ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А26-5334/17 от 16.10.2017 АС Республики Карелия

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65

http://13aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург

18 октября 2017 года

Дело № А26-5334/2017

Резолютивная часть постановления объявлена      октября 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме   октября 2017 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда  Несмиян  С.И.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1,

при участии: 

от истца: ФИО2, по доверенности от 25.08.2016;

от ответчика: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер  АП-22494/2017 )  акционерного общества "Карельский окатыш" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.08.2017 по делу № А26-5334/2017 (судья Михайлова А.В.), принятое

по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к акционерному обществу "Карельский окатыш"

о взыскании 322 597 рублей 84 копеек,

установил:

открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "Российские железные дороги") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с акционерного общества "Карельский окатыш" (далее - АО "Карельский окатыш") 322 597 рублей 84 копеек платы за нахождение подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решением от 03.08.2017 Арбитражный суд Республики Карелия иск удовлетворил.

В апелляционной жалобе АО "Карельский окатыш" просит решение от 03.08.2017 отменить, в иске отказать, пояснив, что плата начислена неправомерно вследствие    неравномерной  подачи вагонов под погрузку.

Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Карелия от 03.08.2017 проверены в апелляционном порядке.

Из материалов дела следует, что между ОАО "РЖД" (перевозчик) и АО "Карельский окатыш" (владелец) 24.06.2015 года заключен договор № 47/14/М (далее - договор), регулирующий эксплуатацию принадлежащего ответчику железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Костомукша - Товарная Октябрьской железной дороги стрелочным переводом № 74, локомотивом владельца (пункт 1). Срок действия договора установлен в пункте 30 договора - с 01.04.2016 года по 31.03.2017 года.

В соответствии с пунктом 5 договора уведомление о подаче вагонов передается перевозчиком владельцу не позднее, чем за два часа до объявленной перевозчиком готовности передаточного состава на выставочном пути.

Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования  владельца производится (пункт 6 договора):

- порожние вагоны под погрузку, сборные передаточные составы – по уведомлению с интервалом между подачами два часа. По согласованию сторон интервал между подачами может быть сокращен;

- груженые под выгрузку вагоны - по уведомлению, переданному не позднее, чем за два часа до планируемой подачи.

Пунктом 7 договора определено, что сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на любой из свободных приемоотправочных (выставочных) путей №№ 3, 5-12 станции Костомукша - Товарная, где производится осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении, в соответствии с ЕТП, под роспись в памятке приемосдатчика. Дальнейшее продвижение вагонов с выставочных путей производится локомотивом владельца.

В соответствии с пунктом 20.1 договора владелец уплачивает перевозчику за нахождение на железнодорожных путях общего пользования порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом по причинам, зависящим от владельца, плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе. Плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе взимается по ставкам Таблицы 1 Тарифного руководства за все время ожидания (задержки) приема вагонов. Указанная плата взимается по истечении двух часов с момента передачи уведомления, предусмотренного пунктом 5 договора. Фактом ожидания (задержки) приёма вагонов считается невозможность приема владельцем вагонов в срок, установленный настоящим договором или правилами перевозок грузов, по причинам, не зависящим от перевозчика. Факт задержки (ожидания) оформляется актом общей формы.

В период с 08.06.2016 года по 18.06.2016 года прибывавшие в адрес владельца на станцию Костомукша-товарная Окт.ж.д. вагоны находились на выставочных путях сверх установленного норматива времени для их приема локомотивом владельца на свой путь, в связи с чем на основании пункта 20.1 договора ОАО "РЖД" начислило АО "Карельский окатыш" 322 597 рублей 84 копейки платы за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования.

Факт нахождения спорных вагонов на путях станции Костомукша - Товарная в ожидании их подачи на пути необщего пользования по причине не предоставления владельцем пути локомотива подтверждается актами общей формы №№ 2/9630, 2/9690, 2/9860,2/9659, 2/9704, 2/9798, 2/9791, 2/9816, 2/9868, 2/9872, 2/9871, 2/9970, 2/9884, 2/9901, 2/9914, 2/9939, 2/9949, 2/9969, 2/9972, 2/9963, 2/10052, 2/10120, 2/10119, 2/10267, 2/10195, 2/10230, 2/10370, 2/10387, 2/10277, 2/10501.

Поскольку ответчик добровольно плату не внес, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Суд иск удовлетворил. Решение обжаловано.

Суд апелляционной инстанции оставил жалобу без удовлетворения ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 36 УЖТ РФ по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.

Согласно части 11 статьи 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени, в том числе ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.

Частью 12 статьи 39 УЖТ РФ предусмотрено, что если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением.

В соответствии с частью 13 УЖТ РФ оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).

В качестве доказательств наличия оснований для начисления ответчику платы за пользование ОАО "РЖД" представило в материалы дела акты общей формы, согласно которым спорные вагоны находились на путях общего пользования станции Костомукша-Товарная в ожидании подачи на путь необщего пользования АО "Карельский окатыш" по зависящим от него причинам (вагоны грузополучателя находились на выставочных путях сверх установленного норматива времени для их приема локомотивом владельца на свой путь).

На основании данных актов ОАО "РЖД" выполнило расчет исковых требований.

Апелляционный суд отклоняет доводы АО "Карельский окатыш" о наличии у перевозчика обязанности по планированию доставки порожних вагонов, поскольку статьи 11 и 12 УЖТ РФ содержат разный круг обязанностей перевозчика при приеме заявок на перевозку грузов и согласовании запросов-уведомлений на перевозку порожних вагонов, при том, что подача заявок на перевозку порожних вагонов УЖТ РФ не предусмотрена, а правила о непрерывном планировании перевозок, закрепленные в статье 11 УЖТ РФ, имеют отношение к перевозке грузов, а не порожних вагонов.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 УЖТ РФ по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную  накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.

Части 2, 3, 5 ст. 36 УЖТ РФ содержат перечень ситуаций, позволяющих грузополучателю отказаться от принятия прибывших в его адрес грузов или приема порожних вагонов. В этом случае по правилам ч. 14, 15 ст. 36 УЖТ РФ получатель освобождается от внесения платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе. Таких отказов ответчик не заявлял, что свидетельствует о нахождении вагонов на путях общего пользования в спорный период в соответствии с его волей, а значит, по зависящей от него причине.

Вывод об отсутствии у перевозчика обязанности планировать и регулировать перевозочный процесс изложен в постановлениях Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.12.2016 N Ф07-9136/2016, Ф07-11300/2016 по делу N А26-11405/2015.

В соответствии со ст. 33 УЖТ РФ, п. 2 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07 августа 2015 г. № 245 (далее - Правила № 245) перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. В силу ст. 33 УЖТ РФ и п. 14 Правил № 245 грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в накладной срока вагоны с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. Порожние вагоны считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки порожний вагон прибыл на железнодорожную станцию назначения и может быть подан получателю или на железнодорожный выставочный путь, о чем перевозчик уведомляет получателя.

Таким образом,  вагоны доставлены ответчику в срок, что соответствует требованиям ст. 33 УЖТ РФ, а потому не может считаться нарушением правил перевозки грузов.

Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелияот 03.08.2017   по делу А26-5334/2017оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Судья

С.И. Несмиян