ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 65, лит. А
http://13aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
02 ноября 2021 года | Дело № А26-5346/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме ноября 2021 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Снукишкис И.В.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): 1) не явился, извещен 2( ФИО1 к системе онлайн-заседаний не подключился
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-30321/2021 ) ООО "Надвоицкая управляющая компания" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.07.2021 по делу № А26-5346/2021 (судья Левичева Е.И.), принятое
по заявлению ООО "Надвоицкая управляющая компания"
к 1) Отделению судебных приставов по Сегежскому району УФССП по Республике Карелия; 2) Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия
должник: Администрация Надвоицкого городского поселения
о признании незаконным постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Надвоицкая управляющая компания» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>, адрес: 186420, Республика Карелия, <...>, далее – заявитель, взыскатель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства от 18.06.2021.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Отделение судебных приставов по Сегежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрации Надвоицкого городского поселения (далее – должник, администрация).
Решением суда первой инстанции от 29.07.2021 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просил решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требований.
Стороны, заинтересованные лица, третье лицо, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ступившими в законную силу судебными актами по делу № А26-11658/2019 с Администрации Надвоицкого городского поселения за счет казны муниципального образования в пользу Общество с ограниченной ответственностью «Надвоицкая управляющая компания» взыскана задолженность в сумме 727018,20 рублей, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 17540 рублей, 06.07.2020 выдан исполнительный лист.
03.08.2020 взыскатель направил исполнительный лист в МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных образований».
Поскольку требования исполнительного документа исполнены не были Общество направило претензию от 14.10.2020.
15.10.2020 МКУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных образований» уведомило взыскателя, что исполнительный документ направлен в Администрацию Надвоицкого городского поселения, принятие к учету и оплата данного исполнительного документа не представляется возможным в связи с отсутствием лимитов бюджетных обязательств на 2020 год.
14.11.2020 Администрация Надвоицкого городского поселения уведомила взыскателя о том, что требования исполнительного документа будут исполнены при поступлении финансирования. При этом исполнительный лист был утрачен должником.
19.02.2021 Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о выдаче дубликата исполнительного листа, в связи с его утратой должником.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 09.03.2021 по делу 3 А26-11658/2019 заявление Общества удовлетворено. 08.04.2021 выдан дубликат исполнительного листа.
25.05.2021 Общество направило исполнительный документ для добровольного исполнения в Управление Федерального казначейства по Республике Карелия.
03.06.2021 УФК по Республике Карелия возвратил исполнительный лист без исполнения, указав на необходимость направлять документы для исполнения в Финансовый орган публично-правового образования – Администрацию Сегежского муниципального района.
16.06.2021 взыскатель направил исполнительный документ для добровольного исполнения в Отделение судебных приставов по Сегежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия.
18.06.2021 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Полагая, что отказ в возбуждении исполнительного производства не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
В соответствии с частью 1 статьи 329 АПК РФ постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных названным Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 1 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 30 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Федеральным законом.
Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства определен в статье 31 Федерального закона N 229-ФЗ.
На основании пункта 8 части 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" разъяснено, что Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ, Кодекс) установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 239 БК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится.
Пунктом 3 статьи 239 БК РФ установлено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с БК РФ на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно пункту 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
На основании статьи 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия в соответствии с настоящим Кодексом должнику как получателю средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление N 13) правила статьи 161 БК РФ, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
Как определено статьей 6 названного Кодекса, под финансовым органом муниципального образования понимается орган (должностное лицо) местной администрации муниципального образования, осуществляющие составление и организацию исполнения местного бюджета.
Ведение учета и осуществление хранения исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, осуществляют органы, исполняющие судебные акты - Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований (пункт 7 статьи 242.2 БК РФ).
В силу пункта 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств соответствующего бюджета должно быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования) в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного листа на исполнение указанному органу.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в силу которого обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 239 БК РФ.
Правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Установленное главой 24.1 БК РФ правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств.
При этом механизм принудительного исполнения, закрепленный Законом N 229-ФЗ, не используется, кроме случаев, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. При поступлении исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства на основании пункта 8 части 1 статьи 31 Закона N 229-ФЗ.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится за исключением случаев, установленных Бюджетным кодексом РФ. Указанные случаи предусмотрены в ст. 242.3 – 242.5 БК РФ, согласно которым если счета должнику открыты в учреждении Банка России или кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Законом об исполнительном производстве.
В рассматриваемом случае Обществом не представлено доказательств, что у Администрации Надвоицкого городского поселения открыты счета в учреждении Банка России или кредитной организации.
Учитывая отсутствие доказательств открытия Администрацией счетов в учреждении Банка России или кредитной организации, рассматриваемой исполнительный документы не подлежит исполнению службой судебных приставов.
На основании изложенного постановление от 18.06.2021 об отказе в возбуждении исполнительного производства соответствует требованиям действующего законодательства.
В соответствии с соглашением об осуществлении Управлением Федерального казначейства по Республике Карелия отдельных функций по исполнению бюджета Надвоицкого городского поселения при кассовом обслуживании исполнения бюджета территориальным органом Федерального казначейства учет кассовых операций со средствами бюджета осуществляется в соответствии с Порядком от 10.10.2008 N 8н на следующих лицевых счетах, открытых в Управлении Федерального казначейства по Республике Карелия в соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденных приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н:
03063005020 - лицевой счет получателя бюджетных средств, открыт - 31.07.2010;
04063005020 - лицевой счет для администратора доходов бюджета, открыт - 31.12.2008;
05063005020 - лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, открыт - 08.08.2014;
08063005020 - лицевой счет администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета, открыт - 31.07.2010.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, исполнительный документ в отношении Администрации по взысканию задолженности, в соответствии с требованиями положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, должны были быть в первую очередь предъявлены в Управление Федерального казначейства по Республике Карелия и только при наличии отметки указанного органа, что отсутствует возможность исполнения данных судебных актов, направлены в службу судебных приставов.
Таким образом, поскольку у Администрации открыт лицевой счет в Управлении Федерального казначейства по Республике Карелия и отсутствуют счета в Банке России или иной кредитной организации, то судебный пристав правомерно отказал в возбуждении исполнительного производства.
Ссылка на письмо УФК по Республике Карелия от 03.06.2021 отклоняется апелляционным судом, поскольку данный документ не подтверждает отсутствие возможности исполнения судебного акта казначейством в котором открыты лицевые счета должника. Правомерность возврата исполнительного документа УФК по Республике Карелия без принятия к исполнению, может являться предметом судебной проверки в рамках самостоятельного спора.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
В апелляционной жалобе Общество не приводит иных доводов, которые не были бы надлежащим образом оценены судом первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.07 .2021 по делу N А26-5346/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | О.В. Горбачева | |
Судьи | М.В. Будылева Л.П. Загараева |