статьи 39.11 ЗК РФ организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона.

Пунктом 19 названной статьи предусмотрено, что извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Согласно пункту 20 статьи 39.11 ЗК РФ организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведение аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.

В подпункте 7 пункта 21 названной статьи установлено, что извещение о проведение аукциона должно содержать сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе.

В разделе 1.3 извещения о проведении рассматриваемого аукциона указано, что  «Заявки принимаются по месту и в срок приема Заявки, указанные в разделе 1.1 извещения о проведении аукциона путем вручения их организатору аукциона. В случае подачи Заявки Заявителем посредством почтовой связи, риск несвоевременного ее поступления Организатору аукциона несет Заявитель. В случае подачи Заявки посредством направления по электронной почте Заявка и документы, прилагаемые к ней, должны быть подписаны с использованием электронной подписи».

Согласно пункту 1 статьи 39.12 ЗК РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведение аукциона срок следующие документы:

Пунктом 3 статьи 39.12 ЗК РФ установлено, что организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пунктах 1 и 1.1 названной статьи.

В пункте 8 статьи 39.12 ЗК РФ указано, что заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:

Согласно пункту 9 статьи 39.12 ЗК РФ организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок|, внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания организатором аукциона протокола рассмотрения заявок. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписывается организатором аукциона не позднее чем в течение одного дня со дня их рассмотрения и размещается на официальном сайте не позднее, чем на следующий день после дня подписания протокола.

По правилам пункта 10 статьи 39.12 ЗК РФ заявителям, признанным участниками аукциона, и заявителям, не допущенным к участию в аукционе, организатор аукциона направляет уведомления о принятых в отношении них решениях не позднее дня, следующего после дня подписания протокола, указанного в пункте 9 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела, Козлов Д.А. 08.12.2022 в 08:09 (мск) на адрес электронной почты auction@uzr-rk.ru направил заявки на участие в аукционе по двум лотам, содержащие помимо самой заявки паспорт и платёжные поручения об уплате задатков. Указанные заявки были подписаны с использованием электронно-цифровой подписи.

В этот же день, 08.12.2022 в 08:43 (мск) с почтового адреса auction@.uzr-rk.ru в адрес Козлова Д.А. поступила информация о том, что вместе с заявками не были отправлены сами документы в форматах pdf или Word.

Однако, раздел 1.3 извещения о проведении аукциона не содержит требований к форматам предоставляемых документов, в тот числе требований о предоставлении документов в форматах pdf или Word.

 Учреждения считает, что заявки Козлова Д.А. поданы с нарушением требований, установленных Приказом Минэкономразвития России от 14.01.2015 № 7 «Об утверждении порядка и способов подачи заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, заявления о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также требований к их формату».

Вместе с тем, положения вышеуказанного приказа не распространяются на порядок и способы подачи заявок на участие в объявленном аукционе.

Кроме того, в том случае, если Учреждение намеревалось распространить действие данного приказа на порядок подачи заявок на участие в спорном аукционе, Учреждению в соответствии с требованиями подпункта 7 пункта 21 статьи 39.11 ЗК РФ следовало прописать такой порядок в документации об аукционе.

Отсутствие такого указания в документации об аукционе свидетельствует, о том, что требования данного Приказа к участникам аукциона не предъявлялись.

Довод Учреждения о законности его действий ввиду отсутствия в Учреждении технической возможности считать файлы, направленные Козловым Д.А. в электронном виде, также правомерно отклонен судом первой инстанции.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - Закон № 63-ФЗ) электронная подпись представляет собой информацию в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

В пункте 1 статьи 5 Закона № 63-ФЗ указано, что видами электронных подписей, отношения в области использования которых регулируются настоящим Федеральным законом, являются простая электронная подпись и усиленная электронная подпись. Различаются усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее - неквалифицированная электронная подпись) и усиленная квалифицированная электронная подпись (далее - квалифицированная электронная подпись).

Основополагающие принципы использования электронной подписи прописаны в статье 4 Закона № 63-ФЗ:

Условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью, закреплены в статье 6 Закона № 63-ФЗ:

- по лоту 1: Продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, имеющего кадастровый номер 10:03:0072602:1359.

- по лоту 2: Продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, имеющего кадастровый номер 10:03:0072602:1360.

Заявки поданы посредством направления, по электронной почте созданных двух файлов, подписанных усиленной квалифицированной подписью (присоединенной):

- Заявка паспорт задаток Лот l.pdf.sig

- Заявка паспорт задаток Лот 2.pdf.sig

В данные файлы входили: сами заявки, копия паспорта (все листы), сведения о внесении задатков. Данные файлы с документами подписаны присоединенной подписью, т.е. код подписи, внесен в исходный файл.

Заявки и документы, поданные Козловым Д.А. и подписанные им электронной подписью, соответствуют требованиям статей 4, 5, 6 Закона № 63-ФЗ.

В протоколе от 09.12.2022 о рассмотрении заявок на участие в аукционе (извещение № 22000154380000000035) по продаже земельных участков с кадастровыми номерами 10:03:0072602:1359 (лот 1) и 10:03:0072602:1360 (лот 2) отсутствуют сведения о рассмотрении или отклонении заявок, поданных Козловым Д. А.

С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что  Учреждением допущено нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, которое выразилось в необоснованном отказе в рассмотрении заявок Козлова Д,А. и отсутствии в протоколе рассмотрения заявок на участие в аукционе № 2200015438000000003500201 от 09.12.2022 сведений о рассмотрении или отклонении заявок Козлова Д.А. является правомерным.

Оспариваемым предписанием антимонопольный орган указал, что организатору торгов – ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» вменено в обязанность в течение трех рабочих дней с момента получения предписания совершить действия, направленные на устранение нарушений требований пунктов 3, 9 и 10 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации путем отмены протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе № 2200015438000000003500201 от 09.12.2022, протокола о результатах аукциона № 2200015438000000003500202 от 13.12.2022, повторном рассмотрении всех заявок участников и дальнейшем проведении аукциона с учетом требований действующего законодательства.

Таким образом, оспариваемое предписание также направлено на устранение выявленных в рамках рассмотрения жалобы нарушений, обеспечение возможности проведения конкурентных торгов.

Действия (бездействия) Учреждения, выразившиеся в недопуске заявок Козлова Д.А. к участию в торгах по данному аукциону, не соответствуют требованиям закона и документации о проведении аукциона.

Отсутствие программного обеспечения (программы КриптоАРМ и КриптоПро CSP лицензионные продукты), позволяющего прочитать файлы, подписанные присоединенной подписью, предъявление требований, не установленных извещением и документацией (нет требования по форме подписания заявки и документов, разграничения подписания отсоединенной или присоединенной подписью), привели к нарушению законного права Козлова Д.А. на участие в данных торгах.

Данный факт непосредственно ущемил права и законные интересы Козлова Д.А. как потенциального участника торгов.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что решение № 010/01/18.1-896/2022 от 09.01.2023 и предписание № 010/01/18.1-896/2022 от 09.01.2023 соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе фактически сводятся к повторению правовой позиции, изложенной в суде первой инстанции, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.

При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда  Республики Карелия   от 14.03.2023 по делу №  А26-507/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

О.В. Фуркало

Судьи

Н.А. Мильгевская

 А.Б. Семенова