ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-5092/2021 от 07.09.2022 Тринадцатого арбитражного апелляционного суда

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

15 сентября 2022 года

Дело №А26-5092/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2022 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Полубехиной Н.С.

судей Изотовой С.В., Кротова С.М.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии: согласно протоколу судебного заседания от 07.09.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20643/2022) общества с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.05.2022 по делу № А26-5092/2021, принятое по иску: Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия к обществу с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» о взыскании,

установил:

Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» (далее – ответчик, Общество, ООО «Карлис-Вяртсиля») о взыскании 3.897.464 руб. 07 коп., в том числе: 3.895.063 руб. 00 коп. задолженности по арендной плате по договору аренды № 163-з от 24.12.2014 (далее – договор) по сроку на 15.05.2021 и 2 401 руб. 07 коп. пеней за период с 16.05.2021 по 20.05.2021.

Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене. По мнению Общества,начисление арендной платы возможно только на объем древесины, указанной в приложении N 3 к договору; действующим законодательством и договором аренды не предусмотрено начисление арендных платежей за лесную инфраструктуру. В 2018 году условия договора были изменены, лесная инфраструктура из ежегодного объема использования лесов исключена; изменение приложения N 3 к договору возможно исключительно на основании решения суда при наличии оснований, предусмотренных статьей 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).

В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал. Министерство, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя не обеспечило. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, 24.12.2014 между правопредшественником истца – Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (арендодатель) и ООО «Грин Лайн» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № 163-з, в соответствии которым арендодатель на основании протокола о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, передал, а арендатор принял во временное пользование (аренду) лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 49 330 га, кадастровый номер 10:21:0000000:86, расположенный на территории Пряжинского лесничества в <...>, 75-83, 93-103, 107-118, 125-126 Святозерского участкового лесничества<...>, 83-87, 89-101 Кинелахтинского участкового лесничества<...>, 15-22, 24-72 Паннильского участкового лесничества, для использования в целях заготовки древесины; номер учетной записи в государственном лесном реестре: 79- 2014-10(1020); схема расположения лесного участка, его границы и характеристика представлены в приложениях №№ 1 и 2 к договору аренды; ежегодный объем использования лесов приведен в приложении № 3 к договору аренды.

Срок действия договора согласно пункту 7.1 установлен с 01.01.2015 и составляет 25 лет.

Договор зарегистрирован в установленном порядке 21.01.2015 за № 10-10/001-01/140/2014-14/1.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 № 326- П Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.

В связи с переуступкой ООО «Грин Лайн» права аренды лесного участка обществу с ограниченной ответственностью «Карлис-Вяртсиля» (далее - ООО «Карлис-Вяртсиля», арендатор) между Министерством природных ресурсов и экологии РК заключено дополнительное соглашение от 18.04.2018 (дата регистрации - 19.04.2018) к договору.

В соответствии с условиями договора арендатор обязан использовать лесной участок в объеме, установленном в предмете договора, вносить арендную плату в порядке и сроки, установленные договором, приложением № 4.

Согласно пункту 2.1.1 договора размер арендной платы устанавливается путем произведения установленного настоящим договором ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов с учетом установленного коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,5 и коэффициента повышения начальной цены предмета аукциона в результате его проведения в размере 9,25.

Арендодатель ежегодно направляет арендатору уведомление (извещение) о начислении арендной платы на текущий год.

Форма уведомления (извещения) аналогична форме, указанной в приложении № 4 к договору, но не требует подписания со стороны арендатора (пункт 2.1.3 договора).

Уведомлением от 04.05.2021 №1602 (т.1 л.д. 38-39) Министерство сообщило ООО «Карлис-Вяртсиля» об обязанности в срок до 15.05.2021 внести арендную плату за объем рубок в целях создания лесной инфраструктуры, заявленный в лесных декларациях №16 от 01.04.2021, №23 от 16.04.2021, в размере 2898 руб. 00 коп. – в части минимального размера платы в федеральный бюджет, 37 312 руб. 00 коп. – в части превышающей минимальный размер платы в бюджет Республики Карелия.

ООО «Карлис-Вяртсиля» платежным поручением № 414 от 14.05.2021 внесло в федеральный бюджет 2898 рублей арендной платы в части минимального размера по сроку уплаты на 15.05.2021 по уведомлению от 04.05.2021 № 1602.

Претензией № 67 от 20.05.2021 (т.1 л.д. 44) истец известил Общество о неполном расчете с бюджетом, потребовав погасить задолженность в течение 10 календарных дней со дня получения претензии.

На указанную претензию ответчик не ответил, задолженность не погасил, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 3 ЛК РФ имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.

К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).

В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 78 ЛК РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).

Начальный размер арендной платы определяется в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы (пункт 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ).

В силу пункта 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".

Согласно пункту 2 статьи 614 ГК РФ размер арендной платы в договоре аренды может быть установлен, в частности, в виде платежей, вносимых периодически или единовременно, а также может предусматриваться сочетание различных способов определения арендной платы. В связи с этим допускается установление арендной платы таким образом, когда государственное регулирование относится лишь к одному или нескольким элементам предусмотренного в договоре порядка определения размера арендной платы, при этом другие элементы платы утверждаются по результатам торгов, если это не противоречит порядку проведения торгов, установленному в соответствии с федеральным законом.

По смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ по договору аренды государственного или муниципального имущества размер арендной платы, определяемый по результатам проведения торгов, не является регулируемым.

Как следует из материалов дела, Договор заключен в соответствии с условиями проведенного аукциона, при этом согласно пункту 9 протокола об итогах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, от 09.12.2014 N 2 была сформирована итоговая цена Договора - 56 818 133 руб. Цена включает себя минимальный размер арендной платы, определенный в соответствии со статьей 73 ЛК РФ, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, а также сумму, превышающую минимальный размер, подлежащую уплате в бюджет Республики Карелия.

Общество (его правопредшественник) принимало участие в аукционе и заключило договор, реализуя преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок; документация об аукционе включала проект договора, пункт 2.1.1 которого содержал порядок расчета размера арендной платы, и в нем имелось указание на то, что размер арендной платы устанавливается с учетом двух коэффициентов, отсутствовало лишь само значение коэффициента повышения начальной цены предмета аукциона. Условия аукциона в установленном законом порядке не оспаривались.

При этом в пункте 10 названного протокола указано, что размер арендной платы устанавливается путем произведения установленного ежегодного объема использования лесов на ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, с учетом установленного коэффициента для расчета начальной цены предмета аукциона в размере 1,5 и коэффициента повышения начальной цены аукциона в результате его проведения в размере 9,25.

Данный пункт протокола (в том числе указанные в нем коэффициенты) воспроизведен в пункте 2.1.1 Договора.

Согласно протоколу о результатах аукциона от 09.12.2014 №2 была зафиксирована итоговая цена предмета аукциона -56 818133 руб., а также определен порядок исчисления арендной платы.

При этом пунктом 2.1.4 договора предусмотрено, что в случае изменения ежегодного объема использования лесов, действующих ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии с лесным законодательством, бюджетным и иным законодательством, изменения порядка исчисления арендной платы, размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке, с уведомлением об этом арендатора.

Учитывая правила толкования условий договора (статья 431 ГК РФ), пункт 2.1.4 договора об изменении порядка исчисления арендной платы не может быть истолкован отдельно от пункта 2.1.1 договора, определяющего порядок исчисления арендной платы. При этом отсутствие в пункте 2.1.4 договора слова "пропорционально" не свидетельствует об ином смысловом значении указанного пункта.

В протоколе и в договоре не предусмотрен такой порядок расчета арендной платы и ее индексации, который устанавливал бы индексацию только начальной цены аукциона. При этом суд правомерно указал в решении, что начальная цена аукциона утратила свое значение после того, как была сформирована цена договора путем подведения итогов проведения аукциона. Таким образом, довод Общества, основанный на том, что коэффициенты подлежат применению только к начальной цене аукциона, не соответствуют правилам аукциона и условиям аукционной документации и договора.

На основании оценки имеющихся в деле доказательств, правильно применив положения статьи 431 ГК РФ, дав толкование согласованным сторонами условиям договора, суд пришел к обоснованному выводу о том, что коэффициенты подлежат применению к итоговой цене аукциона. Такой вывод ранее подтвержден в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.02.2021 по делу N А26-6769/2019 между теми же сторонами.

Пунктом 4.3.2 договора арендатору предоставлено право осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание лесной инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другие объекты), с указанием в Проекте освоения лесов, лесной декларации и других необходимых документах сведений о территориальном размещении проектируемых объектов.

Виды использования лесов, к числу которых отнесена и заготовка древесины, перечислены в статье 25 ЛК РФ. Создание лесной инфраструктуры не является самостоятельным видом использования лесов и в соответствии с пунктом 1 статьи 13 ЛК РФ допускается в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

При этом создание на лесном участке лесной инфраструктуры является правом, а не обязанностью арендатора. Это означает, что в случае необходимости арендатор в целях создания лесной инфраструктуры вправе изъять лесной ресурс в объеме, установленном Проектом освоения лесов.

Договором аренды лесного участка установлен вид использования лесов "заготовка древесины", который предполагает осуществление арендатором ряда мероприятий, которые самостоятельно определяются и фиксируются Обществом в Проекте освоения лесов.

Арендатор лесного участка определяет объем использования лесов, в том числе для создания объектов лесной инфраструктуры, проектируя данные мероприятия к ежегодному исполнению самостоятельно, но в пределах установленного ежегодного объема использования лесов.

Общим принципом арендных отношений является внесение арендной платы за пользование имуществом. Одним из основных принципов лесного законодательства является платность использования лесов (пункт 11 статьи 1 ЛК РФ).

Так, объем изъятия древесины по лесным декларациям №№16, 23 составил 34 куб.м. Стоимость указанного объема древесины согласно ведомостям материально-денежной оценки лесосек - 2898 рублей. При применении предусмотренных пунктом 2.1.1 договора коэффициентов сумма подлежащей уплате арендной платы составляет 40 210 рублей (2898 рублей х 1,5 х 9,25), из которых 2898 рублей - арендная плата в части минимальных ставок, подлежащая оплате в федеральный бюджет, 37 312 рублей (40210 рублей - 2 898 рублей) – в части, превышающей минимальные ставки – в бюджет Республики Карелия.

Размер арендной платы за объем рубок, произведенных в целях создания лесной инфраструктуры, указанный в уведомлениях, был рассчитан Министерством в соответствии с пунктом 2.1.1 договора. В настоящем случае коэффициенты 1,5 и 9,25 подлежат применению для расчета арендной платы за весь объем использования лесов в рамках договора аренды лесного участка, в том числе за объемы изъятия лесных ресурсов в целях создания лесной инфраструктуры.

Общество не отрицало, что согласно документам в отношении создания объектов лесной инфраструктуры заявлена и проводилась сплошная рубка. Данные об объеме рубки, использованные Министерством, не являлись произвольными, а подтверждены сведениями самого Общества.

Математически расчет Министерства по спорному основанию Обществом не опровергнут.

Кроме того, Общество внесло арендную плату за объем рубок в целях создания лесной инфраструктуры в части минимального размера арендной платы (федеральный бюджет) со сроком уплаты на 15.05.2021, начисленной на основании Уведомления №1602 от 04.05.2021.

Ссылка Общества на иную судебно-арбитражную практику не учитывает различия в фактических обстоятельствах дел.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.05.2022 по делу № А26-5092/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.С. Полубехина

Судьи

С.В. Изотова

С.М. Кротов